Dmitry_A: Блог

 

Dmitry_A

старожил

Ольга Вардашева и Людмила Невзгляд в 70-х годах исполняли песню «Момчета». На пластинке писалось, что это якобы болгарская народная песня.

На самом деле это переделка популярного французского шлягера, исполнявшегося Филиппом Лавилем:

Philippe Lavil Avec Les Filles Je Ne Sais Pas.
Avec les filles je ne sais pas Quand il faut ou quand il faut pas Parler du temps ou bien parler d'amour Aller chez moi ou faire la cour Quand l'une d'entre elles me dit : "Pour qui vous me prenez ? Je ne suis pas celle que vous croyez ! " Je me dis ne te fais pas d'illusions Rentre tout seul à la maison Et c'est Panpan mon copain de toujours Qui l'emmène chez lui Disant viens faire un tour Et moi je reste là A me mordre les doigts (Refrain) Mais si Panpan était plus beau que moi Il est moche et fauché Je sais ce qu'il me doit Je n'vois pas ce qu'il a Pour plaire mieux que moi.

Гугл ничего путного не принёс, поэтому прошу наших болгарских друзей рассказать, известна ли песня «Момчета» в Болгарии, исполнялась ли она болгарскими певцами, известен ли автор болгарского текста?
Ну и насколько правильно поёт по-болгарски ленинградский дуэт?
 

Dmitry_A

старожил

Решил я поставить в телефон карточку побольше: 64 ГБ вместо 8. Новую карту отформатировал в FAT32. Долго пытался перенести данные на новую карту, в конце концов додумался снять образ старой карты на ноуте с Linux Mint системными средствами, после записи этого образа на новую карту телефон наконец её увидел. Но незадача в том, что он видит по-прежнему 8 ГБ. Получилось так, что образ встал на новую карту 8-гигабайтным разделом, и я не знаю, как расширить этот раздел на всю карту.
Прошу подсказок.
 

Dmitry_A

старожил

По настоятельной рекомендации Ведмедя дублирую здесь свой сегодняшний ЖЖ-шный пост:

Под этим названием я подразумеваю территории, не входящие целиком или частично в юрисдикцию Китайской Народной Республики, но где китайский этнос составляет абсолютное большинство населения, и где китайский язык является официальным, а именно: Тайвань (98%), Гонконг (95%), Сингапур (75%), Макао (95%) — в скобках указан процент ханьского населения.

У этих четырёх территорий имеется много общих признаков; впрочем, не все признаки свойственны каждой из них. Рассматривая совокупность этих признаков, «маленькие Китаи» можно группировать по-разному.

География

Тайвань и Сингапур полностью расположены на островах, Гонконг и Макао частью на островах, частью на материке.


Городской центр Гонконга находится на северном берегу острова Гонконг. Материковая часть города называется Коулун, пригороды и сельская местность относятся к Новым территориям. В состав Новых территорий входит также большинство островов.


Городской центр Макао расположен на полуострове Аомэнь (по-кантонски Оумун). Острова Тайпа и Колоан соединялись между собой мостом; с материка на Тайпу ведут два моста. После присоединения Макао к КНР между Тайпой и Колоаном была насыпана широкая дамба, теперь это фактически один остров.


Кроме собственно острова Тайвань, под контролем Китайской Республики находятся Пескадорские острова и острова Цзиньмэнь и Мацзу непосредственно у побережья провинции Фуцзянь.


Сингапур расположен на одноимённом острове; ему принадлежат также несколько близлежащих мелких островов.

Коренное население

Ханьцы являются коренным этносом в Гонконге и Макао. В Сингапуре и, как ни странно, на Тайване они являются пришлым населением.

Китайский язык

Путунхуа, он же мандарин, до самого недавнего времени не был официально используемым вариантом китайского языка в Гонконге и Макао. Он получил официальный статус только после присоединения этих территорий к КНР.

До того единственным официально признанным диалектом китайского языка там был гуандунский. Он, собственно, и сейчас остаётся наиболее широко используемым языком. Объясняется это тем, что гуандунский для коренного населения Гонконга и Макао является родным диалектом, так как до колонизации они входили в состав провинции Гуандун.

В Сингапуре и на Тайване мандарин является официальным языком. В Сингапур иммигрировали китайцы из самых разных местностей, без заметного преобладания какой-либо диалектной группы, вследствие чего не произошло победы одного диалекта над остальными. Потому волевым решением для всего китайского населения Сингапура путунхуа был назначен официальным языком.

На Тайване китайское население говорило на миньнань (южнофуцзяньском) и хакка. Мандарин стал на Тайване официальным в 1945 году, с возвращением острова Китаю и приходом гоминьдановской администрации.

В Сингапуре, как и в КНР, нормативной является упрощённая иероглифика. Остальные используют традиционную иероглифическую письменность.

Один и тот же текст в упрощённом и в традиционном написании:

与日本新流感病例同机 少女住院隔离

與日本新流感病例同機 少女住院隔離

Другие языки

В силу колониального прошлого «маленьких Китаев» многие из живущих там китайцев владеют языками бывших метрополий. Для Гонконга и Сингапура это английский, для Тайваня — японский, для Макао — португальский.

Из некитайских языков наиболее прочны позиции у английского в Сингапуре. Сейчас он используется едва ли не больше, нежели в колониальные времена. Дело в том, что кроме китайцев, там есть ещё две больших этнических группы: малайцы и тамилы. Естественным образом роль языка межэтнического общения досталась английскому. Плюс к этому популярность английского в мире и его обязательное преподавание в школах привели к тому, что даже между собой молодые сингапурские китайцы чаще говорят по-английски.

В Гонконге английский тоже позиций не теряет, хоть и не отвоёвывает их у китайского.

Португальский в Макао используется мало, можно сказать, по инерции.

Японский хорошо знают тайваньцы преклонного возраста, заставшие японское колониальное правление. Впрочем, в силу экономического и культурного влияния Японии у многих молодых тайваньцев существует интерес к изучению японского языка.

Колониальное прошлое

Все «маленькие Китаи» в прошлом были колониями. Началось всё с Макао, где высадились португальцы. Затем конкуренты португальцев по азиатской торговле голландцы прибрали к рукам Тайвань, который тогда назывался португальским словом Формоза. Английская Ост-Индская компания в лице Т. С. Раффлза основала поселение на безлюдном острове Сингапур. И позднее всех был основан город Виктория на захваченном англичанами в ходе Первой опиумной войны острове Гонконг.

Три из этих территорий захватывали японцы: Тайвань по…

Дальше »»»
 

Dmitry_A

старожил

Запостил в ЖЖ свои фотографии из музея в Хайларе:


Хайларский укрепрайон


19 июня посетил музей антияпонского сопротивления в Хайларе. Он размещается на одном из сохранившихся участков японского фортификационного комплекса ( 海拉尔要塞 ) …

// dmitry-a.livejournal.com
 
 

Dmitry_A

старожил

Кто из наших американцев ездил городскими автобусами, отзовитесь, пожалуйста!

1. Оплата проезда: расценки, принцип расценок (по расстоянию, по числу проеханных остановок, или ещё как нибудь), вид оплаты (покупаешь билет или просто платишь, а может, есть карты с чипом), есть ли абонементы на месяц/год.
Если платишь наличкой, то при посадке или при выходе?
Расценки одинаковы для всех или есть льготные категории пассажиров? Можно ли ездить с домашними животными и как за них платить?
2. Организация остановок: если по одной улице ходит более одного маршрута, остановки совмещаются или для каждого маршрута своя?
3. Есть ли установленные графики движения автобусов по маршруту, выдерживаются ли они?
 

Dmitry_A

старожил

Стэнли Хиллер изобрёл оригинальную схему конструкции двухлопастного несущего винта с совмещённым горизонтальным шарниром. В самом упрощённом описании она выглядит так:


Втулка подвешена к валу 8 на универсальном шарнире 2, что позволяет ей не только качаться относительно вала, но и вращаться (естественно, в небольших пределах) относительно собственной продольной оси. Перпендикулярно втулке на осевом шарнире закреплён так называемый серворотор 4. Лопатки 3 серворотора имеют угол атаки 0 градусов. Тяга 6 от вращающегося кольца автомата перекоса (АП) 7 поворачивает серворотор в осевом шарнире, при этом одна из лопаток получает положительный угол атаки, другая — отрицательный, соответственно, диск вращения серворотора наклоняется. Наклоняясь, серворотор заставляет втулку НВ поворачиваться относительно продольной оси; при этом угол атаки одной лопасти уменьшается, другой лопасти — увеличивается. Таким образом происходит управление циклическим шагом; что интересно, без задействования осевых шарниров лопастей. Осевые шарниры в схеме Хиллера нужны для управления общим шагом — это отдельная подсистема, без которой могут обходиться радиоуправляемые модели вертолётов.

Типичный радиоуправляемый вертолёт. Система Хиллера во всей наглядности.

Теперь перейдём к некоторым подробностям. На этом рисунке конструкция Хиллера изображена такой, какая была на настоящем вертолёте (Hiller UH-12, военное обозначение H-23):

(рисунок из учебника В. Н. Далина и С. В. Михеева «Конструкция вертолётов»)

Здесь универсальный шарнир расположен несколько выше продольной оси НВ. Серворотор состоит из двух стержней, не соединённых между собой, поэтому каждый стержень имеет собственный поводок, соединённый с АП не тягой, а шлиц-шарниром 9. Шлиц-шарнир нужен для того, чтобы при взмахе серволопасти угол её установки не увеличивался. Геометрия изменения угла установки серволопасти показана на врезке справа. В схеме на первом рисунке такой проблемы нет, так как там шарнир поводка, расположенного в плоскости вращения серворотора, находится в плоскости вертикальной проекции НВ, и можно обойтись жёсткой тягой.

Каждая лопасть имеет собственный осевой шарнир, однако поводок 3 не связан с АП, а имеет соединение только с вертикально перемещающейся внутри вала НВ штангой общего шага 6. Так как поводок выведен вперёд, то при взмахе лопасти вверх тяга 4, соединяющая поводок со штангой, заставляет лопасть уменьшить угол установки, то есть геометрия механизма общего шага обеспечивает компенсацию взмаха.

Система Хиллера распространена мало. В качестве свежего примера можно привести разве что бельгийский Masquito masquito.be . Однако в мире радиоуправляемых вертолётов она используется практически повсеместно.

Несущий винт геликоптера Masquito.
 

Dmitry_A

старожил

Это изобретение инженера фирмы Bell Артура Янга — самая известная реализация двухлопастного НВ с совмещённм шарниром. Её характерной особенностью является гироскопический стабилизатор, смонтированный непосредственно на втулке и включенный в схему управления шагом.
(рисунок из учебника В. Н. Далина и С. В. Михеева «Конструкция вертолётов»)

Стержень стабилизатора 4 через рамку 5 подвешен к валу НВ на шарнире 6 перпендикулярно втулке 3. Тяга 11 от автомата перекоса 23 (на данном рисунке через шлиц-шарниры 15 и 14 и каретку общего шага 25) через дифференциальную качалку 7 связана с рамкой стабилизатора; с поводком 10 лопасти качалка связана тягой 9.

Стабилизатор стремится сохранять плоскость вращения перепендикулярно валу, и при возникновении возмущений передаёт гасящие воздействия на качалку. Это происходит примерно так:
При наклоне АП тяга 11 движет качалку вверх или вниз, туда же движется влекомый тягой 9 поводок, лопасть увеличивает или уменьшает угол атаки. Плоскость вращения НВ наклоняется, на валу появляется опрокидывающий момент. Вращающийся стабилизатор стремится сохранить первоначальное положение, и благодаря шарнирной подвеске это ему поначалу удаётся. При этом точка подвески качалки к рамке смещается в сторону, противоположную движению тяги 11 от АП, из-за чего ход тяги 9 уменьшается, соответственно угол атаки изменяется на меньшую величину. Таким образом, гироскопический стабилизатор демпфирует наклон плоскости вращения НВ.

Когда управляющее воздействие прекращается, опрокидывающий момент исчезает, и стабилизатор вновь стремится занять положение перпендикулярно валу НВ. Чтобы он проделал это без излишних колебаний вокруг равновесного положения, установлены демпферы 13, соединённые с рамкой тягами 12.

В равной мере стабилизатор демпфирует внешние возмущения. К примеру, из-за порыва ветра конус НВ наклонился. Появляется опрокидывающий момент, и стабилизатор стремится сохранить первоначальное положение. Так как при этом точки соединения качалки с рамкой и тягой 11 остаются условно неподвижны, движение взмахнувшей лопасти встречает сопротивление тяги 9, что вызывает уменьшение угла атаки; на опустившейся лопасти (не забываем, что у нас полужёсткий НВ с совмещённым шарниром) угол атаки благодаря симметричной работе стабилизатора соответственно увеличится.
Фото втулки UH-1D. Хорошо видны рамка (5), качалка (7), тяги (слева направо на переднем плане): длинная от автомата перекоса (11), короткая к поводку лопасти (9), несколько более длинная (12) от рамки к демпферу (13).

Конструкция Белла-Янга распространена очень широко, благодаря самой массовой в мире серии UH-1. Тем не менее, в своих более новых разработках, начиная с модели 206, фирма не использует механический стабилизатор. Потому, вероятно, что это всё-таки дополнительные шарнирные соединения, требующие обслуживания и контроля состояния. Задача стабилизации возлагается на автоматику системы управления.
Фото Bell-206. Полужёсткий НВ с совмещённым шарниром, уже без гиростабилизатора.
 

Dmitry_A

старожил

Пишу в ЖЖ мемуары ;-) о поездке по Тайваню в сентябре-октябре 2007 года.
Ссылка на заглавный пост:

Путешествие по Тайваню. Часть 1

Осенью 2007 года я приблизился к осуществлению давнего желания — посетить Тайвань. Хотелось логически завершить этим серию поездок в «маленькие Китаи». Тайвань —…

// dmitry-a.livejournal.com
 
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru