[image]

Подводные лодки проекта 611

Теги:дпл, флот, Zulu, 611
 
1 2 3 4 5 6 7 24
UA ДОКТОР #19.02.2008 09:08
+
-
edit
 
UA Анатолий #19.02.2008 16:24  @ДОКТОР#19.02.2008 09:08
+
-
edit
 
ДОКТОР> но его бы лучше в 613-е...

Спешка перед сном.
   
RU seaman_71 #25.03.2008 17:16
+
+1
-
edit
 

seaman_71

втянувшийся

Б-881 на Неве июль 1979г.Фото Карловича В.П.
Б-881 на ремонте в Кронштадтском морском ордена ленина заводе
Прикреплённые файлы:
2.jpg (скачать) [1320x821, 437 кБ]
 
3.jpg (скачать) [1200x1608, 442 кБ]
 
 
   
RU seaman_71 #25.03.2008 17:23
+
-
edit
 

seaman_71

втянувшийся

Пл 25 бригады,БС-82 с системой"Селигер"
Прикреплённые файлы:
4.jpg (скачать) [3627x2597, 446 кБ]
 
 
   
+
-
edit
 

Илия

аксакал

А что за система "Селигер"?
   
RU пираты8 #12.04.2008 23:41
+
-
edit
 

пираты8

опытный

В тему: одна из лодок 611пр. (средняя) с какой-то характерной надстройкой перед рубкой.
Прикреплённые файлы:
19 бр.1978.jpg (скачать) [1184x592, 79 кБ]
 
 
   
Это сообщение редактировалось 12.04.2008 в 23:50
RU Ван Дайк 2000 #08.05.2008 13:26
+
-
edit
 

Ван Дайк 2000

опытный

Б-64, Белое море, 11.58.
Прикреплённые файлы:
IMG_0001.jpg (скачать) [1043x1649, 257 кБ]
 
 
   
RU Ван Дайк 2000 #08.05.2008 13:39
+
-
edit
 

Ван Дайк 2000

опытный

Начальная стадия обмерзания Б-64, 28.11.58, Белое море.
Прикреплённые файлы:
IMG_0007.jpg (скачать) [1416x1056, 353 кБ]
 
 
   
+
-
edit
 
+
-
edit
 

бпп

втянувшийся

Океанская поступь проекта 611
Как дизельные лодки из Северодвинска торили дорогу лодкам атомным
Подводную лодку на фотоснимке я узнал сразу. По характерным заостренным оконечностям ее носа и кормы, а также по ограждению рубки со специальными волноотбойниками, на которые, признаться, трудно не обратить внимание - это дизель-электрическая лодка проекта 611.
ПРАВДА, надпись на обороте снимка поначалу озадачила: «город Ден-Холдер. Нидерланды, 1994 год». Конечно, известно, что в нынешней России «все покупается и все продается», но увидеть у голландского причала, пусть даже списанный советский военный корабль, было неожиданностью. Но это еще не все! Оказывается, российский турист привез из поездки по Европе снимок не просто советской подлодки 611 проекта, которую приобрели у развалившегося флота России предприимчивые голландцы, а снимок Б-80 - торпедной лодки, которую в 1957-м, построили... северодвинцы!
Вот уже лет десять-пятнадцать витают у нас всевозможные прожекты по поводу увековечивания заслуг северодвинских корабелов: то предлагали рубку атомохода водрузить на постамент в присутственном месте, то гребной винт от «Золотой рыбки» установить, как памятник... Еще, помнится, едва ли не всерьез обсуждали идею целиком вытащить на берег корпус АПЛ «Ленинский комсомол»... А голландцы тихо, без обильных словопрений, столь присущих нам, купили нашу лодку, прибуксировали к себе и переоборудовали под музей мореплавания, где помимо прочего, есть и экспозиция, рассказывающая о советском военно-морском флоте.
Чуть больше четырех лет строили северодвинцы большие дизель-электрические торпедные лодки 611 проекта, а в истории Севмашпредприятия эти «государственные заказы» как-то «потерялись». Удивительно, но эту серию кораблей ветераны завода вспоминают не часто. А вспомнить и рассказать, конечно, есть о чем, тем более, со временем стали открываться удивительные подробности службы этих подлодок.
Место службы - океан
В самой предыстории проекта 611 тоже есть несколько особых моментов. Вкратце о них. Подводники всегда мечтали о лодках, которые бы могли длительное время крейсировать вдали от своих баз. С годами со стапелей сходили все более совершенные лодки, а вот автономность их увеличивалась медленнее других показателей. В канун Великой Отечественной на советском флоте появились, наконец, подводные лодки, главным предназначением которых, становились действия на дальних коммуникациях. Они так и назывались - «крейсерские» (серия «К»). Однако эти корабли, имевшие ряд преимуществ над всеми предшественниками, в целом не вполне оправдали ожидания моряков. К тому же промышленность сумела передать ВМФ небольшое количество подводных крейсеров. Вскоре началась война, которая наглядно продемонстрировала преимущества немецкого аналога - их лодок ХХI (21-й) серии. В 1943-м погибло наибольшее количество советских лодок серии «К». Было ли это случайным совпадением, но решение о начале работ над проектом новой крейсерской подлодки было принято тогда же, в 1943-м.
Окончательное решение по созданию проекта 611 датируется январем 1949-го. В определенном смысле им открывался новый этап в истории наших подводных сил. Если брать основные показатели, не было у нас еще таких крупных лодок. Впечатляли также мощность, скорость подводного хода, дальность плавания (22 тысячи миль), глубина погружения, и конечно автономность - до 75 суток.
Строительство первой лодки поручили ленинградцам. Оно шло трудно, даже драматично. Ветераны «Адмиралтейских верфей» вспоминают: дела складывались так скверно, что у военных даже возникло опасение: не «заваливает» ли предприятие головной заказ, хотели было передать его Таллинскому заводу № 890. В конце концов, из Ленинграда в Таллин лодка все же пришла своим ходом, но достраивалась, а также испытывалась уже здесь.
Однако неприятности продолжались. Во время ходовых испытаний, когда лодка находилась на глубине 60 метров, в четвертом отсеке вспыхнул пожар из-за короткого замыкания в главном распределительном щите. К счастью, тогда обошлось без жертв, хотя отсек пришлось загерметизировать. Естественно, затем потребовался ремонт и отчаянные попытки корабелов «нагнать время». Приемный акт Б-61 (такой тактический номер присвоили новейшей крейсерской лодке) подписали в последний день 1953 года. Символично, что председателем Госкомиссии по ее приемке назначили Героя Советского Союза Н.А.Лунина, бывшего командира К-21 - единственной из крейсерских подлодок, уцелевших на Северном флоте во время войны.
А северодвинцы как бы подхватили эстафету у ленинградцев. Закладка первой лодки 611 проекта состоялась 14 мая 1954 года. Ответственным сдатчиком назначили А.А.Овчинникова. В 1956-м году флоту были переданы 8 кораблей, на следующий год 9. К слову, ни до, ни после такого количества лодок за год северодвинцы не сдавали. Приемный акт последней подписали в 1958-м.
Всего отечественный Судострой передал военным морякам 26 подлодок проекта 611 и его ракетного варианта АВ-611. Восемнадцать из них были построены в Северодвинске. Хотя образно, можно сказать, «семнадцать с половиной», поскольку Б-67, входящая в это число, изначально строилась в Ленинграде, а затем уже достраивалась по проекту В-611 и сдавалась у нас.
…Автор попытался вкратце рассказать о судьбе больших торпедных дизель-электрических подлодок 611 проекта, которые в конце 50-х строил молотовский завод № 402. Это была, по сути, первая серия подводных лодок, которые строил будущий Севмаш. Материал вызвал большой интерес читателей, как моряков-подводников, так и корабелов Северодвинска, которые, к счастью, помнят, как предприятие «ставило на поток» эти важные государственные заказы тех лет.
Н ИТАТЕЛЬ В.М. Баженов попросил нас опубликовать список всех подлодок проектов 611 и АВ-611, построенных в Северодвинске, и указать фамилии их ответственных сдатчиков. Выполняем эту просьбу. Фамилии сдатчиков приводим по приемным актам.
В 1956-м завод № 402 передал флоту 8 подлодок: Б-67 (И.С. Бахтин), Б-70 (А.А. Овчинников), Б-71 (П.Н. Смоленский), Б-72 (М.Я. Баженов), Б-74 (Н.А. Мичурин), Б-75 (С.П. Нетук), Б-76 (М.Я. Баженов) и Б-77 (А.А. Овчинников). На следующий год было построено 9 подводных кораблей: Б-73 (М.Я. Баженов), Б-78 (Е.А. Колодочкин), Б-79 (А.С. Белопольский), Б-80 (В.А. Кабанов), Б-81 (А.С. Белопольский), Б-82 (П.Н. Смоленский), Б-88 (В.Л. Куликов), Б-89 (П.В. Лапшинов) и Б-90 (В.К. Лебедев).
Надо сказать, читатель А.М. Рыбников усомнился в том, что такого количества лодок, как в 1957 году, Севмаш никогда больше не сдавал. По словам Александра Михайловича, в 1961-м завод № 402 сдал 10 лодок, в том числе 4 атомные. Причину «разночтений» удалось выяснить. Автор брал данные из исторической выписки главного штаба ВМФ от 1996 года, а ее составители по неизвестной причине не включили в число принятых в 1961 году кораблей две подлодки.
Последнюю лодку 611 проекта, Б-91 (В.Л. Куликов), предприятие сдало в 1958-м.
Так выглядит общая картина по документам. Ее дополнил, вернее, уточнил ветеран Севмашпредприятия Н.И. Бармин. Он утверждает, что головную подводную лодку проекта 611 на заводе № 402 с момента ее закладки на стапеле курировал А.П. Леонов, он же зимой прибыл на ней в Полярный для продолжения программы государственных испытаний. Однако затем Леонов неожиданно попал в больницу с инфарктом, и тогда вместо него назначили сдаточного механика Е.В. Слепова. А вскоре произошла еще одна замена: у нового ответственного сдатчика не заладились отношения с членами госкомиссии, и на Б-70 пришел А.А. Овчинников. Таким образом, если быть исключительно точным, выходит, ответственными сдатчиками головной подлодки завода № 402 были три человека: А.П. Леонов, Е.В. Слепов, А.А. Овчинников.
Добавим, что это далеко не единственный случай в истории Севмаша, когда ход работ на строительстве корабля фактически вел один человек, а ответственным сдатчиком в приемном акте значится другой.
Исполняя обязанности
О трагическом случае, произошедшем на испытаниях лодки Б-72, нас попросил рассказать читатель В.В. Воинов.
Действительно, в феврале 1956 года во время проведения государственных испытаний упомянутой подлодки погиб один из членов заводской сдаточной команды, Афанасий Лаврентьевич Полосков. Обстоятельства его смерти таковы.
Лодка находилась в надводном положении, когда вышла из строя захлопка ее газоотвода. Чтобы продолжить госиспытания, требовалось устранить эту неисправность. Для этого в кормовую часть лодки направился заводской монтажник Полосков. Баренцево море штормило, и едва он вышел за ограждение рубки, волна смыла его за борт. Все произошло так неожиданно, что находившиеся на верхнем мостике люди на какое-то время просто растерялись. К тому же помочь человеку, оказавшемуся в зимнем штормовом море, было не так просто. Поднять на борт Афанасия Полоскова сумели только минут через сорок, когда он уже не подавал признаков жизни. Лодка вернулась на базу с приспущенным флагом. Погибшего похоронили на мурманском кладбище.
Об Афанасии Полоскове известно немногое: было ему всего двадцать пять лет, родился он в деревне Котельная Устьянского района, в 1949 году поступил на завод, учился в ФЗО, три года служил в армии, на предприятии работал слесарем-монтажником в цехе 50.
Языком техпроекта
Еще был телефонный звонок из Ярославля. Местный краевед, бывший моряк Николай Андреевич Власов поинтересовался более подробными тактико-техническими данными 611 проекта. Выполняем его просьбу, полагая, что и другим любителям морской истории это будет интересно.
В советском кораблестроении не было еще столь крупных по водоизмещению подлодок: нормальное – свыше 1800 тонн, полное – до 2300. Здесь любопытно сопоставить эти показатели с подводными кораблями предшествующих серий: «Декабристы» – 931-941 тонна, серия К - 1487-2102 тонны, проект 613 – 1080-1350 тонн.
Остальные главные размерения лодки (по проектной документации 1949 года) таковы: наибольшая длина 90,5 метра, ширина 7,5 метра, средняя осадка 5 метров. Корпус корабля был рассчитан для погружения на глубину 200 метров.
Трехвальная двигательная энергетическая установка. В нее входили 3 дизеля по 2000 л.с. каждый, два электромотора по 1350 л.с. каждый и еще один, так называмый двигатель экономического хода, мощностью 140 л.с. На поверхности максимальный ход был 17 узлов, а под водой 16 узлов.
Показатели дальности плавания вполне соответствовали «океанским» расстояниям: 22 тысячи миль скоростью 9,2 узла, 443 мили лодка могла преодолеть, двигаясь под водой со скоростью 2,1 узла.
Запасов воздуха, мощности систем регенерации хватало, чтобы корабль мог непрерывно находиться под водой 200 часов. Автономность лодки составляла 75 суток. Уместно сопоставить этот показатель с данными предшествующих проектов: «Декабристы» - 40 суток, серия К - 50 суток, 613 проект – 30 суток.
Иными словами, проект 611 оправдывал свой «океанский статус».
В арсеналах новой лодки размещалось торпедно-минное оружие. Всего 22 торпеды для 6 носовых и 4 кормовых аппаратов. И хотя вместо 16 торпед на борт можно было принять 32 мины АМД-1000, лодки проекта 611 в историю подплава вошли как «классические торпедоносцы».
Справедливости ради нужно сказать, что первоначально на лодках устанавливались и артиллерийские системы, однако начиная с 1956 года их начали демонтировать как абсолютно бесперспективные.
В системах лодки предполагалось внедрить немало новшеств. Но более других обрадовала подводников гидроакустическая станция «Феникс» конструктора М.А. Штремта, по тому времени одна из самых мощных и совершенных.
Внутреннее устройство подводного корабля 611 проекта состояло из семи отсеков, разделенных водонепроницаемыми переборками. В 1-м, 3-м и 7-м имелись устройства для выхода личного состава в случае затопления.
Было и устройство РДП с поплавковым клапаном, своего рода усовершенствованная конструкция немецкого «шнорхеля».
Одним из серьезных недостатков лодки, как выяснилось уже в ходе первых автономок, был маленький запас пресной воды на борту. Его от силы хватало на половину срока, то есть «в одну сторону», как говорили подводники. Тогда попытались пополнять расходные цистерны с помощью опреснителя, но его производительность оказалась недостаточной.
После подписания акта постепенно забылись все тяготы будней и чрезвычайные происшествия на испытаниях. К тому же головной подлодке дали превосходные отзывы, а затем группу главных специалистов, работавших над проектом, даже выдвинули на соискание Ленинской премии. Лауреатами стали: главный конструктор С.А. Егоров, его заместители Г.Я. Альтшулер и А.В. Угрюмов, конструктор гидроакустического комплекса М.А. Штремт и главный строитель завода № 196 Е.П. Корсак.
Новые времена – новые роли
Относительно короткий век торпедоносцев 611 проекта, оказалось, был предопределен еще в тот момент, когда их серия еще только закладывалась на стапелях молотовского завода № 402, ведь одновременно с ними, правда, в другом цехе предприятия, уже создавался первый советский атомоход. Ядерная энергетика принесла на флот множество из того, что ранее казалось просто невозможным. Подлодки приобретали практически неограниченную автономность. Теперь она определялась не ресурсами аккумуляторных батарей, не расходом топлива, не запасами воздуха, а физическими и психологическими возможностями человека. Атомные корабли могли находиться под водой месяцами, на любом отдалении от баз, лишь бы экипаж выдержал тяготы такого плавания.
Поэтому лодки 611 проекта не стали долгожителями нашего флота. По мере вступления в строй атомных кораблей для них принялись искать новые роли. Так, две лодки, специально переоборудованные и получившие бортовые наименования «Лира» (северодвинская Б-73) и «Вега» (одна из лодок ленинградской постройки), в дальнейшем служили военной науке.
Подводная лодка Б-78 в 1966 году была переведена на Черноморский флот, где использовалась как опытовый корабль. Впоследствии еще несколько бывших торпедоносцев также стали опытовыми кораблями, на которых испытывались новые гидроакустические станции (Б-68, Б-70 и Б-89).
Еще были подлодки, оснащенные для операций «деликатного свойства» - в качестве носителей боевых пловцов (Б-91), а также для поиска подводных кабельных трасс (Б-82).
Корабли проекта 611 в основном были списаны из состава ВМФ в 70-80-е годы. Некоторым из них перед этим довелось побывать в роли кораблей-мишеней и учебно-тренировочных станций. Из северодвинских подлодок самой последней завершила службу Б-71. Произошло это весной 1998 года.
Олег ХИМАНЫЧ Океанская поступь проекта 611 | Корабельная сторона от 24 марта 2003 г. | Издательство «Северная неделя»
   
UA elTalisman #09.08.2008 14:59
+
-
edit
 

elTalisman

новичок
Народ, а есть ли у кого теоретический чертеж 611-й?
   
UA Capt(N) #09.08.2008 16:09  @elTalisman#09.08.2008 14:59
+
-
edit
 

Capt(N)

Старожил
★★★★★
elTalisman> Народ, а есть ли у кого теоретический чертеж 611-й?
на "Судомодельном" форуме посмотрите
   
RU seaman_71 #09.08.2008 17:32  @Илия#26.03.2008 02:06
+
+1
-
edit
 

seaman_71

втянувшийся

Илия> А что за система "Селигер"?
Знаю немного. У этой лодки под днищем ещё 3 маленьких лодки,которые могут стрелять торпедами.На каждой экипаж из 3 человек.Каждый командир такой лодки был награждён героем Советского союза.А командир самой БС орденом красной звезды.Лодка торчала много в морях,ходила в океан.Вообще очень секретная была,стояла в закрытом ангаре в заводе КМОЛЗ.Никогда никого к ней не пускали.
   
UA elTalisman #10.08.2008 08:19  @Capt(N)#09.08.2008 16:09
+
-
edit
 

elTalisman

новичок
elTalisman>> Народ, а есть ли у кого теоретический чертеж 611-й?
Capt(N)> на "Судомодельном" форуме посмотрите

Смотрел, но пока не нашел :(. Буду еще искать...
   
LV rescuer #10.08.2008 23:01  @elTalisman#09.08.2008 14:59
+
-
edit
 

rescuer

втянувшийся

elTalisman> Народ, а есть ли у кого теоретический чертеж 611-й?
Вот,что есть.Источник: Широкорад А.Б. "Советские подводные лодки послевоенной постройки!"
Прикреплённые файлы:
ДПЛ пр 611..gif (скачать) [2094x3219, 514 кБ]
 
 
   
+
-
edit
 

rescuer

втянувшийся

и ешё
Прикреплённые файлы:
 
   
UA elTalisman #11.08.2008 12:11  @rescuer#10.08.2008 23:09
+
-
edit
 

elTalisman

новичок
rescuer, спасибо, но это схема общего расположения устройств. Такая имеется, а интерисовал именно теоретический чертеж. наверное стоит все-таки беспокоить судомоделистов.
Но вам большой респект за отклик.
Буду искать дальше...
   
UA Петрович-2 #11.08.2008 15:51
+
-
edit
 

Петрович-2

аксакал

611-я на Неве
Прикреплённые файлы:
161.jpg (скачать) [1602x846, 68 кБ]
 
 
   
UA Петрович-2 #11.08.2008 15:54
+
-
edit
 

Петрович-2

аксакал

она же
Прикреплённые файлы:
161(2).jpg (скачать) [1668x1086, 106 кБ]
 
 
   
UA Петрович-2 #11.08.2008 15:55
+
-
edit
 

Петрович-2

аксакал

611 на СФ
Прикреплённые файлы:
174 in North.jpg (скачать) [1554x822, 100 кБ]
 
 
   
RU Cormorant #11.08.2008 17:53
+
-
edit
 

Cormorant

опытный
★★
а может ктонидь на пальцах ламеру объснить, разницу и сходство между 611 проектом и XXI немецкой серией?
   
UA elTalisman #11.08.2008 18:57  @Cormorant#11.08.2008 17:53
+
-
edit
 

elTalisman

новичок
Cormorant> а может ктонидь на пальцах ламеру объснить, разницу и сходство между 611 проектом и XXI немецкой серией?
если на пальцах, то советская 611 - это копия XXI немецкой серии.
   
+
-
edit
 

Илия

аксакал

Ничего подобного. Не надо крайностей. Это дальнейшее развитие типа "С" 613 - 611 с использованием германского опыта. Всего лишь.
   
UA elTalisman #13.08.2008 11:38  @Илия#12.08.2008 18:58
+
-
edit
 

elTalisman

новичок
Илия> Ничего подобного. Не надо крайностей. Это дальнейшее развитие типа "С" 613 - 611 с использованием германского опыта. Всего лишь.
человек просил "на пальцах". Но полностью с вами согласен, дформулировка "дальнейшее развитие типа "С" 613 - 611 с использованием германского опыта" является более корректной :)
   
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU Cormorant #13.08.2008 13:39
+
-
edit
 

Cormorant

опытный
★★
бляха-муха,если человек спрашивает об отличиях и сходстве, значит, он в курсе что это не копия и не клон.
в чем развитие?
что лучше, что хуже, что проще, что сложнее, отчего так.
а на пальцах это значит что не нужно говорить что типа на 33 шпангоуте вместо родного немецкого "uberpriboren MK-II" поставали очественный 6В22Ф м3. простым языком что вместо немецкого гидроакустического комплекса воткнули совецкий.
   
1 2 3 4 5 6 7 24

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru