Вот ещё материал из той книги.
В 1978 г было подписано соглашение между США и Израилем о поставках в Израиль 15 Ф-15 и 75 Ф-16.
26 марта 1979 г был подписан мирный договор между Египтом и Израилем. А через 16 дней после этого, разъяренные «предательством» Египта сирийцы начали патрульные полеты своих истребителей над Ливаном. До этого момента, воздушное пространство над Ливаном не представляло для Израиля никаких проблем. Израильские разведчики регулярно летали над этой страной, собирая информацию о палестинских террористах а ВВС Ливана не проявляли ни малейшей попытки помешать этому. Израильтяне восприняли появление в ливанском небе сирийских истребителей как нарушение статус-кво. Сирийцы же рассматривали свои действия как акт межарабской солидарности. Сирийские истребители также начали оказывать поддержку своим наземным войскам, дислоцированным в Ливане с 1976 г. Действия Сирии вызвали большое одобрение в арабском мире. Тогдашний министр обороны Сирии Мустафа Тлас прямо заявил об этом в своем публичном высказывании: «Решение противостоять ВВС Израиля было очень важным для нас. Противник неоднократно пользовался своим превосходством в воздухе для борьбы с арабским сопротивлением в Ливане. Можем ли мы безучастно наблюдать за этим? Следует ли нам держать наши самолеты на земле и воспрепятствовать нашим героическим летчикам, рвущимся в бой с врагом, несмотря на неизбежные потери? Они готовы пожертвовать собой в нашей борьбе с Израилем и мы дали им возможность выполнить свой долг в небе Ливана».
ВВС Израиля поначалу вели себя сдержанно, пытаясь выяснить истинные цели сирийской активности. Давид Иври, командовавший Хель ХаАвиром с 1977 г по 1982 г так прокомментировал складывавшуюся ситуацию: «Полеты сирийцев над Ливаном поначалу были не более, чем демонстрацией своей активности и пока они не угрожали нашим наземным силам в южном Ливане, мы их просто игнорировали. Естесственно, наши пилоты хотели вступить с ними в бой, но мы проявляли сдержанность, следуя указаниям нашего правительства. С течением времени, однако, поведение сирийцев начало становиться более агрессивным, а профиль их полетов более опасным. И вот однажды, через два месяца после начала сирийских полетов над Ливаном, сирийцы стали чересчур самонадеянными и зашли слишком далеко, попытавшись осуществить перехват израильских ударных самолетов, летевших бомбить палестинские цели в южном Ливане.
Используя свою широкую сеть объектов для ведения различных видов радиоразведки (COMINT и SIGINT) вдоль ливанской и сирийской границ, израильтяне были в состоянии иметь точные данные о положении дел в ВВС Сирии. Разведданные поступали в реальном времени и профиль полетов сирийских истребителей был всегда известен. Взлетевшие сирийские машины тут же появлялись на экранах израильских радаров, цепочкой вытянувшихся в приграничных районах и действовавших самостоятельно, без поддержки воздушных Хокаев, которые были приняты на вооружение в 1978 г, но действия которых в условиях Ливана не отличались особой эффективностью.
В соответствии с израильскими правилами, ударники всегда вылетали на задание под прикрытием истребителей. После усиления активности сирийских истребителей в небе Ливана, израильские истребители сопровождения начали применять тактику, очень похожую на применявшуюся ими тактику засад во время Войны на Истощение с Египтом, которая доказала свою эффективность.
Атаку из засады было несложно выполнить. Группа состояла из трех частей: одна подгруппа находилась неподалеку от цели ударников, вторая подгруппа подстраховывала её, тоже находясь неподалеку, третья подгруппа оставалась на аэродроме в полной готовности к немедленному вылету.
Когда планировалась засада, она имела наивысший приоритет, что означало полную поддержку наземной службы боевого управления, применение противорадарных средств и разведданных в реальном времени.
Тем не менее, засада не была самоцелью. Она совершалась в интересах ударной группы. Если сирийцы игнорировали израильских ударников, то никакой засады не происходило. Но если сирийцы вели себя агрессивно, то ударники отзывались назад и в действие вступал план засады. Вместе с тем, израильтяне участили свои налеты, надеясь втянуть сирийцев в бой. Вскоре произошел случай, завершившийся именно этим.
Засадная группа в тот день прикрывала ударников, вылетевших на бомбежку палестинских целей на морском побережье Ливана между городами Сидон и Дамур. Группа была выделена из состава эскадрильи Двуххвостых (Ф-15) и включала в себя опытнейших воздушных бойцов. Первую подгруппу возглавлял сам комэск Бенни Зинкер. Его ведомым был один из ведущих инструкторов истребительного отделения Летного училища Моше Мельник, который в целях практики периодически участвовал в операциях линейной эскадрильи. Во второй паре были бывший комэск этой эскадрильи Бен-Элияху, ушедший на повышение, но продолжавший иногда принимать участие в боевых вылетах своей бывшей эскадрильи. Его ведомым был зам комэска Йоэл Фелдшо. Вторая подгруппа состояла из двух Иглов и двух Кфиров. Ведущим Иглов был второй зам комэска Йорам Пелед, а его ведомым был Гай Голан. Вторая пара состояла из Кфиров. Хель ХаАвир впервые начал практиковать применение смешанных групп во время Войны на Истощение, когда звено формировалось из двух Фантомов впереди и двух Миражей позади. Это делалось для того чтобы Фантомы своими более сильными радарами засекли самолеты противника и затем направили Миражи на перехват. Это также делалось для того чтобы дать возможность большему числу пилотов поучаствовать в воздушных боях, а не только наездникам Иглов.
