Все же нужно учесть, что говорить о точных потерях немецкой авиации на данный момент невозможно. Все это обладает достаточно большой степенью условности, и связанно это с качеством дошедших до нас источников, а также добросовестностью авторов, с ними работавших.
К примеру, возьмем такой широко используемый документ, как сводки 6 – го отдела службы генерал – квартирмейстерства люфтваффе. Внимательно изучив их и сравнив с первичной документацией, легко обнаружить их неполноту.
За январь 1942 года из 44 эпизодов известных потерь дальних разведчиков люфтваффе (созданных на базе двухмоторных бомбардировщиков (Ju86, Ju88, He111, Do17/215/217) 13 не зафиксированны в сводках генерал – квартирмейстерства, из них 3 эпизода с указанным процентом повреждений фиксируют 100 % повреждения. При этом в прочих источниках в отношении неучтенных потерь тип самолета не указывается в 9 случаях, причина потери не указывается в 3 случаях, заводской номер самолета не указывается в 9 случаях, процент повреждений не указывается в 9 случаях.
За февраль 1942 года из 25 эпизодов потерь дальних разведчиков 6 не зафиксированны в сводках. Прочие немецкие источники отражают их таким образом, что тип самолета не указывается в 5 случаях, заводской номер самолета не указывается в 5 случаях, процент повреждений не указывается в 5 случаях. 1 эпизод с указанным процентом повреждений фиксирует 70 % повреждения.
За март 1942 года из 42 эпизодов потерь дальних разведчиков в сводках не зафиксированны 6. Согласно подтверждающим факт этих потерь источникам германской стороны, место потери не указывается в 1 случае, тип самолета не указывается в 2 случаях, причина потери не указывается в 3 случаях, заводской номер самолета не указывается в 2 случаях, процент повреждений не указывается в 2 случаях. 4 эпизода с указанным процентом повреждений фиксирует 3 случая 100% повреждения.
В итоге за первый квартал 1942 года люфтваффе было потеряно, по имеющейся информации, 111 дальних разведчиков, созданных на базе двухмоторных бомбардировщиков, 25 из которых не указываются в сводках потерь 6 – го отдела (7 из них потеряны безвозвратно, 1 эпизод с указанным процентом повреждений фиксирует 70 % повреждения, 1 эпизод с указанным процентом повреждений фиксирует 10 % повреждения, место потери не указывается в 1 случае, процент повреждений не указывается в 16 случаях, тип самолета не указывается в 16 случаях, причина потери не указывается в 6 случаях, заводской номер самолета не указывается в 16 случаях).
Другой пример. За февраль – март 1942 года введенные в научный оборот немецкие источники фиксируют 8 эпизодов потерь Ju – 86 на Восточном фронте, и лишь 4 из них отражены в сводках.
В сводках генерал – квартирмейстерства также отсутствует упоминание о потере 14 июня 1943 года He111 из состава 10 – й бомбардировочной эскадры (бортовой номер 6N+IL), направленного на выполнение задания в район Саратова и совершившего вынужденную посадку в результате повреждений от огня зенитной артиллерии. Однако он упоминается в хронике 100-й эскадры, и в недавно вышедших на русском языке мемуарах брата одного из членов экипажа сбитого "хейнкеля" (Фрицше К. Воздушный стрелок. Сквозь зенитный огонь.- М., 2009 - С. 82-100).
То же самое можно сказать и о факте потери 12 октября 1942 года Ju88A-4 из 6 – ой бомбардировочной эскадры в районе Тацинской, известном только по хронике эскадры (P. Taghon, Die Geschichte des Lehrgeschwaders 1 - Bd.2 - 2006 - S.136).
Сравнение результатов налетов советской авиации на Госткино в феврале – мае 1942 года по сводкам 6-го отдела и «Дневников боевых действий» аэродромной комендатуры авиабазы Госткино также однозначно свидетельствует, что в ряде случаев фактические потери люфтваффе были выше, чем это отражено в сводках (за счет поврежденных самолетов).
Сходная ситуация наблюдается и в отношении оценки итогов налета советской авиации на заполярный аэродром Банак 30 июня 1942 года. По сводкам 6-го отдела, там было потеряно пять бомбардировщиков «Юнкерс-88» (один сгорел и четыре повреждено). По данным же «Дневника руководства войной на море» число поврежденных машин составило 14 единиц.
Согласно донесениям о воздушной обстановке Авиакомандования "Ост" за 10 мая 1943 г. (NARA T-312, Roll 203), в этот день в ходе выполнения бомбовых ударов по станциям Русский Брод и Щигры, а также удара истребителей по аэродрому Русский Брод было безвозвратно потеряно два "Юнкерс-87", один "Юнкерс-88" и один Ме-110. В сводках же генерал квартирмейстерства зафиксированы только Bf110G-2 с заводским номером 5261 из первой эскадры тяжелых истребителей и Ju87D-3 с заводским номером 1286 из первой эскадры пикирующих бомбардировщиков.
Таким образом, информационная неполнота сводок генерал – квартирмейстерства становится ясной из сравнения только с немецкими источниками, которые, в свою очередь, также явно лакунарны.