lenivec>> А вот это уже уклонение от генеральной линии. Наблюдаемый образ жизни (резнИ постоянные) установился там задo-о-о-лго до проникновения белых людей в африку. До появления работорговцев проигравших в очередной межпоселковой войнушке убивали 100%.volk959> Нет. к моменту появления первых европейцев в Африке (15-й век) - у негров практически везде уже по крайней мере несколько веков практиковалось рабство. Кроме как у пигмеев, которых негры до сих пор за людей не считают и до сих пор кушают в жареном, вареном и тушеном виде, считая это вовсе не людоедством.volk959> А в негритянских древних войнушках убивали вовсе не 100%, а только детей и стариков - трудоспособных делали рабами, а некоторых даже использовали в дальнейших набегах на других соседей.
вообще-то где как, да и сведения противоречивы.
Вот например о зулусах на
БРОКГАУЗ И ЕФРОН. Зулусы - в приведенном пассаже сразу обнаруживается противоречивая информация:"Покоряя различные народцы, зулусы щадили жен и детей, которые становились принадлежностью нации-победительницы, молодых же людей зачисляли в свое войско. Своим воинам Чака запретил брак, только ветераны могли брать себе жен, и притом столько, сколько каждый из них убил врагов в битвах.
Чтобы уничтожить в солдатах всякое чувство сострадания, Чака приказал умерщвлять новорожденных, не исключая и своих собственных детей. Его столица представляла собою лагерь; другие лагери были рассеяны по всей стране. В селениях женщины и рабы накопляли провизию для войска питавшегося исключительно мясом."
Возможно, речь идет о том, что вначале была одна практика обращения с пленными,а потом Чака ее "модифицировал", либо о том, что в зависимости от ситуации поступали то так, то эдак.
А вообще можно почитать, например, очерк из истории африканских культур и государств (или квазигосударств, если будет угодно) - некоторые из них тянули на статус "цивилизация".
Africana.ru - Бэзил Дэвидсон "Новое открытие древней Африки" - "Новое открытие древней Африки"
И картинка окажется не вполне такой однозначной, как ее выдвигают сейчас на форуме.
Приведу один пассаж из данного очерка:
" Что же касается прибрежной цивилизации Восточной Африки, не столь внушительной и богатой, как индийская, и пустившей не столь прочные корни, то ее постигла иная участь. Приморские города Африки по красоте и удобствам не отличались от большинства приморских городов Европы или Индии. Так же гордо стояли они на берегу сверкающего океана, так же высоки были их дома, так же прочны стены, так же вымощены камнем были их набережные. Вершины холмов были застроены крепостями и дворцами. Казалось, города эти достаточно сильны, чтобы сохраниться навечно. И тем не менее от них ничего не осталось. Почти все они исчезли с лица земли. Лишь немногие ученые знают сейчас об их существовании. Их руины, затерянные в прибрежных джунглях или среди пустынных холмов - лишь предмет догадок для любителей древности. Исследователи могут добраться теперь до этих городов только с помощью местных проводников, знающих дорогу через непроходимые чащи.
Именно в Мозамбике да Гама начал обстреливать побережье во время своего первого путешествия. Вернувшись сюда в 1502 году с огромной флотилией (второй по величине из всех, какие только Португалия отправляла на золотой Восток), да Гама пригрозил сжечь Килву, если ее правители не подчинятся португальскому королю и не будут выплачивать ему ежегодную дань золотом. Точно так же вел себя Ровазио в Занзибаре и Браве. Встретив сопротивление в Килве и Момбасе, Альмейда взял эти господа штурмом и предал их огню. Солдата разрушил Берберу, Суариш - Зейлу, д'Акунья- Браву. По словам Барбоши, прибывшего сюда с одной из первых флотилий и узнавшего о гибели Бравы от очевидцев, этот город был разрушен португальцами, которые убили многих его жителей и часть из них взяли в плен, захватив при этом немало золота, серебра и всяких товаров. Сохранилось письмо правителя Момбасы к правителю Малинди с описанием разрушительного вторжения Альмейды. Вернувшись в город после ухода португальцев, читаем мы в письме, суахили и арабы Момбасы "не нашли ни одного живого существа, ни мужчин, ни женщин, ни стариков, ни молодых, ни даже детей. Все, кому не удалось спастись, были убиты и сожжены".
Успехи португальцев в Африке объяснялись теми же причинами, что и в Индии и везде, где их алчность наталкивалась на сопротивление. У них было более совершенное оружие, они привыкли не давать пощады, их не устраивала одна только торговая монополия, если даже учесть, насколько разрушительно само по себе она должна была подействовать на прибрежные города,- им нужна была еще и добыча. Африканские и индийские полководцы всегда стремились не увеличить, а сократить потери. Захватчики придерживались иных взглядов.
Европейцы стали верить впоследствии, будто встреченные ими африканцы пребывали в состоянии дикости и хаоса и только вмешательство милосердной Европы прекратило их братоубийственные распри. Подлинные факты рисуют совершенно иную картину. Посмотрим, например, как велись военные действия у азанде - многочисленного народа Центральной Африки, людям которого колонизаторы приписали черты убийц и безжалостных завоевателей.
"Мне сказали,- говорит Эванс-Причард, один из тех европейцев, которые в последние годы ведут большую работу по восстановлению истинной картины древности,- что, поскольку цель войны заключалась в том, чтобы заставить противника отступить, обе стороны старались по мере возможности избежать ненужных потерь. Дело доходило до того, что каждая сторона обычно избегала полностью окружать противника, ибо, как считалось, если ему некуда будет отступать и надежда на спасение исчезнет, он будет бороться до конца, решив дорого продать свою жизнь.
Поэтому азанде оставляли в тылу противника проход. Более того, существовало правило, согласно которому сражения начинались примерно в четыре часа дня, чтобы сторона, которой изменило бы военное счастье, могла отступить под покровом темноты". Последнее условие, добавляет Эванс-Причард, часто не соблюдалось."