27 июня 1979 г в 11:07, израильская разведка засекла сообщения о том, что сирийский радар захватил израильских ударников, летевших вдоль ливанского побережья. Три группы сирийских МиГ-21 были подняты в воздух и направлены на перехват израильских самолетов. Однако, как только МиГи пересекли ливано-сирийскую границу, ударники ушли на запад, в сторону моря и МиГи получили команду возвращаться на свои базы.
В 11:20 сирийские операторы радара обнаружили ещё несколько израильских машин над Ливаном и они опять направили МиГи-21 на перехват. Через минуту после этого, израильтяне полностью забили помехами всякую связь между сирийскими пилотами и наземной службой боевого управления. Наземные операторы затем обнаружили как откуда-то выскочили Ф-15 и начали стремительно набирать высоту, но они не могли сообщить об этом пилотам МиГов из-за глушения. Пилотам Иглов оставались считанные мгновения до их первого настоящего боя.
Пилоты ведущей пары Ф-15, Зинкер и Мельник, быстро произвели захват цели своими радарами и обы выпустили по одной AAIM-7F Sparrow с дистанции за пределами видимости. Обе ракеты промахнулись. Но теперь противники сблизились до дистанции видимости. Мельник заметил МиГи первым и автоматически стал ведущим. Он атаковал противника и произвел пуск ракеты Питон-3. Он проследил за полетом ракеты и видел как она поразила МиГ, после чего он развалился на две части. Увлекшись этим зрелищем, Мельник упустил из вида второй МиГ, который начал заходить ему в хвост. Но Йоэл Фелдшо из второй пары Иглов выпустил по нему свою Спарроу и она уничтожила цель.
Всего, в этом боестолкновении приняли участие два звена МиГ-21. Вторая подгруппа израильской засады вступила в бой со вторым звеном МиГов. Вспоминает Йорам Пелед, возглавлявший вторую подгруппу: «Мы летели на малой высоте, в 30 милях позади первой подгруппы. Из радиопереговоров я сделал вывод, что если мы останемся в нынешней позиции, то мы вряд ли успеем поучаствовать в бою. Я был уверен, что если произойдет воздушный бой, он завершится в течении нескольких минут. Мы были уверены, что наши Спарроу поразят сирийцев в лоб с дальней дистанции. Но к нашему разочарованию этого не произошло, когда два первых пуска промахнулись. Что касается нас, то мы, будучи второй подгруппой, не могли использовать Спарроу в любом случае, так как наши были слишком близко к противнику. Проигнорировав указания наземной службы, я сократил расстояние между нашей и первой подгруппой как раз когда они атаковали противника. Когда мы получили команду на перехват второго звена МиГов, мы были уже вблизи от нашей первой подгруппы. Мы были прямо под ними. В тот момент никто не получил конкретных целей от офицера наведения. Когда первые две Спарроу промахнулись, мы тоже вступили в бой. Я заметил, что два МиГа пикируют с разворотом вправо и я решил попытаться сбить их одного за другим. Только я начал разворачиваться им вслед, как я заметил, что какой-то одиночный Игл уже атакует их обоих. Я не знал кто пилотировал тот Игл, но он был снаружи разворота МиГов и наша позиция, прямо над ними, была лучше. Я наклонил нос самолета и произвел пуск AIM-9G Sidewinder, который поразил задний МиГ-21 в тот самый момент как атаковавший его же Игл захватил его в свой прицел. Пилот того Игла был очевидно немало удивлен столь быстрым разрушением цели, но быстро овладел ситуацией и сосредоточился на втором МиГе, который он и сбил огнем своей 20-мм пушки, пока я прикрывал его спину. Позднее выяснилось, что в том Игле был Эйтан Бен-Элияху.
В произошедшем ближнем маневренном бою, который длился ровно 60 секунд, мы сбили 4 МиГа-21, использовав все имевшиеся в нашем распоряжении виды оружия: ракеты Сайдуиндер АИМ-9Г, Спарроу АИМ-7Ф, Питон-3 и 20-мм пушку.
Пятая жертва наших истребителей в тот день вызвала споры. Пилот Игла Гай Голан и пилот Кфира Шай Эшел оба произвели пуски ракет по одному и тому же МиГ-21 и они согласились разделить эту победу между собой. Однако, позднее было установлено, что приоритет всё же принадлежал пилоту Кфира.
Это сообщение редактировалось 25.03.2007 в 22:15