Ну, помолясь. По старой схеме двухгодичной давности.
Итак, 1Л:
...
Сам титул "догматик" в данном случае имеет двойной смысл: сегодняшний, согласно которому догматиком считают человека, неспособного к перемене раз усвоенных истин, и в древнем значении этого слова, когда под догматиком понимался мыслитель, склонный к монологовой, утвердительной форме интеллектуальной деятельности, в противовес диалектику, который предпочитал диалоговую, вопросительную форму.
Не совсем понятно, куда тут вписать монологовую вопросительную форму, которой я всегда пользуюсь.
В принципе, оба смысла - и сегодняшний, и древнегреческий одинаково применимы к 1-ой Логике. Поскольку внутренняя, психологическая постановка Логики отражается только на способе мышления, но не на качестве его, "догматиком" может оказаться и великим мудрецом и непроходимым тупицей. 1-ую Логику обьединяет результативность мышления, а каковы результаты - дело сугубо индивидуальное.
Среди внешних примет 1-ой Логики наиболее заметной и показательной является однозначно утвердительная форма общения. Даже когда "догматик", казалось, спрашивает, то из этого не следует, что он ждет ответа, да и сам вопрос обычно ставится так, что содержит заведомую оценку. Например, вопрос типа:"Вы слышали, что сказал этот болван?"- очевидно не предполагает непредвзятого обмена мнениями. По этой причине общение с 1-ой Логикой вообще можно считать довольно затруднительным,
общение "догматика" настолько деспотично, что разговор волей-неволей сводится к монологу, он может быть интересным, полезным, блистательным или, наоборот, нудным, бесцельным, убогим, но это все равно будет доклад, речь, а не разговор.
Монологовость 1-ой Логики непреодолима даже тогда. когда она пытается говорить от чужого имени и воспроизводить принципиально чуждую себе диалоговую интонацию. Так было, например, с великим "догматиком" Платоном, тщетно имитировавшим стиль своего учителя Сократа, пока естество не взяло свое и он не свел под конец свои "Сократические диалоги" к чистым монологам, на титуле которых имя Сократа, любителя и знатока общения, было уже явной фикцией.
По счастью догматик не болтлив, обладает способностью слышать и не торопится высказываться по всякой из предложенных тем. Он позволяет себе начать монолог лишь в комфортных условиях, т.е. в связи с проблематикой, в которой считает себя компетентным. Насколько основательным оказывается такое мнение о себе - другой вопрос,
главное, при обсуждении тем, в которых " догматик" плавает или вообще не обладает информацией. он предпочитает отмалчиваться.
В этом, думаю. проявляется свойственная 1-ой Логике осторожность. Общаться вне утвердительной формы она не умеет, а обнаружение при кавалерийском наскоке на тему несостоятельности своей Первой - опорной и наиболее мощной функции - чревато саморазрушением личности.
Другая причина молчания 1-ой Логики: отсутствие дара и вкуса к дискуссии.
В спорах с "догматиком" истина не рождается, она либо утверждается, либо отметается. Третьего не дано.
Обычно он отправляется на диспут с домашней заготовкой - дубиной абсолютной истины, которой иногда весьма эффективно глушит своего оппонента. Но домашней заготовке 1-ой Логики равно присущи и сила, и слабость. Пустяшный, смещающий ракурс темы вопрос, не относящееся к делу замечание, и даже простая нҐлепица выводят "догматика" из равновесия и замыкают его уста.
А пока он пытается собрать рассыпавшуюся после сбоя конструкцию своей домашней умозрительной схемы, наступает тягостная немая сцена, мучительная для 1-ой Логики и неприятная для слушателей.
Такое случалось, например, с Демосфеном. Будучи оратором по профессии, он был "догматиком" по способу мышления.
Поэтому никогда , даже в крайних случаях, не выступал с экспромтами, но всегда сначала дома писал и заучивал речь, и только потом выходил с ней на трибуну. Все бы ничего, но буйный афинский люд нередко выкриками прерывал оратора, и здесь на Демосфена находил такой столбняк, что он терял дар речи и немотствующим сходил с трибуны, на которую тут же взбирался соратник по партии Демад, способный более гибко реагировать на вызов толпы.
"Догматик" вообще тугодум - стайер, а не спринтер интеллекта. Он, как говорят русские, крепок задним умом (англичане называют это юмором на лестнице), поэтому не обладает вкусом к дискуссии и без крайней нужды в нее не вступает. Дарвин признавался: "Я не наделен способностью схватывать на лету или остротой ума, так поражающими нас в одаренных людях, например в Гексли. Соответственно я неважный критик.."
Третья причина молчания 1-ой Логики: неприязнь к праздной болтовне. гипотезам и вообще частному мнению. "Догматик" взыскует абсолютной истины, а не мнения. Только абсолютная истина может быть положена кирпичом в ту интеллектуальную опору, что строит для себя 1-ая Логика.
Отсюда откровенное отчуждение и даже неприязнь, которые испытывает "догматик" к болтовне, гипотезам и мнениям. Один из близко знавших Эйнштейна ученых писал: "Приблизиться к абсолютной истине было для него всего важнее; в этом стремлении он не знал деликатности и не щадил самолюбия оппонентов."
Не скажу, что сам "догматик" не бывает автором гипотез. Бывает и очень часто нелепых гипотез. Другое дело, что обычно. их за таковые не считает, не считает до такой степени, что не склонен опытом проверять верность их жизни. Происходит это не по небрежности, упаси Бог, но потому, что для 1-ой Логики мысль первична и самодостаточна, она обьективна и не нуждается в каких-либо костылях.
Идти от концепции к факту, а не наоборот - обычный для 1-ой Логики образ действия.Естественным выглядит при таком образе мысли и то, что для "догматика" нет тягостней зрелища, чем вид сраженной фактом теории. Однажды, беседуя с Гексли о природе трагического, кто-то упомянул Спенсера. "Ха!"- вскричал Гексли,-"...трагедия в спенсеровском представлении - это дедукция, умерщвленная фактом".
...
Нет, всё. Дальше даже комментировать в лом. Итак, думаю, очевидно, что по первой функции, я кто угодно, но не логик
Ну что же, попробуем первую эмоцию.