Реклама Google — средство выживания форумов :)
Уже третий за последние дни аэростат сбит над территорией Северной Америки – на этот раз в воздушном пространстве Канады. «Китайцы выставили американцев полными идиотами», комментируют происходящее эксперты и объясняют, какие именно военные и политические задачи решает Китай таким образом в противостоянии с США.
Очередной неопознанный летающий объект был сбит в субботу Объединенным командованием аэрокосмической обороны Северной Америки (НОРАД) над Северной Канадой. В первых сообщениях о «воздушном шпионаже» в небе над Североамериканским континентом отмечалось, что НОРАД отслеживает перемещение одного или двух объектов, однако в итоге сообщили о сбитии только одного шара.
Министр национальной обороны Канады Анита Ананд заявила, что объект летел на высоте примерно 40 тыс. футов (12,1 км), вторгся в воздушное пространство Канады и представлял реальную угрозу безопасности гражданских полетов. По ее словам, объект был сбит примерно в 100 милях (160 км) от границы Канады и США над территорией Канады в центральной части региона Юкон. Проводится операция по поиску сбитого объекта, начато расследование, к которому привлечены сотрудники вооруженных сил Канады и национальной полиции.
Китайская государственная газета Global Times пишет, что в официальном аккаунте в соцсети Weibo, бюро морского развития городского уезда Цзимо города Циндао провинции Шаньдун КНР разослало уведомление, в котором сообщалось, что «в акватории городского округа Жичжао был обнаружен неопознанный летающий объект», передает РИА «Новости».
В уведомлении, которое получили рыболовные суда, отмечалось, что неопознанный летающий объект «готовятся сбить», в этой связи местных рыбаков попросили «соблюдать правила безопасности». В уведомлении также содержалась просьба сделать фотографии объектов, если они упадут рядом с рыбацкой лодкой.
В настоящее время нет информации, о каком именно неопознанном летающем объекте шла речь и был ли он сбит.
Считается, что именно разведывательные аэростаты 50-ых, пролетая над Америкой, спровоцировали волну сообщений о «летающих тарелках» и первую НЛО-манию в мире. А разбившийся в штате Нью-Мексико аэростат послужил причиной знаменитого «Розуэлльского инцидента», до сих пор возбуждающего недалекие умы конспирологов мира.
И вот теперь, судя по всему, американцы испытывают на себе свое же «лекарство».
Спутниковая разведка, при всех своих достоинствах, имеет также и ряд ограничений и недостатков — которых лишены атмосферные разведчики. По всей видимости, китайские аэростаты используются как для фотографирования территории США, так и для сенсорной разведки (например, перехвата радиосообщений). Мое личное ИМХО — возможно, что эти аэростаты также используются как носители для ультралегких беспилотных планеров, способных тихо и незаметно пролететь сотни километров и тщательно осмотреть конкретную цель...
А теперь переходим к самому интересному вопросу: почему американцы до сих пор не сбили аэростат? Вкратце — потому что это далеко не так просто, как кажется.
Аэростат движется на высоте около 35.000-40.000 метров. Это ставит его выше вертикального предела досягаемости зенитных ракет MIM-104 PATRIOT (24.200 метров). Американские военные располагают ракетами большей высотности, но это либо флотские ЗУР (вроде SM-6 ERAM, с потолком 35.000 метров), либо специализированные противоракеты THAAD, предназначенные исключительно для заатмосферного перехвата.
Главная же проблема в том, что на территории США попросту нет зенитных ракетных комплексов на постоянном дежурстве. Батареи PATRIOT мирно стоят на своих базах, и хотя и могут быть подняты по тревоге — но нуждаются в переброске к стратегическим объектам, чтобы организовать их оборону. Понятное дело, что бегать быстрее летящего аэростата у ЗРК не получится. Непрерывное прикрытие зенитными ракетами имеет только Вашингтон
Основу противовоздушной обороны территории США еще с 1980-ых составляют перехватчики авиачастей Национальной Гвардии. В основном это легкие истребители F-16 не самых новых моделей, имеющие статический потолок не более 20.000 метров. Разогнавшись и «подпрыгнув», они, вероятно, могут добраться до 25.000-30.000 метров — но на такой высоте, используемые ими ракеты AIM-9 Sidewinder и AIM-120 AMRAAM будут испытывать значительные проблемы с управляемостью (к тому же не факт, что инфракрасные ГСН AIM-9 сумеют адекватно захватить аэростат). Обстрел же аэростата из пушек M61 "Вулкан" с динамического скачка будет крайне неэффективен из-за сильнейшего разброса снарядов — а также из-за того, что их взрыватели просто не будут срабатывать о тонкую оболочку. Небольшие же дырки, пробитые случайно попавшими но не разорвавшимися снарядами, практически не скажутся на аэростате — немного возрастет утечка подъемного газа, но и только.
Подведем итог. Китай сделал неожиданный и изящный геополитический ход, поставивший США в крайне неловкое положение. История американских аэростатов-шпионов над СССР и КНР широко известна, и попытки американцев объявить китайские действия «провокационными» будут выглядеть крайне неубедительно. Заслуживает внимания и психологическая реакция, вызванная появлением аэростатов над Америкой и нежеланием/неспособностью американской ПВО что-либо с ними сделать. Американцы не привыкли к отсутствию контроля над собственным воздушным пространством. У множества радикально настроенных обывателей (не особенно понимающих, насколько это сложно — сбить высотный аэростат) такая ситуация вызывает раздражение и ярость.
После восхода Солнца , на высоте полета материал оболочки постепенно нагревается. В результате передачи тепла в системе оболочка—газ последний, нагреваясь, расширяется Наличие газового клапана или аппендикса позволяет автоматически регулировать давление газа и не нарушать условие (1.5). Высота полета аэростатов с оболочками открытого или полузакрытого типа изменяется с суточной периодичностью. Как правило, уровень балластирования располагается на 5—15 км ниже уровня УСР. Увеличение перепада высот достигается за счет уменьшения суточного расхода балласта, что соответственно приводит к увеличению продолжительности полета. Обычно расход балласта не превышает 4—10% полетной массы аэростата в сутки.
В качестве балласта используют металлическую дробь, удерживаемую магнитным устройством. В ряде конструкций применяют другие виды сыпучих тел, а также жидкий балласт.
Очередной «неизвестный объект» американские ВВС сбили в воздушном пространстве США. На этот раз объект, как утверждается, имел форму восьмиугольника и двигался в районе американо-канадской границы близ Великих озёр.
Восьмиугольный объект осуществлял полёт над озером Гурон – в районе границы с Канадой. Решение нанести по нему удар было принято президентом Джо Байденом.
Сразу после того, как объект был сбит, началась очередная для американских военных и спецслужб операция по сбору его фрагментов.
Один из членов комитета по обороне палаты представителей США:
Сейчас идёт сбор фрагментов, чтобы иметь информацию о характере этого объекта.
Дополнительно сообщается, что объект «представлял опасность для гражданского авиасообщения». По некоторым данным, удар наносился истребителем F-16 на высоте не более 6 км.
Также в конгрессе США сделали многозначительное заявление о том, что американцы «заслуживают больше ответов, нежели получают сегодня».
Напомним, что ранее ВВС США сбили китайский зонд, пролетевший над территорией США, в районе побережья штата Южная Каролина. Потом был сбит шар меньших размеров в районе границы США и Канады над Аляской. В Китае признали свою собственность только над первым сбитом аэростатом, назвав его метеорологическим. Кому принадлежал второй, а также объект, сбитый над озером Гурон, пока неизвестно.
При всем этом, стратосферная платформа значительно проще и дешевле авиационной или орбитальной, как в производстве, так и в эксплуатации. В частности, это дает возможность создавать и запускать крупные разведывательные группировки и следить за значительными территориями.
В апреле 1961 г. вышло постановление Совета Министров СССР, которое обязывало промышленность приступить к разработке второго поколения воздухоплавательной техники. Постановление предусматривало создание условий, обеспечивающих испытания. Были значительно расширены границы испытательной трассы: на востоке – до 120 град. в. д.; на севере – до 60 град. с. ш., на западе и юге – до Госграницы СССР. Кроме того, свободные автоматические аэростаты могли совершать посадку на территории Монгольской Народной Республики, были организованы дополнительные пункты слежения и управления полетами аэростатов, сформированы филиал ВНИИЦ ВВС с дислокацией на станции Степь Читинской области и воздухоплавательная станция филиала в Улан-Баторе.
С середины 1960-х гг. начались интенсивные испытания воздухоплавательной техники второго поколения как на базе ВНИИЦ ВВС (с 23.10.1965 г. – 13-й ВНИЦ ВВС), так и на базе его филиала. В этот период были испытаны и приняты на вооружение ВВС: стратосферный свободный автоматический аэростат – носитель средств поражения, радиоэлектронной борьбы и агитматериалов АН–В; высотный аэростат-носитель АН–С; аэростат-фоторазведчик АФ-3Б, способный лететь к цели на одной высоте, а возвращаться на другой по принципу бумеранга; аэростаты-трассзонды АТ–С и АТ–В; аэростат метеорологической разведки МР-2; стратосферный аэростат-лаборатория ВАЛ-120; высотный аэростат-носитель агитматериалов АГ-6 и другие, а также средства наземного обеспечения этих аэростатов.
В этот же период создаются эффективные аэростатные боевые средства. Они проходят все виды испытаний и принимаются на вооружение.
НОВАЯ ТЕХНИКА ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Мобильные газовые комплексы МГК-5000 для водорода, гелия и других газов вместимостью до 5000 м3 (при н.у.)
Комплексы предназначены для транспортировки, хранения и зарядки систем фиксированными давлениями от нуля до 40,0 МПа.
Газовое оборудование может быть размещено на любых шасси.
МГК соответствует требованиям ОТТ ВВС и Гостехнадзора ВС РФ.
Исполнение для водорода — взрывобезопасное.
Для зарядки аэростатов комплекс оборудован автоматической системой выдачи заданных доз газа.
С ветром любым без заминки
Плыть ему через границы.
ВАШИНГТОН, 13 фев — РИА Новости. Глава североамериканского командования ПВО (NORAD) Глен ван Херк не исключил, что сбитые за последние дни в воздушном пространстве США летательные объекты могут иметь внеземное происхождение, но подчеркнул, что окончательное заключение на данный счет должны вынести разведслужбы.
В последние дни американские истребители перехватили три высотные цели неизвестного происхождения и назначения над Аляской, Канадой и озером Гурон. В ходе спецбрифинга для журналистов у ван Херка спросили, готовы ли военные полностью исключить версию внеземного происхождения сбитых в небе над США летательных аппаратов. Этим вопросом, как отметила одна из присутствовавших на мероприятии журналисток, активно интересуется американская общественность.
"Мы продолжаем проводить оценку каждой угрозы или потенциальной угрозы, которая приближается к Северной Америке, и предпринимаем попытки идентифицировать их". По словам главы командования, американские военные пока не определили, за счет чего держались в воздухе сбитые на севере летательные аппараты, и не уверены, что речь идет о воздушных шарах.
"Я не в состоянии объяснить, как они оставались в воздухе. Возможно, внутри конструкции был наполненный газом шар или двигательная установка того или иного типа. Однако, очевидно, что они держались в воздухе", — подчеркнул ван Херк.
Телеканал CNN ранее цитировал поднимавшихся на перехват летчиков, которые говорили, что не смогли при визуальном наблюдении определить, где у аппаратов расположены двигатели.
Также для Пентагона разрабатывается проект TRIPPWIRE (Tactical Responsive ISR Platforms and Payloads Watching Isolated Remote Environments). Этот стратостат принципиально не отличается от COLD STAR и должен строиться на тех же технологиях. При этом известно, что в рамках этого проекта создадут и испытают огневые средства для борьбы с чужими стратостатами. Как именно предлагается поражать их, пока не сообщается.
Направление и скорость полета стратостата определяются воздушными потоками, однако это не исключает возможность полета по заданному маршруту. Для этого летательный аппарат должен изменять высоту, переходя из одного течения в другое, движущееся в нужном направлении. Это не позволяет выполнять энергичные маневры, но заметно расширяет оперативные возможности. Такой маневр может обеспечиваться разными способами.
Любопытное решение было разработано в рамках программы DAPRA ALTA (Adaptable Lighter Than Air) и затем реализовано компанией Alphabet в проекте Loon. В этом случае работа стратостата обеспечивается наземной станцией контроля и управления. Станция должна собирать доступную информацию о метеоусловиях в районе работы стратостата и искать воздушные потоки. При необходимости изменения направления движения, она подает летательному аппарату команду занять определенную высоту и попасть в нужный поток.
Этот принцип работы реализован и испытан на практике. Так, в середине десятилетия изделия Loon проходили испытания, а в 2017 г. их привлекли к реальной спасательной операции в Пуэрто-Рико. Они находились над районом стихийного бедствия и обеспечивали постоянную связь.
Более сложную и эффективную технологию разрабатывает компания World View Enterprises на основе опыта NASA. Ее прибор Strat-OAWL (Stratospheric Optical Autocovariance Wind Lidar) устанавливается на стратостат и за счет лазера и оптики отслеживает перемещения воздушных масс. Соответственно, летательный аппарат самостоятельно изучает метеоусловия и находит нужные ему воздушные течения. С 2019 г. изделие Strat-OAWL регулярно испытывается в разных районах.
Пока мы занимались подвеской, оболочка ушла на запад и мы ее больше не видели. По возвращении в Центр я пришел на командный пункт управления полетами и там узнал, что оболочка продолжает лететь на высоте немногим более 35000 м. О случившемся доложили в Москву. Начальник нашего командного пункта Б.Д.Решетников попросил дежурного генерала ПВО сбить оболочку, так как мы опасались, что она выйдет за пределы территории СССР в районе границы с Польшей. Как рассказывал Решетников, дежурный генерал Войск ПВО матерно выругался и сказал, что сбивать ему нашу оболочку на такой высоте нечем, пусть, мол, летит. Оболочка летела: прошла Польшу, ГДР и вышла к побережью Северного моря. В двухстах километрах от границы ГДР она была потеряна средствами слежения стран Варшавского пакта.
Вечерам этого же дня (а это случилось 6 июня 1967 г.) меня и В.И.Леиева, который был в нашей бригаде стартовиком, вызвали на командный пункт и задали вопрос: "Что будет дальше с оболочкой, когда и примерно где она может сесть?" Эти сведения требовались для доклада в Москву.
Таким образом, оболочка объемом 130000м3 с контейнером массой 40кг, закрепленным за ее нижний зажим, летала чуть больше 9 суток без балласта. В этом нет ничего особенного, так как теория допускает и объясняет возможность такого полета. Но удивляет другое. Над какими районами северного полушария и на каких высотах летала она все это время? Это был несанкционированный, но рекордный по продолжительности для того времени полет.
Интересен тот факт, что ни одна страна, а это могли быть Польша, Румыния, Чехословакия, Федеративная республика Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Бельгия, Дания — ничего не сообщали о полете над их территориями неопознанных объектов и не заявляли протестов. Видела ли оболочку противовоздушная оборона этих стран? Пыталась ли сбить? Все это так и осталось без ответа. Удивительно, что наши московские "верхи" также молчали.
Командование Воздушных сил Украины сообщило о появлении над Днепропетровской областью воздушных шаров с уголковыми отражателями, которые также сопровождал разведывательный беспилотник.
Утверждается, что украинская противовоздушная оборона якобы работала по беспилотнику с неясным результатом.