Нынешние немецкие власти винят в сегодняшних проблемах Германии не себя, а своих предшественников, которые, по их мнению, напрасно понадеялись на дешевые российские энергоносители.
Сейчас все критикуют немецкие власти. Главная опасность, по всеобщему мнению, заключается в деиндустриализации страны, еще какие-то два-три года назад считавшейся промышленной мастерской Старого Света. Как сказал глава крупной немецкой химической компании Evonik Industries AG Кристиан Куллман, высокие цены на электроэнергию и бездействие правительства создали угрозу вывода новых немецких фабрик и заводов в страны с менее дорогим электричеством. По его мнению, потеря российского газа стала «крайне болезненным ударом по бизнес-модели экономики Германии». Что же касается бездействия и ошибок правительства, то Куллман считает ошибочным стремительный переход к возобновляемым источникам энергии, объявленный и проводимый кабинетом Олафа Шольца. Причем, решение о «зеленом» переходе он считает политическим.
Все эти беды обнажили трещины и изъяны в фундаменте экономики Германии, на которые в годы триумфов и успехов не обращали внимание. Это и низкий уровень цифровизации как в управлении, так и в промышленности, и большая медлительность в выдаче разрешений для проектов возобновляемой энергии, и многое другое. Выяснилось, к примеру, что немалая часть денег, в которых еще совсем недавно купалось правительство ФРГ, частично взята из инвестиций в транспортную инфраструктуру и высокоскоростной интернет в сельских местностях. Конечно, задним умом все крепки, но сейчас как очевидная ошибка выглядит и решение в 2011 году закрыть все атомные электростанции, сыгравшее немалую роль в прошлогоднем энергетическом кризисе. К этому следует добавить быстрое старение населения и все сильнее проявляющуюся нехватку квалифицированной рабочей силы.
Немцы, считает главный экономист банка Berenberg Хольгер Шмидлинг, слишком самоуспокоились во время «золотого десятилетия» экономического роста (2010-2020). Немецкое чудо базировалось на реформах Герхардта Шредера в 2003-2005 гг., которые снизили стоимость рабочей силы и повысили конкурентоспособность немецкой экономики.
Кстати, этот тот самый Шмидлинг, который в своем знаменитом анализе однажды назвал Германию «больным человеком Европы». Именно так сейчас все чаще называют первую экономику Европы, но Шмидлинг сделал это не в 2023 году, а еще четверть века назад, в 1998 году. Сейчас он, кстати, считает, что в конце прошлого века обстановка в Германии была значительно хуже, чем сейчас, и что этот «диагноз» сейчас – перебор, потому что в стране низкая безработица и сильные финансы.
Хольгер Шмидлинг уверен, что сейчас в первую очередь необходимо покончить с неопределенностью с ценами на электроэнергию при помощи потолка цен.
Промышленное производство падает, на рынке недвижимости почти полный коллапс, а правительство не может занять денег ни для того, чтобы переформатировать свою экономическую модель, ни для того, чтобы модернизировать устаревшую и разваливающуюся инфраструктуру. Так мрачно выглядит краткий экспресс-анализ когда-то могучей немецкой машины. Речь идет о немецкой машине из прошлого, потому что в реальности немецкая модель сломана и разрушена. Причем, как опасается Daily Telegraph, она может утянуть с собой и всю Европу.
Не далее как вчера, 7 декабря, выяснилось, что промышленное производство в Германии неожиданно упало. Возможно, «неожиданно» здесь не совсем уместно, потому что упало оно пятый месяц подряд. В третьем квартале спад составил 0,1%, а в двух предыдущих кварталах: первом и втором немецкая экономика находилась в стагнации.
Цены на недвижимость в Германии еще никогда за всю историю ведения этой статистики не падали с такой высокой скоростью, как сейчас. В этом году, например, они уже снизились почти на 9%. Причем, в самых крупных городах: Берлине и Гамбурге падение оказалось значительно сильнее среднего.
В довершение ко всему, Германия сейчас не может избавиться от многочисленных проблем и при помощи денег. У бережливых немцев один из самых низких среди развитых экономик отношений госдолга к ВВП, но Конституционный суд запретил федеральному правительству пользоваться средствами внебюджетных фондов.
Определить, что же пошло не так, совсем нетрудно. У немецкого экономического чуда в последние пару десятилетий были три главных драйвера. Так вот, все они по очереди развернулись на 180 градусов и начали двигаться в противоположном направлении.
Сначала Германия потеряла неофициальный статус главного поставщика для промышленной революции Китая. Причем, обстоятельства изменились настолько, что сейчас уже Китай постепенно начинает поставлять продукцию машиностроения и приборостроения в Германию, а не наоборот, как это было в последние десятилетия.
Приказал долго жить и второй драйвер немецкого экономического чуда – дешевые энергоносители. Недорогой российский газ успешно поддерживал конкурентоспособность немецкой экономики на высоком уровне и позволял ФРГ доминировать в таких важных отраслях, как, например, химическая промышленность. Говоря о зависимости немецкой промышленности от газа, достаточно сказать, что огромный завод BASF в Людвигсхавене потреблял столько же газа, сколько вся Швейцария.
С потерей дешевых энергоносителей взлетевшие цены начали быстро разрушать базу немецкой экономики. В довершение к перечисленным энергетическим проблемам Берлин закрыл все свои атомные электростанции, т. е. добровольно отказался от атомной энергии, а также отказался даже рассматривать возможность применения фрекинга несмотря на то, что в Руре сланцевого газа не меньше, чем в Техасе или Канаде. Ну и наконец, свою былую привлекательность и преимущества растерял евро.
Ситуацию осложняет еще и то, что изменить направление развития перечисленных тенденций трудно. Брать кредиты Берлину не позволяет так называемый долговой тормоз. Похоже, Германию ждут долгие годы стагнации.
Между тем, слабая Германия означает слабую Европу. Стагнация первой экономики континента несет две серьезные проблемы всему блоку. Главный драйвер роста перестал расти. Между тем, без немецкого «локомотива» вся остальная Европа обречена еще на одно десятилетия топтания на месте с нулевым ростом.
Но и это еще не все. Раньше Германия была не только локомотивом Европы, но и ее кошельком. Сейчас Франция не собирается оплачивать чужие счета, а Италия, например, не может это сделать.
Результатом всего вышеперечисленного является необходимость забыть о «зеленом переходе» с его астрономическими расходами. Континент развивался, подталкиваемый крепкой и здоровой немецкой экономикой. Без немецкого локомотива перспективы Европы выглядят совсем мрачно.