Недавно, пребывая в меланхолии, задался вопросом о происхождении современного значения термина «фрегат». Подоплёка этого вопроса такова.
Как известно, в век паруса фрегатом назывался второй по мощи и один из самых быстроходных боевых кораблей. На заре эпохи пара кратковременно существовали пароходофрегаты, а затем фрегат умер и реинкарнировал только во Вторую мировую войну, когда этим словом в Англии, вопреки традиции, стали называть маленькие, хиленькие и тихоходные эсминцы, призванные оградить торговое судоходство от немецкой подводной угрозы (в США эти корабли назывались эскортными эсминцами, Escort Destroyer, DE). Тогда же, между прочим, возродились и корветы, которые в силу своей малости и низкой мореходности не годились для океанских просторов и обслуживали «местное сообщение». После войны фрегаты снова вымерли, но вдруг в конце 1950-х гг. это слово появилось как синоним термину «ракетный лидер эсминцев» (Guided Missile Armed Destroyer Leader, DLG). А с 1969 г. в справочнике Jane’s Fighting Ships ракетные корабли специальной постройки (кроме «Лонг Бич», который изначально был ракетным крейсером) стали официально называться фрегатами, хотя обозначение осталось прежним – DLG. Так продолжалось 6 лет, пока в 1975 г. не ввели новую классификацию, и всё вернулось к временам Второй мировой войны – фрегатами стали называть (и до сих пор называют) маленькие и относительно тихоходные эсминцы.
Вопросы:
1. Почему в годы Второй мировой войны маленькие противолодочные корабли стали называть фрегатами?
2. Почему после войны так стали называть самые мощные ракетные корабли?
3. Почему в 1975 г. в терминологии произошёл откат?
Есть ли у кого-нибудь идеи на этот счёт? Или может быть когда-нибудь в этом форуме обсуждались подобные вопросы? У меня есть своя версия, если кого-нибудь заинтересует, изложу в следующей реплике.