Образование инженеров в СССР/РФ

 
1 2 3 4 5 6 7 8

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir>> Общую физику - не знаю, где бы проходили более 3 лет :)
yacc> Не в обиду, но это солянка из базисов разных дисциплин ( механика, термодинамика, оптика, электродинамика ).

Это фундамент всей физики. Если курс хороший - то это не солянка, а базис.

yacc> У нас курс общей физики закончился на втором курсе оптикой. Кванты или ФТТ уже не входили в курс общей физики.

Странные люди :)
См. любые учебники курса общей физики - будь то Сивухин, Матвеев, Кингсепп-Локшин... Атомная и ядерная - всенепременно входят.
У нас были 5-м семестром.
6-й - основы ФТТ. Сверхпроводимость, полупроводники - всё в общем.

Что читалось ВСЕМ, от будущих ядерщиков и радиотехников до будущим газодинамиков и прочнистов.

А уж дальше отдельные более глубокие курсы. Как в общем теорфизе, так и в факультетских и кафедральных курсах.

yacc> Равно как и методы матфизики - в курс математики.

Ваще такого специального курса не выделялось :)

А годовой урматов - в математике, канеш.

Fakir>> Значит, надо воображение тренировать, что тут скажешь? :)
yacc> Зачем? ;) Представить-то я себе это могу, но вот смысл такого не понимаю.

Академики и нобелевские лауреаты понимали :F


Fakir>> По математике, кстати, аналогично. Ну, там не трёх, а двух с половиной. От чего не сильно легче, поскольку отдельных математических дисциплин всё равно куча набирается.
yacc> Теперь я понимаю, откуда растет "о преподавании математики студентам-нематематикам" ;)

?

yacc> ИМХО это дикая смесь - не совсем инженер и не совсем физик, да еще с госами по общей физике ! Я еще понимаю инженера, которого гоняют на сопромат или заставляют в совершенстве знать ЕСКД, но инженера, которого гоняют на курс общей физики!.... :P

Дык это именно что физик. Вполне себе совсем.
И чуток с инженерным уклоном. Величина уклона зависит от факультета и кафедры. Где-то он вообще нулевой, где-то оч. ощутимый.
 2.0.0.82.0.0.8
RU DarkDragon #17.04.2009 19:48
+
-
edit
 

DarkDragon

опытный

В силу молодости таких реликтов как "научный коммунизм" не застал.
Но, по-моему, в нынешнее время имеется вагон и маленькая тележка достойных продолжателей - гибридов, о которых трудно сказать "о чем это?"

Самые странные:
- Основы гуманитарных знаний. Какая-то сборная солянка из непойми чего. Более-менее что запомнилось - это Фрейд с Юнгом, остальное - каша.
- Проблемы формирования экономического мышления. Это даже не каша, а сотрясание воздухов.
- Создание и охрана объектов интеллектуальной собственности.

А в силу того, что все зачеты были дифференцированы, то оценка сильно влияла как на цвет диплома, так и на величину стипендии - что гораздо чувствительнее для студиозусов. Т.к. учить это малореально в силу отсутствия внутренней логики - приходилось зазубривать. Ужос. :)

Но больше всего я прифигел, когда увидел вкладыш диплома жены (инженер-эколог). Одной из дисциплин была какая-то фигня... про инопланетных пришельцев.
 7.07.0

yacc

старожил
★★☆
Fakir> Это фундамент всей физики. Если курс хороший - то это не солянка, а базис.
Базис - первые два курса, когда студента втягивают. Сдавать гос по базису... зачем?
Прям как основы марксизма-ленинизма... ;)

Fakir> Странные люди :)
Fakir> См. любые учебники курса общей физики - будь то Сивухин, Матвеев, Кингсепп-Локшин... Атомная и ядерная - всенепременно входят.
Это абсолютно не значит что это надо сдавать по какому-то курсу одного автора одним госом ;)

На ФФ не проходят весь курс по одному автору и не ходят молятся его монументу. К любому курсу дается несколько учебников в качестве ссылки, а не один.
Механика - Сивухин / БКФ / ФЛФ
Термодинамика - Сивухин / Кикоин
Электродинамика - Тамм / Ландау-Лившиц ( томы электродинамика сплошных сред | теория поля ) / Сивухин
Оптика - Борн-Вольф / ( ... не помню )
Кванты - Мессиа / Давыдов / Фок

Физику-практику на экспериментальных кафедрах знание Сивухина по части скажем фазовых переходов из термодинамики скажем тому же радиофизику бесполезно - он все равно в своей установке до такого не доберется ;) Точно также как и спектроскописту далеко не все надо.
Никто от нас не требовал сдать курс Сивухина ( а читали не один в один по нему - на него давали ссылки ) одним экзаменом - и ИМХО это правильно.

Туда же - Берклиевский Курс Физики ( а не общей )
Туда же - Курс теоретической физики ( ландау / лифшиц - опять не общей )

Fakir> У нас были 5-м семестром.
Fakir> 6-й - основы ФТТ. Сверхпроводимость, полупроводники - всё в общем.
Fakir> Что читалось ВСЕМ, от будущих ядерщиков и радиотехников до будущим газодинамиков и прочнистов.
Вот извени не понимаю - нафик это прочнистам и радиотехникам ;) Т.е. в том плане, что и нам радиофизикам это давалось ( для общего образования ), но по усеченной программе.
Я лабы по ядерной физике не делал. А оптики-спектроскописты - по акустике или СВЧ или солитонам в радиотехнических системах или по ЯМР ( а вот это - делал ).
Курс ФФ СПбГУ достаточно модульный - человека не грузят тем, что ему будет в основном не надо ( т.е. читают слабым потоком ), позволяя сосредоточится на специфике его направления.
Точно также на ФОРТах ( физические основы радиотехники - 2 курс ) нас радиофизиков гоняли по-полной, а вот квантовики ее проходили усеченно и касательно квантов - наоборот.

yacc>> Равно как и методы матфизики - в курс математики.
Fakir> Ваще такого специального курса не выделялось :)
После него вся теорфизика начинает легко восприниматься. А теоритические отделы были практически на любой кафедре - это универсальное знание для теоретиков от радиофизиков до ядерщиков или спектроскопистов.

Fakir> А годовой урматов - в математике, канеш.
Не просто урмат - и асимптотики и метод фурье и метод перевала - весь тот аппарат которым решаются многие задачи физики. Урмат - только подчасть.

yacc>> Зачем? ;) Представить-то я себе это могу, но вот смысл такого не понимаю.
Fakir> Академики и нобелевские лауреаты понимали :F
Вот интересно - в MIT тоже есть такие госы?

yacc>> Теперь я понимаю, откуда растет "о преподавании математики студентам-нематематикам" ;)
Fakir> ?
Потому что госы эти не нужны - лишние потраченные часы на подготовку и на сдачу и на нервы.

Fakir> Дык это именно что физик. Вполне себе совсем.
Только переэкзаменненый ;)

Fakir> И чуток с инженерным уклоном. Величина уклона зависит от факультета и кафедры. Где-то он вообще нулевой, где-то оч. ощутимый.
Вот счас придет Малюх и скажет что рыба не бывает второй свежести ;) Даже мне не приходит в голову заявлять что на ФФ меня учили на инженера - это я уже доучивал сам самостоятельно ( база позволяет ), но этого не читали в наших курсах.
 6.06.0
RU Alex 129 #17.04.2009 21:05  @Владимир Малюх#17.04.2009 17:16
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
В.М.> А надо-то их (нас) балбесов готовить к будущему производству :) Парадокс же..


Дык система была без будущего - вот и результат. Ну читали нам САПР, про ГАП - а чего толку, если тогдашнему реальному производству в услових советской экономики они сто раз были не нужны. Это как в нынешних авиакосмических вузах читать лекции про полет на Альфа Центавру - т.е. интересно конечно, только в реальности это знание нигде не применишь.
Всему есть своя причина  6.06.0
+
-
edit
 

MIKLE

старожил
★☆
В.М.>> А надо-то их (нас) балбесов готовить к будущему производству :) Парадокс же..
A.1.> Ну читали нам САПР, про ГАП - а чего толку

ату его :)
Модифицированым комплексам модифицированые танки. (С) VooDoo ХАЧУУУ МАТАЦИКЛ!!!!!!  
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
D.Vinitski>> А чем не нравится "инженер по технике безопасности"? :) Они и в столбик не всегда считать умели.
Kernel3> Это должность имеется ввиду? Или именно специальность по диплому?

Теперь эта должность обычно называется: инженер по охране труда и технике безопасности (ОТ и ТБ).


Kernel3> А где у нас в гражданских ВУЗах такому учат? :)

Да хоть в Техноложке:

Всему есть своя причина  6.06.0
RU DarkDragon #17.04.2009 21:25  @Alex 129#17.04.2009 21:12
+
-
edit
 

DarkDragon

опытный

A.1.> Теперь эта должность обычно называется: инженер по охране труда и технике безопасности (ОТ и ТБ).
В порядке придиразма - нынче это инженер по охране труда, согласно ЕТКС. И вообще, понятие ТБ выводится из употребеления с заменой на ОТ :)
 7.07.0
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
MIKLE> ату его :)

А чего ату? водка без пива САПР без ГАПа деньги на ветер, так - электронная чертилка, не более того. А зачем был нужен ГАП, если у нас тот же автомобиль без изменения стоял на производстве по 20-30 лет, а механизированное или автоматизированное оборудование способные тупо выпускать одну и ту же деталь (но зато в больших количествах) уже широко применялись с 1950-х гг, в т.ч. и у нас.
Вот и результат - что возможности ЭВМ на производстве в СССР использовались либо для бухгалтерии, либо как большой калькулятор для обьемных расчетов, либо вообще - как записная книжка (и то зачастую силами энтузиастов).
Всему есть своя причина  6.06.0
RU DarkDragon #17.04.2009 22:00  @Alex 129#17.04.2009 21:32
+
-
edit
 

DarkDragon

опытный

A.1.> Вот и результат - что возможности ЭВМ на производстве в СССР использовались либо для бухгалтерии, либо как большой калькулятор для обьемных расчетов, либо вообще - как записная книжка (и то зачастую силами энтузиастов).
Еще в системах автоматизированного управления :)
 7.07.0
US Владимир Малюх #17.04.2009 22:47  @Kernel3#17.04.2009 18:48
+
-
edit
 
Kernel3> Это должность имеется ввиду? Или именно специальность по диплому? А где у нас в гражданских ВУЗах такому учат? :)

404 Not Found - на моей родной кафедре
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  7.07.0
US Машинист #18.04.2009 02:26  @AidarM#17.04.2009 17:48
+
-
edit
 
Машинист>> Вступление к инженерному делу
AidarM> Семестр вступления - это что такое?
Машинист>> ИНженерные вычисления
AidarM> Интересно, что имеется в виду.
Я немного отклонился от этого плана - у меня вместо "вступления" и "вычислений" был 1 семестр "вступления+вычислений" и 1 семестр общественно, как бы, полезной инженерной работы. В первом классе нам просто преподавали:
- основы С
- основы МатЛАБа
- основы html
- основы обработки данных, не смеяться, в excel
- написание бумаг на инженерную тематику - чтоб знали формат.
В глубь не заходили; смысл был в том, чтобы знать примерно, как "оно" работает и что "оно" может, и якобы умение формулировать и решать инженерную задачу (ПМСМ, эта последняя часть - хрень).
Общественно, как бы, полезная работа заключалась в том, что класс разбивали на группы из 4-5 человек, к каждой группе приписывали профессора, который давал реальную задачу типа "в таком-то микрорайоне плохие условия для проезда инвалидных колясок; найдите проблемные участки и предложите пути решения" или "измерьте уровень осадков в таком-то парке, укажите, где ручей раньше всего выйдет из берегов". Моей группе вообще доверили построить программируемые лего-роботы и продемонстрировать детям как пример того, чем занимаются инженеры.
Смысл был даже не в самой задаче (всё это мог, в принципе, сделать первоклассник), а в том, чтобы научиться общаться с заказчиком и организовывать процесс, распределять задачи среди членов группы и документировать до мелочей каждую фазу проекта. Применительно к задачам, которые нам давали, количество формальной документации было явно абсурдным, но смысл был в том, чтоб приучить работать организованно.
Машинист>> Вступление к разработке деталей
AidarM> Тоже непонятно.
Это я так криво перевёл intro to mechanical design. Там учили формулировать инженерную задачу и самому искать пути решения, например, разработать водяной резервуар. Формулу напряжения в стенках как функции давления дадут, остальное - идите думайте сами. То есть, надо решать, какой материал использовать, какая форма оптимальна, у кого заказывать крышу и фундамент, как защитить от коррозии, кто будет лить бетон, сколько это будет стоить и т. п. С одной стороны - бред полный, всем ясно, что мы ни хрена путного не придумаем, задача намного сложнее того, что мы на тот момент знали, но, с другой стороны, это, опять же, приучает к работе с коллегами-смежниками, поиску материалов, позволяет на своей шкуре почувствовать, что одно оптимальное решение не всегда существует, что оптимальная конструкция с т. з. количества материала может быть экономическим ужасом и т. п. Да, и ещё нас там учили чертить в Pro E.
Машинист>> Динамические системы
AidarM> ?!?! Это про синергетику, динамический хаос?
Всё гораздо проще - электрические и механические системы, описываемые системами линейных дифуров.
Машинист>> Инженерный предмет в категории динамических систем (на выбор)
AidarM> Жесть какая-то. :)
Ещё не проходил, но чувствую, что хреново будет :)
 7.07.0
US Машинист #18.04.2009 02:32  @Alex 129#17.04.2009 15:37
+
-
edit
 
A.1.> P.S. А что это за специальность? Для какой отрасли?
Просто инженер-механик, ничего специализированнее наш универ не выпускает. То есть, можно выбрать "специализацию" в металургии или, там, "ядерных реакторах", но это всего 3 выборных курса...
 7.07.0
RU yacc #18.04.2009 09:36  @Машинист#18.04.2009 02:32
+
-
edit
 

yacc

старожил
★★☆
Машинист> Просто инженер-механик, ничего специализированнее наш универ не выпускает.
А куда потом?
 2.0.0.72.0.0.7
US Владимир Малюх #18.04.2009 10:39  @Fakir#17.04.2009 18:00
+
-
edit
 
В.М.>> Это к тому, что эти буковки - нотная грамота для инжнера-механика :)
Fakir> Э-э, а на свете из всех инженеров есть тока инженеры-механики? :)

Дима, прочтите ВНИМАТЕЛЬНО исходный вопрос Машиниста.

Где вы модератор-буквоед, а ту бревна вынуть из глазу не удосужились...

В.М.>> Это неважно, уж этот экзамн был у всех - от агрономов до гинекологов.
Fakir> За экзамен точно не помню, но старшее начальство (один научрук - вообще 56-го года выпуска) всегда подчёркивало, что их марксизмом-ленинизмом даже во время оно почти не грузили :) В отличие от всех остальных.

Ранний склероз :) Можно было не грузиться, но грузить пытались. Я вот тоже не грузился до такой степени, что вообще не помню что это за фигня и даже кто был лектор - мужчина или жнщина. Ну так мне "прощалось" - полная зачетка одних "отл" к пятому курсу уже на тебя работает..
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  7.07.0
Это сообщение редактировалось 18.04.2009 в 12:14
RU Alex 129 #18.04.2009 12:12  @Машинист#18.04.2009 02:32
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Машинист> Просто инженер-механик, ничего специализированнее наш универ не выпускает. То есть, можно выбрать "специализацию" в металургии или, там, "ядерных реакторах", но это всего 3 выборных курса...


Т.е. я понял что счастья нет нигде... :)
Так или иначе и вам при описанной системе подготовки придется сразу доучиваться придя работать на производство или какое нибудь там типа КБ.
Всему есть своя причина  6.06.0
US Владимир Малюх #18.04.2009 12:15  @Alex 129#18.04.2009 12:12
+
-
edit
 
A.1.> Так или иначе и вам при описанной системе подготовки придется сразу доучиваться придя работать на производство или какое нибудь там типа КБ.

Только это им скорее всего придется сделать еще студентами :)
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  7.07.0
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
В.М.>> Это к тому, что эти буковки - нотная грамота для инжнера-механика :)
Fakir> Э-э, а на свете из всех инженеров есть тока инженеры-механики? :)

Ну вообще это должен знать любой инженер использующий в своей работе конструкторскую документацию (а это отнюдь не только механики, спектр абсолютно широкий: от металлургов до электротехников).
Всему есть своя причина  6.06.0
US Машинист #18.04.2009 16:30  @yacc#18.04.2009 09:36
+
-
edit
 
Машинист>> Просто инженер-механик, ничего специализированнее наш универ не выпускает.
yacc> А куда потом?
0) пофиг, всё равно через 10 лет всё будут производить китайцы :D
1) (надо было) идти учиться в универы, где есть специализация в автомобильном, пожарном, или авиационном инженерном деле. Их меньше, но они есть.
2) учиться самому, на работе.
3) идти учиться на магистра; некоторые работодатели это оплачивают.
 7.07.0

ADP

опытный

A.1.> P.S. Вместо целого семестра теории вероятности лучше бы нам побольше металловедение почитали или хотя бы общо прошлись по металлорежущему инструменту (вот чего я в реале ощутил нехватку).

Теорвер и матстатистика, наверное, самая применяемая часть высшей математики, для инженера-нерасчетчика (и ещё часть относительно редких инж. профессий).
 
US Владимир Малюх #19.04.2009 09:30  @Машинист#18.04.2009 16:30
+
-
edit
 
yacc>> А куда потом?
Машинист> 0) пофиг, всё равно через 10 лет всё будут производить китайцы :D

Не все так плохо, на самом деле еще хуже - сегодня Камбаши рассказывали о состояни инженерного рынка. В китае тоже не хвататет ресурсов на то, чтобы удовлетворить внутреннее потребление, штаты больше не будут столько потреблять и, соотвтсвенно импортировать. Кстати дефицит инженров в штатах оценивается в 70 тыс человек.

В общем вс уже совсем не так как было.

Машинист> 2) учиться самому, на работе.

Самое верное.

Машинист> 3) идти учиться на магистра; некоторые работодатели это оплачивают.

И совмщать с работой у работодателя.
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  7.07.0

Alex 129

координатор
★★★★★
ADP> Теорвер и матстатистика, наверное, самая применяемая часть высшей математики, для инженера-нерасчетчика

А какие они бывают "инженеры-нерасчетчики" (к примеру) - которым по зарезу нужен теорвер и матстатистика? :)
Всему есть своя причина  6.06.0
US Владимир Малюх #19.04.2009 23:46  @Alex 129#19.04.2009 21:03
+
-
edit
 
A.1.> А какие они бывают "инженеры-нерасчетчики" (к примеру) - которым по зарезу нужен теорвер и матстатистика? :)

Имея дло с очень разными инженерами - тоже ума не приложу, кроме совсем специфических случаев, типа нашей внешней баллистики :) Да и то - все что там нужно, запросто уместилось бы внутри самого курса.
Maschinen muessen "idiotensicher" werden  7.07.0
RU DarkDragon #20.04.2009 16:07  @Alex 129#19.04.2009 21:03
+
-
edit
 

DarkDragon

опытный

A.1.> А какие они бывают "инженеры-нерасчетчики" (к примеру) - которым по зарезу нужен теорвер и матстатистика? :)
Ну, например, нам - АСУТПшникам :)
 6.06.0
+
-
edit
 

Kernel3

аксакал

A.1.> А какие они бывают "инженеры-нерасчетчики" (к примеру) - которым по зарезу нужен теорвер и матстатистика? :)

Ну, "по зарезу" - не знаю, а так мне, бывает, пригождается :) Другое дело, что случайные величины все сплошь дискретные :F
Broken Windows® cures my ills and makes me feel alright... ©  

ADP

опытный

A.1.> А какие они бывают "инженеры-нерасчетчики" (к примеру) - которым по зарезу нужен теорвер и матстатистика? :)

Инженерам-расчетчикам больше нужны МКЭ (вариационное исчисление вплоть до применение функ. анализа), разностные методы, ОДУ, ДУЧП, оптимизация и пр. Естественно, я беру "верхний" класс.
Нерасчетчикам — распределение размеров в реальных деталях, допуска вероярностным методом, анализ результатов экспериментов.
 
1 2 3 4 5 6 7 8

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru