RLAN: Блог

 

RLAN

старожил

Начну новую тему, возможно в ней будет какая то польза.
Идея сделать двигатель ТТ используя окислителем замороженную перекись водорода старая и не моя, скорее всего.
Где то такие мысли мелькают. Моя она стала давно, в процессе работы над ГРД на перекиси, лет 13 назад.
Со временем первоначальные сильно прожектерские идеи трансформировались во вполне реализуемые очертания.
Но руки не доходили, все оканчивалось очередной итерацией мозгового штурма.
Волею судеб пришлось коснуться перекиси снова.
Выскажу свое отношение к перекиси как ракетному окислителю/монотопливу вообще.
Считаю ее интересным продуктом для определенных, достаточно узких приложений. Рассматривать ее как основной окислитель космических носителей
я бы не стал и не советовал бы. Имею ввиду первые ступени и классичекое построение жидкостных ступеней.
Сделать, конечно, можно. Но ни эффективными, ни успешными такие изделия не будут. Это уже пройдено давно и никаких прорывных идей с того времени не появилось. Поэтому мое отношению к подобным стартапам критичное, хотя я всем желаю успеха а себе - ошибки в этом вопросе.
Но идею использовать замороженную перекись и достоинства РДТТ считаю прорывной идеей, которая может изменить ситуацию с этим окислителем в значительно более выгодную сторону.
 

RLAN

старожил

Конечно, с технической точки зрения - это безделица.
Все равно хочется сделать, и не "понты" виной, этим я не страдаю.
Хочется красивой картинки, шоу, хоть не всем присутсвующим это нравится.
Практически задачи не мешают друг другу, и если я брошу одну, вторая от этого не выиграет, а двигатели отлаживать по любому.

Посмотрел на фанеру, тонкая (для оболочки) только 4 (визуально-потоньше)3слоя шпона.
Говорят была когда-то авиамодельная тонкая, но сейчас нет.
Согнуть можно с трудом, нагрев помогает?

По поводу системы спасения. боковой люк не получится, по крайней мере просто.
А через обтекатель надо как то исхитрится, что бы и держался хорошо, и не перекашивался, внутри корпуса продольно-поперечный набор.
 

RLAN

старожил

В такую жару тема подходящая, все равно делать руками ничего не хочется,
а потеоретизировать можно.

Если в камеру (двигатель) налить воды и разогреть, возникнет повышенное давление.
Наливать, естественно, нужно не до полна.
Зависимость давления от температуры - график(или таблица) давления насыщенных водяных паров легко найти.
При 200С давление будет порядка 16атм, при 300С - порядка 89атм.
При достижении критической температуры давление уже 220атм, что многовато.
А вот порядка 60-80 вполне ничего.
При правильной конструкции форкамеры и сопла можно получить хорошее парообразование и у.и. (на вскидку) до 100с.
Хотя эту цифру я взял с потолка, из общих рассуждений.
Расчитать не могу.

Такие ракеты делаются любителями, видео полетов встречал.
А главное как удобно, Приехал, залил, сунулшнур в прикуриватель (или генератор, если побольше) подождал пока нагрелось до нужной температуры/давления, запустил.

Но подводных камней немало.
До каких температур нужно греть?, что бы на парообразование хватило, или лучше парожидкостная фаза?
Из какого материала лучше все делать, нержавейка термостойкая, или может композиты какие?
Где найти коэффициенты термического разупрочнения материалов?
Как уплотнять стартовый клапан/заглушку? какие резины это держат (300С).

Очень люблю дискуссию :)
 

RLAN

старожил

Продолжение темы.
Предыдущий том
Создание ракеты "Проект АРМ1", том2
 

RLAN

старожил

Non-conformist> Фото вижу; отчета не нашел. Если решил агитировать, то агитируй: напиши вкратце хотя бы, что видел, что спрашивал, что рассказывали.

Пристыдил :)
Клавиши бить не собирался. Да ладно.
Из Николаева ехали на Южноукраинск, мимо АЭС, заехали на ГАЭС, очень красиво.
Остановились на Южном Буге, возле Мигии, красивый берег, пороги, живописный закат.
Во второй половине следующего дня (первую - активно отдыхали) поехали в музей РВСН. Дивизия располагалась в Первомайске, имела 10 полков. В каждом - 10 ракетных шахт. Друзья американцы взорвали все, оставили только командный пункт БРК2 и совмещенную с ним ракетную шахту. Правда, предохранились, и залили ее бетоном до уровня -6м.
На базе этого КП организован музей. В нем собрано много экспонатов из учебных баз РВСН, с каких то училищ и военных кафедр. Вскрытые двигатели, ТНА, ПАДы, и пр. Стенды боевых постов, макеты и пр.
Данный КП и шахта построены в 1979г. Сначала там были УР100 (точнее не знаю), затем (со слов экскурсовода, бывшего офицера РВСН) 15Ж30 (не знаю, что это), с 88 года - 15Ж60 (стационарный Скальпель). После распада Союза части продолжали нести боевое дежурство (управлялись Москвой) до 94-95 года, когда вывезли все ЯО. Затем еще несколько лет существовало тестовое дежурство КП в режиме ликвидации. Сейчас музей.
Сначала экскурсия по наземной экспозиции , затем по подземным коридорам идем к входу на КП, толстые бронедвери, шлюз. Попадаем на крышу стального пенала высотой 33м и диаметром 3,3м,массой 133т в 12 этажей, подвешенного на амортизаторах и стальных тросах внутри большого стального цилиндра из 6см стали залитого в 6м бетон. Сверху - 200т крышка.Для пущей устойчивости к внешним нагрузкам он был еще под постоянным внутренним давлением. В верхней части наружного пенала было наморожено 35Т льда. Автономность КП составляла 45сут, группа, которая могла успеть там замуроваться - это дежурная смена операторов, 6 офицеров.
Пока экскурсовод повез семью из Прибалтики на нижний уровень, мы вызвались остаться на крыше КП. Поскольку я человек любопытный, полез вниз по наружным лестницам к нижним ярусам Долез где то до середины шахты, посмотрел подвеску, кабельные коммуникации, пути и выходы аварийной эвакуации.
Затем с экскурсоводом опустились на нижний ярус, в комнату отдыха на 3х человек,
по лестнице на -11 уровень, собственно КП. Там места 3х операторов, в мирное время дежурили двое.
Пуск обеспечивали вдвоем, одновременным поворотом ключа и нажатием на кнопку Пуск. Причем тренировки пуска происходили каждую дежурную смену (6ч), видимо, что бы в случае чего не возникло ни каких сомнений. Хотя, команда на пуск могла пройти и без участия дежурной смены, напрямую из Москвы. Вариантов на доведение приказа было множество, один из которых - сигнал командной ракеты, антенны приема сигнала от которой стояли как на КП так и на каждой шахте.
Что интересно, знамя части (полка) постоянно находилось на КП.
После КП пошли к ракетной шахте, посмотрели автотехнику, транспортеры и установщики ракет, транспортеры и установщики КП. Пост охраны с башней и пулеметом, периметр охраны с различными датчиками, емкостными, радиолучевыми, сейсмическими.
Для меня наибольшим откровением стало то, что каждую шахту охраняла дежурная смена 3-4 дня безвылазно из 1 солдата и 1 сержанта. В моей армейской жизни подобное было невозможно в принципе.
Кроме того на улице демонстрируется крылатые ракеты Х-22Н и 15А18М Воевода, именно та, что стоит на БД в России. Не думаю, что это корректно, со стороны Украины, ну да ладно.
Почему не почистили и не привезли Скальпель (15Ж60/61) я спрашивал, ответа не получил.
Экскурсовод в теме, грамотный, приятно слушать. Но когда расказывал про Сатану, начал утверждать, что там перый двигатель-утопленник. Я ему рассказал про макеевские ракеты, про морские ракеты он оказался не в курсе.
 

RLAN

старожил

Хочу предложить поговорить о проекте, одной из целей которого - добраться до космоса.
Достаточно банально. Но лично мне интересно.
Вот для затравки.
Вдвое увеличив габариты проекта АРМ1, при тех же характеристиках двигателей, теми же конструкторскими решениями получаем апргей 156км.

О юридических проблемах не надо, есть отдельная тема.
А о смысле такого проекта, возможных интересных задачах и решениях - вполне.
Безымянный.GIF (скачать) [800x555, 17,5 кБ]
 
ARM2.jpg (скачать) [640x480, 31 кБ]
 
 
 

RLAN

старожил

Что бы не читать регулярно грозное напоминание, окрываю следующий раздел этой же темы.

Сделал несколько запальных шашек для поджига основной.
Состав силикон с кислотным отвердителем - 20, ДП гранулированный - 15, магний(стружка мелкая и крупная) - 30, ПХА - 50.
Это весовые доли.
Вонь меньше, чем с ПАП2, видно фракция у магния намного крупнее.
Но затвердело через полчаса, очень быстро.
Остатки, еще не затвердевшие, в пластиковом стакане поджег спичкой. Только поднес и ели успел руки отдернуть.
Нет стаканчика.
Маленькую пробную шашечку поджег от спирали нихрома.
16мм за 3,5сек.
Ну уж очень ярко горит.
newignitor.JPG (скачать) [433x257, 29 кБ]
 
 
 

RLAN

старожил

Надеюсь получить информацию от местных знатоков.
Сам все более в "Ракетомодельном" общаюсь.
В своем изделии планировал установить уголковый отражатель.
Что бы доблестные украинские вояки, или Украэрорух могли его засечь.
Но размер ячейки получается 4х4х4см.
Для какого диапазона такой отражатель будет уже эффективен, и какой диапазон радаров реально может быть у указанных служб?

Заранее благодарен.
 

RLAN

старожил

Собственно, а почему бы и нет.
Насколько доступна информация о ГПВРД, разработка их на данном этапе ближе к шаманству.
Вот тут нам и карты в руки :)
Ведь горение правильного ТРТ можно организовать и в сверхзвуковом потоке (вернее - независимо от потока).
Догорание топлива в забортном окислителе может дать заметную прибавку к у.и.
Для топлива важно - устойчивое горение в потоке (или аэродинамической тени) при малом далении и заметный избыток горючего в продуктах его горения (лучше - водорода :) )

Как мысль?
 

RLAN

старожил

АРМ1 – Авиабаза, РакетоМодельный форум -1я.

Поскольку проект объединил несколько участников, то использование имен собственных проектов (Мрия, Эрлан, и т.д.) в общем проекте становится некорректным.
Пока предлагаю считать это название рабочим.

По сути проекта.
В результате предварительного обсуждения собственных возможностей была принята следующая схема.
Двухступенчатая ракета. Неуправляемая.
Стабилизаторы (3 или 4) расположены на двигательных отсеках 1й и 2й ступени.
Двигатели – по схеме «несущий корпус», топливо на основе перхлората аммония.
Технология изготовления – намотка стеклоткани/стеклоленты на полиэфирной смоле поверх ПВХ трубы. Подобная труба зарекомендовала себя с очень хорошей стороны.
Исходя из текущих потребностей/возможностей/опыта, диаметр ПВХ трубы выбран 75мм.
Доступны трубы такого диаметра от ливневых систем, очень неплохого качества.
Толщина стенки – 2мм.
Этот размер в основном определяет калибр ракеты.
Считая толщину стеклопластиковой стенки 3,5 – 4 мм, получаем калибр 82-83мм. Заглушка и сопловый блок крепятся винтами через корпус.
Поскольку намотку я произвожу на своем станке, его габариты определяют максимальную длину секции трубы, она равна 55 см.
По предварительным прикидкам ракета должна состоять из 4х секций +обтекатель.
1я секция – 1я ступень, разгонный двигатель стандартной канальной схемы на 4-5 сек работы. Парашют (возможно ленточный).
2я секция – 2я ступень, маршевый двигатель торцевого горения на 20 сек работы.
3я секция – аппаратный отсек. В его состав войдут надирная фото-видеокамера,
обзорная видеокамера высокого (относительно) качества. Радиомаяк, модулированный датчиком давления (минимальная телеметрия), бортовой контроллер.
4я секция + обтекатель – парашютный отсек. Парашютная схема – двухступенчатая.
1й парашют, ленточный, срабатывает вскоре после прохождения апогея. Второй, основной, невдалеке от земли, 0,5-0,3 км.

Что сделано на сегодняшний момент.
Проверена технология намотки корпусов. Проведено гидроиспытание готовой трубы.
Готов тестовый двигатель 1й ступени.
Топливо на основе перхлората аммония и парафиновой связки опробовано в тестовой камере, результаты положительные, но в двигателе не опробовано. Не факт, что подойдет.
Топливо на основе перхлората аммония и полиуретана для торцевого двигателя в процессе изучения и выбора.

Есть фото-видеотехника.
Куплены модули RFM TR3000 для радиоканала (возможно зря).
 

RLAN

старожил

Предлагаю обсудить...

В нашем форуме собралось много интересных и грамотных людей.
Достаточно устойчивый костяк плюс множество сочувствующих и втягивающихся :)
Грех такому коллективу не замахнуться на что нибудь серьезное.
Замахнуться - не значит сделать.
Но цели иногда достигаются.

Предложения взяться за серьезный проект возникали неоднократно.
Большинство заканчиваются не начавшись.
Есть прецедент, когда такой проект очень неторопливо двигается :)
Дай бог ему здоровья.
Организационно получилось, что он ограничен московским регионом.

Инет дает возможность участвовать всем.

Для начала (и это очень важно, может быть полдела) можно и нужно определиться с
идеей, целью, задачей, которая может быть интересна всем.
Целиком, или может быть какими нибудь частями каждому участнику.
Если этого не будет - ничего не будет.
Это можно обсуждать месяц, три, полгода...
А потом проголосовать. Не будет консенсуса - продолжить обсуждения.
Если идея родится - начать ее осуществлять.
Но никаких коммерческих, карьерных и т.д. дел.
И никаких руководителей и начальников.
Только хобби и совет главных конструкторов (каждый - главный).

Кто заинтересовался?
 

RLAN

старожил

Достал свой осцллограф С1-55, не работал с ним 1,5 года.
Он за это время умер. По крайней мере, нет высокого на трубе.
Ковырять его без схемы (да и со схемой) - темный лес.
Начал я искать что нибудь недорогое в замен.
И наткнулся на это
http://www.platan.ru/shop/www_26.html
Вроде приборчик так себе, но для простых приложений сгодится.
Однако, его же можно использовать для регистрации тестов!!!
Насколько я понял, записывает и хранит 256 измерений.
Можно сбросить на комп.
Получается жутко универсальная веСЧ.
Как вам такая идея?
oscil.JPG (скачать) [154x383, 13,1 кБ]
 
 
 

RLAN

старожил

Наверняка не ошибусь, если скажу, что получение видео и фото картинок стартов и полетов с земли и с борта - важная и интересная часть ракетомодельного хобби.
Пользуясь стандартными (ныне цифровыми) фото и видео камерами можно получить классные кадры, а можно и не получить :)
Причины разные, часть из них - оптические.
Вот их и предлагаю обсуждать в этой теме.

Вступление закончил :) .

А теперь по делу.
Для того, что бы получить видео на больших высотах, нужен хороший объектив. Обычные камеры - зум 10 -15. Больше редко.
О том, что при таком зуме ничего не снять не только с рук, но и со штатива, я пока молчу.
Эти камеры хороши для съемок стартов, друг друга, пьянки после старта.
Для съемки на высоте 5 км нужно городить самодельное устройство.
Например, берем веб-камеру, откручиваем все что можно, ставим хороший объектив.
Вроде, все просто.
Но не совсем.
Размеры нынешних матриц в веб камерах - 1/3-1/4 дюйма (дюймы условные, к настоящим отношения не имеют). Больше - есть, но уже в приличных фотиках, с ценой в несколько раз больше.
С одной стороны - это хорошо, зум автоматически увеличивается в n раз (для 1/3 - n=6,66 относительно 35 мм пленки)
То есть беру я свой старый МТО500 с фокусным 550мм (это 11 кратный зум ) получаю 66 кратный. Почти телескоп.
НО.
Разрешающая способность его - 24 (по памяти) лин/мм. При ширине матрицы 4,8 мм это меньше 120 точек (матрица 640х480).
Светосила пропорционально уменьшается (не знаю как посчитать, по площади, что ли?) Исходная диафрагма 5,5.
Может, в ясном небе этого и хватит, но разрешения - явно нет.
Перебирая (теоретически) все имеющиеся у меня обьективы от 35 мм фото и 16мм кино камер, прихожу к печальному выводу, что они все как то не подходят, более того, не подходят и объективы, которые можно купить.

Собственно вопрос. А может использовать подзорную трубу? Убрать окуляр, в фокальную плоскость вставить матрицу?
Или я чего то не понимаю, может там размер рабочей зоны мал?
 

RLAN

старожил

Позволю себе открыть новую тему.
Во-первых, потому, что не знаю в какую другую это подойдет.
А, во-вторых, вроде повод есть. :)

Выкладываю две картинки из бортового видео первого и второго полета. Цвета отретушированы. Картинки перевернуты (съемка то шла через зеркало).
Моменты перед апогеем (за несколько кадров до начала переворота) . По вращению видно, что наклон к вертикали малый.
Считаю (допуск) визирование вертикальным.
Яркая зеленая полоска – канал до мостика (3 закопанных бетонных трубы), ряска на другую сторону не переходит. (Последнее фото – этот канал, сравните цвета).
У товарища сохранился трек на GPSе, и там есть участок вдоль канала до поворота -406м.
Угол зрения камеры – 40град по горизонтали. Я это сегодня еще раз проверил.
Выполнив несложные вычисления, получаю высоту первого полета примерно 1200м, второго -1500м. (с точностью 10-20м)
На кусочке карты красным отметил этот участок канала. Железная дорога хорошо видна на втором фото.

Если заметили методологические ошибки, подскажите.
apogey1.JPG (скачать) [468x360, 33 кБ]
 
apogey2.jpg (скачать) [468x360, 35 кБ]
 
map1.JPG (скачать) [400x376, 33 кБ]
 
kanal.JPG (скачать) [450x337, 17,6 кБ]
 
 
 

RLAN

старожил

Тестовая камера, о необходимости которой так долго говорили большевики, почти готова.
Металл - задолбал, очень прочный, марки не знаю.
Но все отрезные резцы загнулись.

detkam.JPG (скачать) [400x357, 15,2 кБ]
 
 
 

RLAN

старожил

Сергей, позволь сделать себе приятное и поздравить тебя с Днем Рождения !!!
Что бы жизнь твоя была полна жизни, сердце - любви, карманы - денег, дом - полон друзей.
И что бы твои разнообразные интересы постоянно питались твоими же достижениями.
 

RLAN

старожил

Навеяно темой о выпрыгивающем стакане.

Предлагаю еще раз обсудить идею пушечного старта.
И не надо вспоминать о печальном финале Бюлля, разговор не о политике.
А инженер он был великолепный, и явно не дурак.
Что там не говорите, а использовать реакцию опоры значительно выгоднее, чем реакцию истекающих газов.
Конечно, до орбитальных скоростей разгонять что-то глупо, но 2-3 км/с вполне можно.

Какие минусы такой системы:
Большие ускорения и/или большая длина ствола.
Большая скорость в плотных слоях атмосферы.
И, пожалуй, ВСЁ.

Но не человека же так запускать. И не нежное оборудование.
А топливо, продукты, материалы и дубовый орбитальный буксир вполне можно.

И место вполне можно подобрать с высотой 4-5км (а это пол атмосферы).

Человечество пошло на поводу МБР. И сейчас другого пути ни кто и не рассматривает.
Или рассматривает что-то типа лифта и прочих утопий.

А если просто посчитать…


 

RLAN

старожил

Кстати, господа киевляне.
Давайте, как наиболее насыщеный форумчанами город Украины ( да еще и столица ) организовывайте встречу в обозримое время. Я уж свою Ж.. подыму и приеду. Думаю еще можно собрать народу. Изделия свои привезти.

Я по поводу кубка Янгеля дергаюсь тут понемногу (правда ребята по поводу заявки в FAI проторговали, и международного статуса в этом году ему не видать), но если срастется, то это только летом, в июле.
 

RLAN

старожил

Предлагаю обсудить тему ГРД.
Для меня эта тема актуальна, т.к. потихоньку двигаюсь к созданию стенда для отработки двигателя.
Некоторые участники данного форума , насколько я понял, тоже делают что то в этом направлении. Неплохо бы обменяться информацией.
Опишу то, что делаю я.
Горючее – парафин +алюминий + перманганат калия как катализатор и ? дополнительный окислитель. Но этот состав пока только идея. Я проверил эту смесь в домашних условиях в некой произвольной комбинации компонентов на стабильность, никаких признаков окисления парафина или алюминия при 60-70 градусах не заметил. Хотя предостережения о перманганате внимательно читал.
Окислитель- перекись 85%. Этим я озадачил химиков местного университета. Сам я в химии приличный профан, поэтому обращаюсь и к уважаемым участникам форума для консультаций.
Двигатель, по моим чертежам сделан из нержавейки 2мм .
Диаметр камеры – 100, критического сечения –20, внешний диаметр сопла – 60, объем камеры 1л. Сверху одевается кожух охлаждения, через который гоняется вода 30л/с. ( это сделано, перешлифовывают фланцы, т.к. не держат 30 атм.)
Бак для окислителя 5л в производстве, чертежи готовы, но я пытаюсь уточнить предпочтительную марку нержавейки, не хотелось бы поиметь с этим неприятностей.
Наддув бака осуществляться будет через электроклапан и редуктор 20-30 атм воздухом с акваланга.
Бак окислителя на стенде планируется ниже камеры двигателя, поэтому крана после бака горючего нет, мне кажется проще осуществлять пуск просто подачей высокого давления в бак окислителя.( электроклапан перекидной, атмосфера – высокое давление).
При пуске надеюсь на самовоспламенение за счет перманганата.
На стенде собираюсь мерить тягу, и пока все. Вот тут и начинаются вопросы.
1. Что еще следовало бы мерить? Давление в баке окислителя мерить нет смысла, мои редуктора выставляются очень точно, расход минимальный , так что можно считать постоянным и известным. Можно мерить дифманометром расход окислителя, но что это дает? Ведь расход топлива неизвестен и мгновенный импульс не посчитаешь. Правда, косвенно из расхода окислителя можно посчитать давление в камере, но может его можно померить напрямую?
Как это делается в ЖРД? Нужно ли мерить температуру, куда вставить термопару, со стороны подачи окислителя технологически сложно, со стороны сопла ….?
2. Из какой нержавейки сделать бак?
3.Удалять или нет стабилизаторы из перекиси при концентрации? Для работы на одной перекиси они, несомненно, мешают, а мешают ли они перекиси как окислителю и насколько.
Может не удалять, так значительно дешевле будет. У нас доступна перекись «медицинская» 50% и «техническая» 51%. Какая лучше? (первая дороже).
4. Прожектерский вопрос. Может остатки воды в перекиси удалить продувая оную азотным ангидридом? Какой окислитель мог бы получиться.
На подобное предложение зав кафедрой неорганической химии ответил , что можно, но очень взрывоопасно. По моему, ответил просто от балды.
Есть еще ряд вопросов, но хватит пока этих.
С благодарностью выслушаю любую информацию по данной теме.
 

RLAN

старожил

Интересно услышать мнение умных людей о проблемах "пушечного" старта.
Пилотируемая космонавтика и вывод спутников не подразумевается.
Но вывод различных грузов и, возможно, унитарных двигательных модулей был бы интересен.
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru