Пожалуй, пора завести топик. Человек как минимум заслуживает внимания.
И есть шанс, что следующим американским президентом будет он.
Для затравки - от сегодняшних бибисей.
Еще пару лет назад он называл Дональда Трампа «идиотом» и «циничным мерзавцем», а теперь его считают возможным преемником 47-го президента США. Джей Ди Вэнс, устроивший перепалку с Владимиром Зеленским в Белом доме и набросившийся с критикой на Европу, набирает очки в Республиканской партии, хотя его общий рейтинг оставляет желать лучшего. Вэнс поддерживает все инициативы Трампа, за что в прессе его часто называют «цепным псом», но у этих двоих есть и принципиальные отличия.
В этом году на конференции консервативных политических действий (Conservative Political Action Conference, CPAC) — одном из крупнейших мероприятий для политиков, разделяющих консервативные ценности, а также их сторонников — участников спросили, кто должен возглавить партию в 2028 году. 61% присутствующих высказался за Вэнса.
Сам Джей Ди Вэнс не заявлял о намерении баллотироваться на пост президента — для этого еще слишком рано, но его имя всплывает в дискуссиях о будущем лидере республиканцев, и прямо сейчас он лидирует среди возможных кандидатов в президенты по данным букмекерских контор.
«Посмотрим, что будет в 2028 году. Я рассуждаю так: то, что будет лучшим вариантом для Америки, будет и лучшим вариантом для меня. А это значит, что в ближайшие три с половиной года нам предстоит хорошо поработать», — сказал Вэнс, когда его спросили о будущем.
Самый известный факт из биографии Вэнса — он терпеть не мог Дональда Трампа.
«Господи, какой же он идиот», — говорил Вэнс про Трампа.
«Он кажется мне мерзавцем».
«Я иногда думаю, что Трамп — циничный г.внюк, а иногда — что он американский Гитлер».
Это был всего лишь 2016 год. Уже в 2022-м Вэнс заявил, что все эти характеристики больше не отвечают его убеждениям. К тому моменту он извинился перед Трампом за предыдущие высказывания и сумел стать одним из самых заметных его сторонников.
Джей Ди Вэнса можно назвать популистом, сочетающим националистическую и антиистеблишментскую риторики. Если Дональд Трамп сфокусирован на личном бренде, то Вэнс пока что выступает в амплуа системного политика, продвигающего собственную идеологию. Дональд Трамп любит напыщенные речи и импровизации, действует инстинктивно, часто вопреки мнению своих советников. Вэнс пытается показаться интеллектуалом, который мыслит аналитически. Трамп сфокусирован на торговых войнах, иммиграции и своей политике «Америка превыше всего». Вэнс концентрируется на рабочем классе и традиционных семейных ценностях.
Политическая фигура Вэнса строится на трех «китах» из его биографии: первый — его прошлое в качестве венчурного капиталиста в Калифорнии, второй — его мемуары «Деревенская элегия», превратившие его в знаменитость, ну и, конечно, третий — трампизм.
Дональд Трамп определял курс Республиканской партии, начиная с запуска своей избирательной кампании в 2015 году. Когда его текущий срок в качестве президента подойдет к концу, партии придется решать, каким курсом двигаться дальше. В этом смысле у Вэнса есть все шансы преодолеть кризис идентичности внутри партии и обеспечить плавный переход. С одной стороны, он активно поддерживает идеи Трампа, с другой — привлекает не только базу сторонников Дональда Трампа, но и умеренных республиканцев.
«Он [Вэнс] смог изложить идеи MAGA («Сделать Америку снова великой») гораздо более четко и продуманно, чем это делает сам Дональд Трамп», — пишет издание Business Insider.
Традиционно в США политик, занимающий должность вице-президента, находится в невыгодном положении: с одной стороны — всегда в тени президента, с другой — приходится разделять ответственность за ошибки администрации. При таком подходе сложно заработать популярность среди избирателей (и пример Камалы Харрис — тому подтверждение).
Вэнс, кажется, намерен это изменить. За короткий срок в должности он не только начал полемику с Владимиром Зеленским в присутствии камер, но и шокировал европейских лидеров своим выступлением на Мюнхенской конференции по безопасности, которая благодаря его речи вошла в историю.
От Вэнса ожидали высказываний про Украину, а получили обличительную речь, в которой он резко критиковал европейские страны за якобы отказ от принципов свободы слова и демократии. Основные угрозы для европейской демократии, говорил он, исходят не от России или Китая, а изнутри. Он ткнул ЕС носом в проблему массовой миграции — больной вопрос для избирателей, а про войну на востоке Европы сказал лишь кратко, что противостояние Запада с Россией не стоит рассматривать как «защиту демократии».
«Очень хорошая [речь], блестящая», — похвалил своего №2 Дональд Трамп.
Против Украины, но за Израиль
Несмотря на то, что Вэнс сказал в Мюнхене, применительно к США он считает Китай главным конкурентом и главной же угрозой. За короткое время, которое Вэнс провел в качестве сенатора, он внес законопроекты, ограничивающие доступ Китая к финансовых рынкам США, и выступал за введение тарифов.
«США наводнены дешевыми китайскими товарами, дешевой иностранной рабочей силой и — в ближайшее десятилетие — смертоносным китайским фентанилом», — говорил Вэнс. Америка должна сосредоточиться на основных интересах своей национальной безопасности во внешней политике, заключал он.
Восточную Азию Джей ди Вэнс считает приоритетом во внешней политике США на ближайшие лет 40. Как и любые сторонники движения «Америка на первом месте», угроза, исходящая со стороны Китая, кажется Вэнсу гораздо более значимой, чем проблема России и Украины или любые конфликты на Ближнем Востоке.
Вэнс критиковал предыдущую администрацию Белого дома за их роль в войне в Украине, считая, что эта война отвлекла внимание, а заодно и деньги, США от более неотложной проблемы — Китая. В Мюнхене он обрушился на Европу за то, что та не берет на себя больше ответственности за собственную безопасность, что позволило бы США переключить внимание на Восточную Азию.
Важный столп внешней политики Вэнса сформирован опытом, полученным во время службы в морской пехоте в Ираке. Эта война научила его, что стоит всеми силами удерживать страну от новых бессмысленных конфликтов и прекращать старые.
Вот почему, еще до того, как словесно напасть на Зеленского, Вэнс высказывался «против практически любых предложений по продолжению финансирования» войны в Украине и настаивал на необходимости переговоров.
С учетом этого кажется нелогичным, что Вэнс придерживается произраильской позиции, поддерживает право Израиля на самооборону, критикует попытки диктовать стране условия ведения военных операций и считает, что на Израиль нельзя давить, чтобы заключить перемирие, если это перемирие может подорвать его безопасность.
Однако это не противоречие, а проявление выборочного интервенционизма: Вэнс хочет отказаться только от войн, которые он считает ненужными для США (как это было с Ираком и есть сейчас с Украиной), но продолжать оказывать поддержку там, где это, с его точки зрения, служит интересам США.
Что касается Израиля, то важным фактором для Вэнса в этой истории является Иран и поддерживаемые им ХАМАС и «Хезболла»: если США не будут поддерживать Израиль, это усилит Иран, и здесь вице-президент видит четкие американские интересы, чего нельзя сказать о российско-украинской [СВО].
Пролайфер и борец с наркотиками
Взгляды Вэнса на внутреннюю политику легко предугадать, если прочитать его мемуары или хотя бы ознакомиться с краткой биографией.
Отец Вэнса ушел из семьи, когда будущий сенатор был младенцем, а мать страдала от наркотической зависимости. Воспитывали его бабушка
…
Дальше »»»