Saul> Понятно что на общее обозрение секреты не выставляют.
Ну почему же?
Рано или поздно ЛЮБЫЕ секреты просачиваются наружу.
Поэтому слишком длинная игра в секреты превращается в маразм.
Люди занятые секретностью, я уверен, давно понимают этот принцип. И поэтому после самой ранней стадии: СВЁ ЗАСЕКРЕТИТЬ быстро наступает стадия КОЕ ЧТО ПРИОТКРЫТЬ (выпустив параллельно кучу дезы). Но и после неё главное не упустить момент: ОТКРЫТЬ (почти)ВСЁ (якобы всё), НО ТАК ЧТО БЫ МАЛО КТО ЧТО ПРАВИЛЬНО ПОНЯЛ, потерял ряд ключевых нюансов. Лучшая ложь - неправильно понятая правда.
Последний момент - ключевой. Это и называется "возглавить безобразие, так как его нельзя предотвратить". В этом смысле советская система секретности - предмет для бесконечных издевательств. Тут действительно утечки совершенно неконтролируемы, а деятельность таких как мы - абсолютно свободная и неуправляемая.
Saul>В другой теме кино вспомнил, что там может соответствовать?
У этого фильма есть длинная предыстория. Гуглите "Джон Аристотель Филлипс".
Кстати этот товариСЧь устраивал у нас тут первую оранжевую революцию.
Как профессиональный политтехнолог.
НО! В юности он учился в Принстоне. И сам Дайсон читал ему курс лекций по стратегической безопасности. В итоге этот пронырливый мальчик прославился тем, что взял в качестве курсовой работы тему... эм... в общем проблемы с которыми столкнется государство желающее сделать атомную бомбу. Руководителем проекта стал сам Дайсон. Его задача была - ничего не сболтнуть а интерес - как далеко этот наглый щегол зайдет? Дайсону было интересно сможет ли заносчивый и достаточно посредственный студент накопать из открытых источников достаточно много что бы это всех испугало? Вся история закончилась тем, что курсовой (по требованию Вивера!!!) засекретили.
Хотя, кажется, сама Дайсон считал что эксперимент не достиг успеха. Прожект был сыроват... Он отметил только талант у пацана выведывать секреты.
Вы эту историю не знаете? С этой истории должен начинать КАЖДЫЙ член клуба любителей атомных грибов!
Очень сокращенна версия истории печаталась в журнале "Ровестник" в 10 номере 1981 г. Я помню как у нас, советских пацанов, уже зараженных завистью к Западу, срывало крышу от этой истории!
История была громкая на Запада. Именно на ее основе сделан через 10 лет и этот фильм.
Разумеется сюжет уГлубили и расширили...
Студент стал школьником, а бомба не курсовым проектом, а реальным изделием.
Фильм по-своему неплох (очень хорошо передает атмосферу того времени).
Что в фильме интересного для нас?
Футбольный мяч. Хотя тема футбольного мяча для имплозии всплывала и до этого (что оказывается же, бомба - это футбольный мяч! все на поверхности!!!), но так широко в массы она пошла через этот фильм.
Вторая тонкость (отмеченная) - лазерное разделение изотопов. Там добывался СВЕРХЧИСТЫЙ плутоний.
И это - самое смешное во всей интриге.
Подумайте.
Молодой гений конечно же догадался что лазеры тут используются именно для разделения изотопов и это не простой плутоний. Это очень чистый плутоний-239 (в начале пару минут фильма просто потрясающий эпизод! Мы видим пик с 99.99..% чистоты!)
И значит с имплозией возиться не надо было.
Вообще я не верю что имплозию можно было сделать без серии долгих и муторных экспериментов со взрывчаткой (то есть нужна лаборатория с кучей оборудования типа той французской, как ни крути!)
Но. Мог ли пацан стыбрив примерно 6 кг сверхчистого плутония сделать бомбу "в гараже"?
Мог.
Бомбу можно было сделать ... пушечной.
На таком очень чистом плутонии бомбу можно было сделать пушечной. И пушка сработала бы однозначно с первого раза без проверки. Но юный гений этого не сообразил.