В 1955—1956 гг. известный норвежский путешественник Тур Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. Одним из основных в проекте были эксперименты по высеканию, перетаскиванию и установлению статуй моаи. В итоге тайна создания, перемещения и установки статуй была раскрыта. Создателями моаи оказалось вымирающее туземное племя «длинноухих», получившее своё название потому, что у них был обычай удлинять мочки ушей при помощи тяжелых украшений, которое веками сохраняло секрет создания статуй в тайне от основного населения острова — племени «короткоухих». В результате этой секретности короткоухие окружили статуи мистическими суевериями, которые долгое время вводили европейцев в заблуждение. Хейердал усматривал в стиле статуй и некоторых других произведений островитян сходство с южноамериканскими мотивами. Он объяснял это влиянием культуры перуанских индейцев или даже происхождением «длинноухих» от перуанцев.
По просьбе Тура Хейердала группа из последних живущих на острове «длинноухих» под руководством Педро Атана, лидера клана, воспроизвела все этапы изготовления статуй в каменоломне (вытёсывая их каменными молотками), переместила готовую 12-тонную статую к месту установки (в положении лежа, волоком, используя большую толпу помощников) и установила на ноги с помощью хитроумного приспособления из камней, подкладываемых под основание, и трёх бревен, используемых как рычаги. На вопрос, почему они об этом не говорили европейским исследователям ранее, их предводитель ответил, что «раньше никто об этом не спрашивал меня»[12]. Туземцы — участники эксперимента — сообщили, что уже несколько поколений никто не изготавливал и не устанавливал статуй, но с раннего детства их учили старшие, изустно рассказывая, как это делать, и заставляя повторять рассказанное, пока не убеждались, что дети точно запомнили всё.
Одним из ключевых вопросов был инструмент. Оказалось, что во время изготовления статуй одновременно идёт изготовление запаса каменных молотков. Статуя буквально выкалывается ими из породы частыми ударами, при этом каменные молотки разрушаются одновременно с породой и непрерывно заменяются на новые.
В публикации священника Серафимова «Описание Исаакиевского собора в С.-Петербурге…» 1865 г., при перечне видов и стоимости работ по возведению фундамента, упоминается пункт: «За обтёску и подлив гранита».
Выражение подлив камня, гранита является устаревшим строительным термином, расшифровка которого приведена в «Журнале путей сообщения и публичных зданий» 1860 г.:
Кладка гранитной облицовки (подлив камней) производилась следующим образом...
То есть слово «подлив» означает установку и подгонку кладочных блоков. Такое значение подтверждает и «Полный французский и российский лексикон» 1786 г.
Остатки тканевой опалубки в швах — феерический по тупости мем, от начала и до конца. То, что прищурившимся в экраны мониторов литикам кажется «тканью» в швах кладки гранитных блоков, является не чем иным, как свинцовой зачеканкой, призванной герметизировать кладку от проникновения влаги. Свинец пластичен и под давлением вышележащего блока заполняет все возможные неровности в неплотном стыке. Со временем свинцовая лента частично выдавливается из шва, её-то и принимают за некие обрывки тканевой опалубки.
Если кромки горизонтальных швов не подрезаны, то в них, иногда, прокладываются свинцовые ленты, ширина которых в обыкновенных строениях должна быть не менее 0,2 фут., а в гидравлических до 1 фут.
Полное собрание законов Российской Империи, том 41, 1869
Ростверк тоже был на растворе. Нижний ряд блоков укладывался с перевязкой швов 50-80 мм, швы заливались бетоном. Швы второго ряда заполнялись гидравлическим раствором, третьего — соединяли пиронами и заливали свинцом.
А. Раздолгин, Ю. Скориков, «Кронштадтская крепость»
Технология укладки свинцовой зачеканки используется и по сей день при реставрации.
Под действием воды, ветра, из-за перепада температур разрушаются механические связи между частицами камня. Породообразующие минералы (такие так полевые шпаты, слюды, пироксены, амфиболы и другие) превращаются в глинистые минералы и вымываются из породы. Вредное химическое воздействие оказывают газы и вещества, находящиеся в воздухе и воде. При растворении углекислого газа воздуха в дождевой воде образуется угольная кислота, которая начинает кислотное выщелачивание. За счет кислорода воздуха происходит окисление и переход химических элементов в закисные формы. В результате ветровой эрозии пыль, а также семена низших растений (мхов и лишайников) попадают в поры и трещины камня, оказывая биодеструктивное воздействие на камень.
Неудивительно, что разрушение камня в городской среде протекает значительно быстрее, чем в естественных условиях. Это обусловлено комплексным воздействием физических, химических и биологических факторов, которые тесно взаимосвязаны.
«Выветривание гранита в условиях городской среды»