[image]

Философия авиации

 
RU Мародер #08.11.2005 18:47
+
-
edit
 

Мародер

новичок
А кто-нибудь может подсказать книги или статьи по философии авиации и военной техники в целом? Тема-то интересная! :)
   

Tico

модератор
★★☆
Что-то вроде паропанка?
   
+
-
edit
 

-exec-

опытный

ночной полёт
планета людей
военный лётчик
всё экзюпери
   

YYKK

опытный

См. Р.Бах
Мне особенно нравится "Чужой на земле".
   
RU вантох #01.02.2006 00:09
+
-
edit
 

Aaz

модератор
★★
YYKK] См. Р.Бах Мне особенно нравится "Чужой на земле".
В советском авиапроме "философской классикой" была "Чайка...". Хотя там, вообще-то, и не про авиацию. :)
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Заказывали? :)
Практически "специально для нашего журнала" :)

ФИЛОСОФИЯ ПОЛЕТА
Сергей Владимирович Кричевский, к.т.н., доцент РАГС при Президенте РФ, военный летчик 1-го класса, космонавт




На мой взгляд, довольно много слов практически ни о чём :)
   2.0.0.82.0.0.8
+
+3
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Чем не философия... %)


Ребенок живёт ожиданием полёта. Он выдумщик.
Взрослый ходит. Он умный.
Мудрый – летает.

…Ошибочно думают, что летают мухи, птицы, аэропланы или ракеты.
Вот рыбы плавают. А мухи, птицы, аэропланы и ракеты только нечеловеческим усилием поддерживают себя в воздухе, чтобы не упасть на землю. Иногда долго планируют, парят, но не больше.
Но это не мудрые. Это чаще всего хищники. Они передвигаются в верхних слоях атмосферы и склёвывают ползающих.
А рыба плавает, даже не двигая плавниками. У неё в животе воздушный пузырь. Рыба плавает даже дохлая.
Мудрый плавает в воздухе, потому что в нём живёт нечто, что делает его легче воздуха, и ему надо прилагать нечеловеческие усилия, чтобы удержаться за землю.

А когда он перестаёт что-нибудь чувствовать, он всплывает вверх навсегда.

...


Я всю жизнь мечтал, чтобы у меня была куча детей. Только неясно было, кто их должен был рожать. Летающий муж, который легче воздуха, его окружающего, которому, чтобы удержаться за землю, нужно было проявлять нечеловеческое усилие, надо было носить свинцовые башмаки, как водолазы у Жюля Верна, и чтобы их можно было скинуть по желанию.
Но я так и не встретил летающую женщину. Ко времени мудрости они из детей становились взрослыми и проявляли нечеловеческие усилия, чтобы махать крыльями и подняться выше других. И никогда не пытались научиться летать. Но для этого надо стать мудрой. А им казалось, что мудрость – это детство, только под другим соусом. И они боялись.


...

А разве крылья для воздухоплавания? Крылья для трепыхания. Для воздухоплавания нужен пузырь как у рыбы, воздушный шар, монгольфьер, нужно, чтобы сама вода или воздух от дна отрывали и вверх выталкивали, сама среда вверх выталкивала. Нужно в верхних слоях атмосферы передвигаться как по земле ходишь – в любую сторону и не боишься свалиться. Мудрый – это который летает потому, что у него душа как у ребёнка. Только ребёнок летает во сне, а мудрый наяву.
 
   3.0.153.0.15
19.05.2013 23:47, ED: +1

Lob

втянувшийся
Своего рода философия:
Господство в воздухе. Сборник трудов по вопросам воздушной войны (fb2) | Флибуста
   18.0.966.018.0.966.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Не столько философия авиации, сколько авиация и философия...


В 1908–1909 гг. вся Германия была охвачена невероятным чувством общенационального подъема и восторга. Немецкая нация неотрывно следила за громадными дирижаблями, плавно пролетавшими над страной, – и уже у первых наблюдателей рождались сложные метафизические ассоциации.
«Эта была не "серебряная птица, парящая в воздухе", как обычно описывают, но скорее неслыханная серебристая рыба, плывущая безмолвно в воздушном океане и пленяющая глаз подобно фантастической, необычайной рыбе увиденной в аквариуме. И это сказочное видение, которое, казалось, уплывет, озаренное солнечным светом, и растает в серебристо голубой дали неба, представлялось прибывшим из другого мира и возвращающимся в этот неведомый мир подобно мечте. Это видение казалось таинственным посланником с мифического "Острова Блаженства", в существование которого в потаенных глубинах своих душ люди все еще верят», – писал немецкий воздухоплаватель Хуго Эккенер.

Американский историк Питер Фритше в своей книге «Нация летунов» показывает, что неожиданным и самым значительным достижением полетов цеппелинов было не их техническое новшество, не «завоевание неба», а совершенно неожиданное возрождение немецкого идеализма, духа, который, как считалось, уже умер и который вдруг вновь, «подобно урагану», захватил всю страну.
 
   51.051.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir> Не столько философия авиации, сколько авиация и философия...

Ах, вон оно где в первоисточнике-то:

Дирижабли Парщикова и аэропланы Таврова / / Независимая газета

27.05.2015 00:01:05 Авиация в русской литературе и поэзии – 4 Елена Желтова Об авторе: Елена Леонидовна Желтова – историк науки, эссеист, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. Робер Делоне, «Дань уважения Блерио», 1914 год. Появление в начале XX века аэропланов затронуло глубинный пласт человеческого бытия, связанный с древней и таинственной мечтой о полете. При виде летящего аэроплана люди испытывали сильные, невыразимые словами чувства и, естественно, стремились соотнести их с уже укоренившимися в культуре представлениями о полете. //  Дальше — www.ng.ru
 



Дирижабли Парщикова и аэропланы Таврова

Авиация в русской литературе и поэзии – 4

Елена Желтова

Елена Леонидовна Желтова – историк науки, эссеист, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН.


Появление в начале XX века аэропланов затронуло глубинный пласт человеческого бытия, связанный с древней и таинственной мечтой о полете. При виде летящего аэроплана люди испытывали сильные, невыразимые словами чувства и, естественно, стремились соотнести их с уже укоренившимися в культуре представлениями о полете. И, как мы видели, у многих русских поэтов ранняя авиация рождала ассоциации с христианскими мифологическими сюжетами полета.

«И поэты и летчики…»

Летчики, в свою очередь, говорили о «неземных», «божественных» переживаниях в полете на аэроплане. «Голубоватый эфир, любовно носивший меня в своих бархатных объятиях, мне родственней земли», – признавался бесстрашный русский авиатор Сергей Уточкин. «Было жутко-ново до божественности ощущенья, до ясности райских галлюцинаций…» – вспоминал свой полет над Парижем обучавшийся тогда «летному делу» в школе Блерио Василий Каменский.

Чуткая к прорывам от земного к высшему, «надмирному» Марина Цветаева отметила это общее для первых летчиков и писавших об авиации поэтов стремление увидеть в полетах аэропланов возможность непосредственного приближения к Богу, но определила его как напрасное...


Марина Цветаева, как и Александр Блок, считала, что авиация никакого отношения к полету души и духа не имеет.

...


В конце 1990-х лидер метареализма поэт Алексей Парщиков (1954–2009) обращает внимание на дирижабли. Парщиков живет в Кёльне и наблюдает, как ветераны дирижаблестроения пытаются возродить строительство «летающих сигар». В своих заметках он пишет: «Один мой английский собеседник, военный историк, говорил, что пилоты и строители дирижаблей отличались особым характером и мировидением… Эти люди ощущали доисторическую «природность», были в душе мифофилами».

И это действительно было так. Хуго Эккенер, журналист и ближайший советник Фердинанда Цеппелина, знаменитого конструктора первых, появившихся в начале XX века дирижаблей, оставил такое воспоминание о полете цеппелина: «Это была не «серебряная птица, парящая в воздухе», как обычно описывают, но скорее неслыханная серебристая рыба, плывущая безмолвно в воздушном океане и пленяющая глаз подобно фантастической, необычайной рыбе, увиденной в аквариуме. И это сказочное видение, которое, казалось, уплывет, озаренное солнечным светом, и растает в серебристо-голубой дали неба, представлялось прибывшим из другого мира и возвращающимся в этот неведомый мир, подобно мечте. Это видение казалось таинственным посланником с мифического «Острова Блаженства», в существование которого в потаенных глубинах своих душ люди все еще верят».

...

Аэроилиада Андрея Таврова

Алексей Парщиков привлек внимание к дирижаблям другого поэта и писателя Андрея Таврова. Человек глубокого духовного опыта, Андрей Тавров – автор романа о выдающемся философе-мистике Владимире Соловьеве, воспоминаний о священнике Александре Мене, нескольких книг эссе и стихов – всматривается в дирижабли: «Созерцание дирижабля в небе завораживает… Греза о полете обладает каким-то неопределимым свойством – изымать грезящего из потока времени… Сам по себе дирижабль воплощает у всех на виду один из глубиннейших архетипов человеческого подсознания – эллипсообразный объем... Мало того, что он, как все архетипические вещи, не только противится времени, но он к тому же еще и увлечен этой архетипической энергией в область, выпадающую из времени, время превышающую, он находится у нас – над головой, на виду».

То есть созерцание дирижабля инициирует в человеке предчувствие и даже переживание вневременного бытия.

Вот как у Таврова в поэме «Проект Данте» появляется перед своей посадкой и гибелью самый большой в мире немецкий дирижабль «Гиндербург» (сгоревший в 1937 году меньше чем за минуту при приземлении в Лейкхерсте):

Какой к черту сон!

Торчали в баре за бренди,

шлялись у летного поля

потом появилось солнце.

А потом он – громада больше

титаника в воздухе,

облитый розовым.

Все словно с ума посходили,

когда он так вот завис,

Что соглашенье?

Не в свастике дело –

в белом айсберге над головой –

вес ушел из ног напрочь…


В поэме «Проект Данте» большой раздел посвящен дирижаблям. Андрей Тавров фактически пишет «аэроилиаду» о гибели дирижаблей до, во время и после Первой мировой войны, где вслед за исчезновением дирижаблей уходит из земной жизни мерцающий модус вечного. Но для нас интересно другое.



Вдохновившись вслед за Парщиковым дирижаблями, Андрей Тавров всматривается и в раннюю авиацию. По его мнению, первые причудливые крылатые машины еще не оторвались от «сновидческой сущности полета», «от его духа» и были скорее аппаратами «для духовных прыжков, чем для технической эксплуатации».


   56.056.0

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru