Именно спиртное превращает подмастерьев в принцев. Я не раз видела душек-алкоголиков и обаятельных интеллигентных пьяниц, балагуров и задушевных собеседников. Но верно и обратное: в определенном состоянии опьянения принцы превращаются в сказочных идиотов, лузеров и аутсайдеров. Вот такая разоблачительная сила скрыта в этих волшебных напитках!
Мой бывший визави был сокрушительно харизматичен, сексуален и даже отчасти полигамен, как полагается альфа-самцу, только находясь слегка навеселе. Приходя в адекватное состояние, он тут же преображался, и эта метаморфоза его уже не красила. Если бы я тогда знала о чудесном свойстве алкоголя, я бы не совершила роковую ошибку.
Чтобы отличить настоящих, природных вождей от их точных копий, нужно ввести новую систему измерения. ... названия двух групп успешных мужчин я предлагаю другие. Одних мы будем называть "вожди", они же лидеры, альфа-самцы, доминанты, иерархи, а других — "руководители". Это деление очень условно, и в ваших избранниках вы вполне можете обнаружить оба вектора. Но чем больше черт одного или другого типа вы обнаружите в тестируемой личности, тем точнее будет ваша диагностика.
Итак, первое, что отличает настоящего вождя, — неистребимое желание давать больше, чем брать. Причем потребность отдавать энергию в виде заботы или финансовой поддержки распространяется на друзей, любимую женщину, ее детей, всех членов семьи и всех членов стаи, независимо от ее размера. Руководители строят отношения по принципу "ты — мне, я — тебе" и видят в этом высшую справедливость.
Второй признак иерарха — стойкий иммунитет на слова "распродажа", "бонус", "халява" и "приз", потому что бесплатный сыр — только для бестолковых животных. ...
Ну и, наконец, оцените, что является движущей силой вашего спутника. Как правило, руководители находят мотивацию во внешней среде. Ведь, даже являясь главами и директорами, они обязательно кому-то подчиняются или кем-то назначены. А если они владельцы бизнесов, то именно внешние обстоятельства, а не внутренняя потребность вынуждает их встать на путь экономической независимости. "Если я буду плохо работать, меня уволят или мне будет не на что жить" — один из таких стимулов. Двигаться к успеху означает избегать дискомфорта. Лидер зависит только сам от себя и сам себя напрягает. Его "мотиватор" внутри. Именно поэтому вожаки стаи не имеют привычки винить людей или обстоятельства за свои неудачи. Ответственность — это второе имя альфа-самцов. Эта ответственность не только за себя, но и за огромное число людей. Потому они и вожаки стаи — от природы.
Эксперименты на животных дают очень интересные для нас результаты: Алкоголь повышает низкий ранг, и снижает высокий!
[...]
Алкоголь, "выпуская на волю" первобытные инстинкты, а также нивелируя ранговые потенциалы, облегчает сексуальное сближение, чем повышает шансы для низкоранговых; однако общеизвестны и негативные последствия его употребления.
Итак, первое, что отличает настоящего вождя, — неистребимое желание давать больше, чем брать.
Альфа-самца частично, в некотором роде выбирают самки посредством поддержки – расчесывания и иногда тайного секса, подчиняясь встроенной программе. Существуют разные концепции, на что они обращают внимание, но в основном порядок предлагается следующий:
1. Симметрия.
2. Интеллект. А точнее – на внешние атрибуты интеллекта. Как именно самки это определяют, точно неизвестно, но точно известно, что как-то определяют. Люди тоже видят степень интеллекта других людей, причем женщины определяют лучше мужчин. Сам механизм еще не выяснен, но это многократно доказанный факт.
В современном обществе для одной женщины мужчина может быть альфой, а для другой – совсем не альфой. Большинство альф признаются альфами большинством женщин. Нет таких альф, которые бы признавались альфами всеми женщинами.
Выше мы говорили о мужской физиологии и особенностях строения мужского тела. Следует сказать, что женское тело так же уникально (рис. 14.3). Уникальность женского тела связана с развитием молочных желез (ничего подобного не наблюдается ни у самок шимпанзе, ни у горилл или орангутанов). Помимо всего прочего, у женщин совершенно отсутствуют внешние признаки рецептивности, связанные с овуляторной фазой месячного цикла. Такая морфология и физиология далеко не случайна и, по всей видимости, также является адаптацией к моногамным отношениям. Чтобы быть уверенным в отцовстве, мужчина должен поддерживать постоянные сексуальные контакты с женщиной и постоянно опасаться, что она изменит ему с другим. Одной из мужских адаптации против женского адюльтера является эволюция на симметричность лица и тела — женщины не просто предпочитают вступать в сексуальные отношения с более симметричными мужчинами, но и испытывают при этом больше удовлетворения
Таким образом, победа в спермовых войнах не только следствие конкуренции между мужчинами, но и, отчасти, результат избирательной физиологической реакции женщин на сексуальные сношения. Установлено, что если женщина в течение непродолжительного времени имеет сексуальные контакты с несколькими мужчинами, то в выигрыше оказывается сперма, поступление которой сопровождалось женским оргазмом (в этом случае вероятность оплодотворения яйцеклетки выше). Исследования антропологов Р. Торнхилла и С. Гандестада (к работам этих ученых мы уже неоднократно обращались выше) дают дополнительные свидетельства в пользу наличия спермовых войн у человека. Во-первых, они показали, что женщинам в период овуляции больше нравится запах симметричных мужчин, а во-вторых — что при сексе с симметричными мужчинами женщины испытывают больше оргазмов.
Уникальность женской любви к ребенку состоит в том, что она частично определяется секрецией гормона прогестерона. Прогестерон даже назвали гормоном родительского инстинкта. Доказано, что прогестерон секретируется в организме женщины при одном взгляде на ребенка. Младенческая схема, запускающая женское родительское поведение, таким образом, имеет гормональную базу. Пухлое тельце, коротенькие ножки и ручки, большая голова и большие глаза — стимулирует мощный выброс прогестерона у женщины. Ничего подобного при контакте с младенцами у мужчин не происходит. Предрасположенность к гормональному ответу на младенческую схему у женщин столь сильна, что механизм этот запускается даже тогда, когда женщина видит котенка, щенка или просто игрушечного плюшевого мишку (рис. 14.6). Именно особенностями женского восприятия, связанными с врожденными материнскими инстинктами объясняется тот факт, что многие девушки и молодые женщины приходят в восторг от мягких плюшевых игрушек с пропорциями младенческого тела, тогда как длинные и тощие игрушки не вызывают у них никакой положительной реакции. У мужчин не вырабатывается прогестерон и им просто непонятны взрывы умиления, которые их избранница, взрослая женщина, исторгает при виде маленькой плюшевой зверушки.
Эволюция отцовской любви у человека входит в некоторое противоречие с эволюцией мужских репродуктивных стратегий и отчасти противоречит генетической предрасположенности к большему вкладу в поиск новых партнерш. Эта любовь сопряжена с развитием устойчивых связей между мужчинами и женщинами в процессе человеческой эволюции. Возможно, любить детей мужчины научились, наблюдая за взаимодействиями мать — ребенок. Такая стратегия должна была закрепляться отбором, поскольку рождение беспомощного ребенка и удлинение периодов младенчества и детства вынуждало женщин выбирать партнеров с учетом их отцовских качеств. Избирательность женщин способствовала нарастанию в популяции генов «заботливого отца». Усиление отцовской любви в современном обществе может быть частично связано с некоторой эстрогенизацией мужского населения постиндустриальных стран.
Возникает вопрос, откуда взялись гены заботливого отца у мужчин? По одной версии любовь и забота о жене и детях является производной привязанности к братьям, которую можно наблюдать у шимпанзе, и которая была типичной для сообществ австралопитековых. Вместе с тем, любовь к детям у мужчин могла быть производной репродуктивных стратегий: забота о детенышах и подростках у многих видов приматов (павианы анубисы, макаки маготы, бурые и тибетские макаки, шимпанзе и др.) обеспечивает самцу большую вероятность сексуальных контактов с их матерью. Такая стратегия могла оказаться выигрышной в эволюции гоминин и по мере того, как значимость заботы со стороны мужчины по отношению к женщине и ребенку возрастала, постепенно формировались и генетические основы отцовской любви.
Чтобы ответить на этот вопрос ученые из калифорнийского университета (Roney et al. 2006) сфотографировали несколько мужчин и провели с ними психологический тест, целью которого было выявить, насколько сильно они хотят иметь детей. Предполагалось, что если мужчина хочет завести ребенка, то и заботиться о нем он будет хорошо. Также у этих мужчин был взят анализ на уровень тестостерона. Затем их фотографии показали девушкам, которые оценивали каждое фото по двум параметрам: хочет ли этот мужчина иметь детей и насколько он привлекателен. Парадоксально, но факт: девушки, очень хорошо угадывали желание мужчины завести ребенка! А привлекательность мужчин хорошо коррелировала с уровнем тестостерона. Вот только между собой эти два признака, к сожалению, связаны обратной зависимостью.
Итак, девушкам необходимо оптимизировать выбор мужчины по двум параметрам — по качеству генов и по родительским качествам. Однако это не просто, поскольку данные признаки связаны друг с другом отрицательно — чем лучше гены (выше уровень тестостерона), тем хуже забота о потомстве, и наоборот. Другими словами, завести детей часто хотят более женоподобные мужчины, а вот гены качественнее у мужеподобных. Что же делать? Обратимся снова за помощью к эволюции.
В следующем эксперименте ученых из калифорнийского университета (Roney et al. 2006) попросили девушек охарактеризовать каждое фото еще по двум параметрам: привлекательность с точки зрения краткосрочного романтического партнера и привлекательность с точки зрения долгосрочного романтического партнера. Наверное, вы уже догадались, что на роль краткосрочных партнеров выбирались более маскулинные мужчины (то есть с более качественными генами), а вот на роль хороших долгосрочных партнеров чаще выбирались мужчины, желающие завести ребенка (напомню, что никакие желания мужчин девушки не знали — они смотрели только на их лица на фотографии).
Более того, в еще не опубликованной работе (Jones et al. 2006) показано, что женские предпочтения кардинальным образом меняются в течение менструального цикла — маскулинные мужчины кажутся более привлекательными в стадии овуляции, когда есть вероятность оплодотворения яйцеклетки, а в оставшуюся часть цикла привлекательными кажутся фемининные мужчины, более подходящие для воспитания детей.
Итак, глядя на фотографию лица мужчины всего несколько секунд, девушки способны оценить его ключевые характеристики. А что, если они еще встретятся и побеседуют пару минут? Наверное, после этого для слабого пола никаких нерешенных вопросов не останется.
Интерес психологов к эффектам напоминаний о смерти связан с тем, что, как показали многочисленные наблюдения и эксперименты, такие напоминания оказывают глубокое влияние на репродуктивное поведение людей. Одним из проявлений этого влияния являются всплески рождаемости, часто наблюдающиеся после крупных катастроф или стихийных бедствий. Напоминания о неизбежности смерти обостряют интерес людей к репродуктивной сфере и стимулируют желание завести детей. Так, если перед тестированием напомнить испытуемым о том, что они смертны, процент положительных ответов на вопросы типа «хотели бы вы завести еще одного ребенка?» заметно увеличивается. Таких исследований было проведено довольно много, и все они дали сходные результаты. К примеру, в Китае испытуемые после напоминания о смерти становились менее склонны поддерживать политику контроля рождаемости, в Америке и Израиле подобные напоминания повысили готовность барышень вступить в «рискованные» сексуальные отношения с опасностью забеременеть, и т. д.
Оказалось, что напоминание о смерти сильно влияет на женские предпочтения. Студентки из контрольной группы, как и во всех предыдущих исследованиях такого рода, предпочитали более мужественные лица, если сами были готовы к зачатию, и менее мужественные, если находились в той фазе цикла, когда зачатие маловероятно. Но у студенток, которым пришлось писать сочинение о собственной смерти, вкусы резко изменились: им нравились менее мужественные лица в фертильной фазе и более мужественные — в нефертильной (см. рисунок).
Британские психологи при помощи онлайн-тестирования изучили мотивацию поведения молодых мужчин и женщин при оплате счета за совместный ужин. Готовность мужчины заплатить за обоих положительно коррелирует с привлекательностью партнерши и отрицательно — с его мнением о собственной привлекательности. На женщин привлекательность партнера и высокая самооценка действуют одинаково, вызывая желание ничего не платить. Полученные результаты соответствуют предсказаниям теории полового отбора и подтверждают наличие элемента «рыночных отношений» в брачных играх Homo sapiens.
У видов с высоким мужским вкладом в потомство (МВП), таких как люди, потенциальным партнерам в процессе ухаживания приходится учитывать большее число факторов и вступать во взаимоотношения, напоминающие рыночные. Самка оценивает не только «качество генов» претендента, но и его возможность и желание обеспечить ее и потомство необходимыми ресурсами. При этом она должна соизмерять предъявляемые к партнеру требования со своей собственной «рыночной стоимостью»
Самец, со своей стороны, прикидывает, достаточно ли высок репродуктивный потенциал этой самки (зависящий от ее возраста и «качества генов»), чтобы в нее вкладываться.
Хорошим показателем «качества генов» у людей являются привлекательные черты лица. Впрочем, в этой фразе телега стоит впереди лошади: на самом деле это отбор позаботился о том, чтобы нам казались привлекательными как раз такие черты лица, которые свидетельствуют о высоком «качестве генов». Существуют даже прямые данные, показывающие, что репродуктивный успех как мужчин, так и женщин в современном индустриальном обществе положительно коррелирует с внешней привлекательностью. Так, американцы, родившиеся в 1937–1940 гг., чьи фотографии в возрасте 18 лет оцениваются другими людьми как более привлекательные, имеют в среднем больше детей, чем их менее привлекательные сверстники. Отчасти это объясняется половым отбором — привлекательные люди реже остаются холостыми/незамужними, — но отчасти, по-видимому, и «обычным» естественным отбором, то есть положительной корреляцией между привлекательностью и плодовитостью (Markus Jokela. 2009. Physical attractiveness and reproductive success in humans: evidence from the late 20th century United States (PDF, 453 Кб) // Evolution and Human Behavior. V. 30. P. 342–350).
5. Ориентируйтесь на рейтинг кредитоспособности
Оказывается, ваш рейтинг кредитоспособности применим не только к банковским услугам.
Анализ большой выборки одно- и разнояйцевых близнецов, проживающих в Великобритании, позволил оценить степень наследуемости (генетической обусловленности) различий по осознанным предпочтениям при выборе брачного партнера. Изучалось отношение людей к 13 критериям выбора (доброта, ум, здоровье, внешняя привлекательность, образование, религиозность и др.) Оказалось, что около 20% индивидуальных различий по оценке важности этих критериев определяются генами, а не средой. В другом исследовании, выполненном на австралийских близнецах, показано, что наследуемость реализованных брачных предпочтений по подобным критериям пренебрежимо мала. Получается, что гены влияют на наши желания сильнее, чем на их осуществление — вероятно, потому, что для приобретения идеального брачного партнера одних желаний недостаточно. Выводы носят предварительный характер, и их не следует распространять на все критерии выбора спутника жизни.
Половой отбор ведет не только к развитию адаптаций, обеспечивающих сексуальную привлекательность и успех в конкуренции за половых партнеров. Не менее важным аспектом является эволюция самих брачных предпочтений, то есть критериев, по которым особи выбирают себе партнеров. Чтобы эти предпочтения могли эволюционировать, они должны быть подвержены наследственной изменчивости. Как ни странно, мы до сих пор очень мало знаем о такой изменчивости в природных популяциях животных. В большинстве исследований как бы принимается по умолчанию, что предпочтения у всех особей «выбирающего» пола (обычно это самки) примерно одинаковы, и задача сводится к тому, чтобы их выявить и описать. Между тем известно, что брачные предпочтения изменчивы: они могут меняться не только от особи к особи, но и у одного и того же индивида в зависимости от возраста, фазы репродуктивного цикла, физического и психического состояния (см. ссылки внизу).
Вопрос о том, в какой степени изменчивость брачных предпочтений зависит от генов, а в какой — от среды и жизненного опыта, почти не изучен.
участников попросили ранжировать 13 качеств потенциального партнера в порядке убывания их важности. В задании подчеркивалось, что речь идет о критериях выбора супруга или партнера для долговременных отношений, а не мимолетной связи. Характеристики были следующие:
доброта и понимание,
покладистость, легкий характер,
ум,
здоровье,
внешняя привлекательность,
яркость личности,
желание иметь детей,
способность хорошо зарабатывать,
креативность, артистичность,
хозяйственность,
хорошая наследственность,
университетское образование,
религиозность.
Один из недостатков методики состоит в том, что не всегда можно было понять направленность предпочтений. Например, в случае со здоровьем эта направленность очевидна: здоровый спутник жизни, конечно, предпочтительнее больного для большинства респондентов. Однако в случае религиозности и желания иметь детей ситуация не так очевидна.
То, в каком порядке участники эксперимента расположили эти признаки, в целом соответствует результатам множества исследований, выполненных в разных странах. Оба пола сочли самым важным критерием «доброту и понимание». Для обоих полов важными оказались легкость характера, ум, здоровье и внешняя привлекательность, тогда как хорошая наследственность, университетское образование и религиозность не получили высоких оценок.
Статистический анализ выявил достоверные различия между мужскими и женскими оценками некоторых критериев. Для женщин важнее, чем для мужчин, такие качества партнера, как доброта, желание иметь детей и способность хорошо зарабатывать. Мужчины придают больше значения внешней привлекательности, хозяйственности, творческим задаткам и яркости личности.
Оценка многих признаков меняется с возрастом. Чем старше респондент, тем в среднем выше он ценит в партнере доброту, религиозность (или ее отсутствие), хозяйственность, хорошую наследственность, способность зарабатывать, ум и здоровье. Важность легкого характера и яркой личности убывает с возрастом. Оценка некоторых признаков по-разному меняется с возрастом у мужчин и женщин. Например, внешняя привлекательность становится менее важной для женщин, но не для мужчин. Хорошая наследственность и умение зарабатывать с возрастом становятся важнее в глазах женщин и теряют ценность в глазах мужчин. Важность желания иметь детей и хозяйственности растет с возрастом у мужчин, но остается постоянной у женщин.
Между оценками некоторых признаков обнаружились слабые корреляции: те, кто высоко ценит внешнюю привлекательность, в среднем придают чуть меньше значения доброте, а важность ума положительно коррелирует с важностью университетского образования. Но все выявленные корреляции очень слабы, поэтому авторы рассматривали 13 признаков как независимые.
По всем 13 показателям у женщин и по 12 у мужчин сходство идентичных близнецов оказалось выше, чем неидентичных (единственное исключение — оценка важности критерия «доброта» мужчинами). Это говорит о присутствии наследственной (генетической) составляющей в изменчивости по брачным предпочтениям.
В 2011 году на большой выборке австралийских близнецов и их супругов изучалась наследуемость реализованных брачных предпочтений (Zietsch et al., 2011). Иначе говоря, сравнивались не абстрактные желания близнецов, как в обсуждаемой работе, а их реальные супруги. Сравнение проводилось по множеству признаков: рост, вес, образование, доход, черты характера, религиозность, отношение к различным социальным проблемам. Наследуемость по большинству критериев оказалась близка к нулю. То есть мужья идентичных сестер-близнецов оказались не более похожи друг на друга по всем этим признакам, чем мужья неидентичных сестер. Получается, что наследственная компонента, имеющаяся в брачных предпочтениях и выявленная в обсуждаемой работе, практически не проявляется, когда дело доходит до заключения реальных браков. Это и понятно: ведь для того, чтобы заполучить «идеального» мужа, одного желания мало. У любого вида, склонного к моногамии, на создание брачных пар влияют и предпочтения обоих участников, и то, насколько каждый из них соответствует предпочтениям другого.
Одна из самых четких закономерностей, выявленных в работе 2011 года (а также в ряде более ранних исследований), — это положительная ассортативность браков, то есть склонность людей вступать в браки с партнерами, похожими на них по ряду признаков (таких как возраст, религиозность, образование, рост, вес, отношение к контролю рождаемости, иммигрантам из Азии и т.д.). Многие из этих признаков отчасти зависят от генов. Например, наследуемость веса тела в австралийской выборке равна 0,68, уровня образования – 0,43, религиозности и отношения к различным социальным проблемам — около 0,30. Было показано, что повышенное сходство супругов по этим признакам в большей степени объясняется изначальным выбором, чем «перевоспитанием» в процессе совместной жизни.
Ряд независимых исследований 1970—1990-х гг. показали, что на выбор полового партнёра влияет главный комплекс гистосовместимости. Эксперименты, проведенные первоначально на мышах и рыбах[22], затем на добровольных участниках-людях, показали, что женщины имели склонность выбирать партнёров с ГКГ, отличным от собственного, однако их выбор менялся на противоположный в случае использования гормональных оральных контрацептивов — в этом случае женщины скорее выбирали партнёра с подобным ГКГ[23][24][25]
Вообще, неправильно считать, что женщины обеспечивают размножение только «самых сильных», «самых богатых», «самых красивых» и так далее. В числе биологических задач вида, которые исполняет женщина, стоит также поддержание разнообразия, поэтому женщины обеспечивают размножение ещё и «странных», «необычных», «прикольных», «смешных».