А вот, кстати, и то, ради чего можно было бы и отдельный топик открыть -но не стану
Слегка отредактированная версия, с экстирпацией реминисценций
_____________________________________
Сказка о Гиппократе, Галене их братьях по цеху, этических кодексах и всем том, что обсуждается и будет обсуждаться…в безумной сети инета и всем том, что имеет для нас лишь историческую ценность
Эпиграф:
--- то, что почиталось с древних веков за таинство - рождение новой жизни, продолжение рода, - для них есть зарабатыванием бабок.
а как же клятва Гиппократа и совесть ???
( из дискусии пациентов, посвященной Акушерам, неонатологам и Акушерским анестезиологам 2007г.)
Часть первая:
Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении – а также и без лечения- я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.
Часть вторая: Разбор полетов.
 [показать]
Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство:
Аполлон в древней Греции считался (в послегомеровское время) вообще врачом Богов. И не зря клятва начинается с того, кто властен над здоровьем Тех, кто властен над всем. А вот Асклепий или Эскулап в римской ( другой ) транскрипции являлся сыном Аполлона или Бог врачебного искусства. Гигея была его дочкой или Богиней здоровья. Вот ее то и изображали в виде полной здоровья и красоты девушкой с чашей Martini из которой пила Змея. Ее сестра –Панакея, вторая дочь Асклепия не была столь красива как Гигея, а может быт и не была столь чистоплотна и именно поэтому в честь Гигеи родилась наука – ГИГИЕНА, но как в любой семье, где одна дочь – красавица, а вторая мягко скажем не очень, - именно эта вторая обладает удивительными качествами и способностями, зачастую более радуя родителей. Да и в жизни так. Бывало, идешь по Крещатику и видишь двух подруг. Одна – красавица, а вторая – обязательно страшненькая, да и страшненькая настолько, что бы первая выглядела красавицей. И вот начнешь знакомиться и видишь, что вторая намного умнее и человечнее первой . Вот так и в Греческой мифологии вторая и не столь привлекательная дочь Асклепия обладала удивительным даром – исцелять все недуги и вот отсюда то и пошла терминология «Панацея – или лекарство от всех болезней». Причем прошу заметить, что нигде не указывалось о том, что обладательница сего дара лечила – даром. Хотя может это и скрыто от нас за толщею веков.
Интересно другое: в разных переводах Клятвы (я вам привожу перевод проф. В.И. Руднева -1921 года, изданный в 1936) неизменным остается одно ИСПОЛНЯТЬ…СООТВЕТСВЕННО МОИМ СИЛАМ И…МОЕМУ РАЗУМЕНИЮ.
Мне кажется это странной фразой особенно в контексте следующего предложения : ПРИСЯГУ И ПИСЬМЕННОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО.
Что касается присяги – она перед Вами. А что за письменные обязательства давали члены ордена или сообщества врачей нам неизвестно. ….
считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Родственные взаимоотношение и уважение к своим родителям в древние века считалось, чуть ли не на равнее с уважением к богам. Чего только стоит полное имя известного арабского врача Авицены или Ибн Сина ( Авицена – латинская транскрипция арабского). Данное имя выглядело следующим образом и )состояло из 13-14 слов и 8 имен( посчитайте сами
Абу Али ал Хусейн ибн Абдула ал Хасан ибн Али ибн Сино ал Афшана
В этом имени отображено имя отца, деда, видимо основателя рода и поселок Афшана в котором родился Ибн Сино. Поселок этот до сих пор существует на границе Афганистана и по моему Туркестана ( бывшей республики СССР) и там похоронен этот великий врач и даже можно посмотреть на золотые инструменты для операций, бережно сохраненные потомками и дожившие до наших дней. Уважение к родителям – это святое. Вот и в Клятве Гиппократа Ученик должен почитать своего учителя, как своих родителей, а это знаете больше чем просто Клятва.
Отношение к преемственности или какой -то родовитости, или передачи знания из поколения в поколение буквально пронизывает Гиппократову школу. Начинается все с пантеона богов, которые по сути – родственники от Аполлона (дедушки) до Панакеи ( внучки). Затем верность учителю и его семье. Причем во времена Гиппократа это правило было, чуть ли не основным при взятии на учебу или вступлении в школу. Дело в том, что в те времена кол-во представителей врачебных школ (об этом стоит поговорить отдельно) было небольшим. Учитель мог иметь не более нескольких учеников в течение своей жизни. По крайней мере складывалась ситуация при которой талантливый молодой человек всю жизнь искал себе учителя, проверяя всех и вся на вшивость и знания, как ровно и учитель мог всю жизнь искать для себя ученика, перелопачивая груды человеческого мяса и мороча голову сотням таких же человеческих судеб. И лишь, в какой-то момент загоралась звезда: они находили друг друга и тогда ученик превосходил своего учителя. Интересно то, что в Китайской и японской традиции, индийской духовной традиции ситуация Учитель-Ученик складывалась примерно так же. Может греки заимствовали, какие либо знания? А может просто знание Вечно и такое отношение к преемственности просто является Законом природы? Законом от которого сегодня отступили все врачи, поскольку я не знаю ( к сожалению) врачей, которые материально поддерживают своего учителя и тем более семьи своих учителей. А вот примеров врачей, которые отказывают в помощи семьям своих учителей или тем, кто дал им дорогу в медицине (а особенно в медицинскую власть) я знаю немало и вот это, пожалуй, еще один пример того, что врачи всегда были тесно связанны с социумом. Именно поэтому разговоры о политической ситуации в нашей стране, которые якобы не имеют отношения к форуму, тем не менее, нужны. Ведь в акушерстве и гинекологии, как и в других областях медицины, но ,наверное нет, как нигде в других областях медицины не отображаются , не отражаются проблемы и острые грани социума. В этом отношении акушерство и гинекология является зеркалом социального устройства общества – зеркалом ,в котором видна вся социальная лестница страны.
устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
В некоторых переводах Клятвы я встречал слова учить сыновей учителя, если они захотят изучать врачебную науку. Я не знаю Греческого языка и не могу сам сделать корректный перевод клятвы. Когда то при жизни моей прабабушки я взял ее Евангелие ( старо словянский язык и очень ветхие и древние страницы книги – ГД издания книги неизвестен) и был поражен тем, что некоторые предложения и даже некоторые слова можно перевести в 2х и даже 5ти значениях, но очевидно одно- даже во время Гиппократа не все в медицинской семье избирали путь врача, но учиться медицинскому искусству имели возможность все, принадлежащие школе…
Относительно устных и других уроков идет речь о разных этапах преподавания. Наставления -наверное включали в себя теоретический курс, устные уроки включали ,наверное, отдельные области и подразделения медицины, а вот «все остальное» наверное включало практическую деятельность у постели больного, операционного стола. Возможно, во времена Гиппократа в школе имелись рукописи или учебники, которые могли читать только ученики школы, по крайней мере, во времена Аристотеля устное преподавание имело вид лекций, которые он читал слушателям и которые в обработанном виде, затем издавались (например «Физика», Аристотеля).
Преподавание и написание лекций для студентов ненаучным языком имеет место и в наше время.
Чего только стоят «Феймановские лекции по физике» или «Лекции по внутренним болезням» Шулутко. А книги «секс для чайников» 2-е издание, в котором я написал главу по инфекциям половых путей и «Менопауза для чайников», которую я практически переписывал и адаптировал и для нашего менталитета и для наших препаратов – Разве все это не верность древнегреческой традиции изложения материала. Я точно знаю, что все перечисленные книги активно используются( использовались) студентами для подготовки к урокам физики, терапии, гинекологии. )
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.
В этой части клятвы мы видим общие рекомендации и как бы начало морального кодекса представителя школы Гиппократа. Все направленно на выгоду больного, но соответственно силе и разумению врача. Очевидно, в стадии накопления врачебного опыта и изменении тактики и стратегии обследования и лечения больных менялись и рекомендации (внутренние стандарты школы). Менялись они быстро, настолько, насколько нецелесообразно было расписывать их в клятве, которая оставалась неизменной. Понятие вреда и несправедливости четко соотносятся с следующими фразами клятвы а именно неприятие Эвтаназии и прерывания беременности.
Для того, что бы объяснить, почему Гиппократ в своем кодексе принимает решение отказаться от прерывания беременности и Эвтаназии нужно просмотреть еще один не менее старый, но совершенно другой источник врачебной мудрости – тибетский трактат «Джуд-ши».
Я пишу это потому, что сам очень долго перечитывал, возвращался и даже какое то время пытался выучить Клятву Гиппократа, не понимая сути сказанного и видя только словесную форму, пока не прочитал в трактате Джу-ши главу о том, каким должен быть врач, дабы поддерживать свою репутацию среди больных и репутацию своей школы. И это не вопрос обсуждения в форуме для пациентов, но некоторые постулаты древнего Тибетского трактата четко объясняют предложения клятвы. Дело в том, что в древних школах все было направленно на поддержание высокой и хорошей репутации школы и учитывая уровень медицинских технологий в то время представителям школы запрещалась деятельность, при которой они могли получить негативный результат ( в достаточно высокой степени вероятности) или негативные результаты, накопление которых портило бы репутацию врача и репутацию школы.
Вот посмотрите « Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом». Ведь литотомия – это не сфера деятельности школы Гиппократа. Хотя если быть по - настоящему откровенным, то данная фраза всегда вызывала недоумение у комментаторов Клятвы. Ведь операция камнесечения( литотомия) была известна еще во времена древнего Египта. У Египтян медицина была очень четко ориентирована по узким специализациям. Отдельно были глазные врачи, отдельно врачи по голове, отдельно хирурги и т.д. Греческая медицина очень много заимствовала из Египта и поэтому во времена Гиппократа операция литотомии была, скорее всего, отработана. Может школа просто не владела методикой и не допускалась к этому отдельным цехом врачей. Тогда данное утверждение – первый раздел врачебной сферы деятельности или раздел территории. Но без материальных взаимоотношений в сфере Пациент-Врач подобный раздел сфер влияния школ вряд ли объясним. Есть еще одна интерпретация данной фразы. Ее мы находим в переводе клятвы сделанной в 17 веке Rene de Moreau. Он переводил слово Литотомия как « не буду кастрировать». Тогда клятва Гиппократа приобретала другой философский оттенок и данное предложение звучало так: « я не буду кастрировать даже тех, кто страдает каменным утолщением яичка». В 1893 году эту версию активно поддерживал Гомперц, но в 1916 году она была отвергнута Гиршбергом, затем германия начала первую мировую войну, а в России пришли к власти большевики, которым Литотомия в клятве Гиппократа была куда более приятней, чем кастрация.
Мне кажется, что сегодня об этих теориях Клятвы Гиппократа даже не вспоминают, но вот то, что это имеет отношение не к медицинской тактике, а к сохранению авторитета школы и поддержанию этого авторитета учениками – бесспорно. То же касается и Абортов. Начнем с того, что мать Гиппократа (согласна всем источникам) была акушерка. И в Гиппократовом сборнике главы( фразы) по гинекологии принадлежат именно Гиппократу. Может в свое время Гиппократ насмотрелся на последствия и саму манипуляцию проведения абортов, плодоразрушающих операций и т.д. для того, что бы понять – это не улучшит авторитет школы. А какова была ситуация с беременностью и ее прерыванием в то время?
Во -первых тогда не было УЗИ, тестов на беременность и даже гравидарный тест лягушки с мочой беременной тогда не был известен. Бимануальное исследование появилось намного позже школы Гиппократа, да и Галена. А нарушение менструального цикла видимо не всегда соотносились с беременностью, поскольку упоминаний об этом в трудах сборника по моему нет.
Что мы имеем? Диагностировалась беременность только на поздних сроках: шевеления плода (19-21 неделя), прощупывание матки через брюшную стенку ( от 16-17 недель, но нужно же еще и дифференцировать с опухолями малого таза).
Во – вторых не было четкой методики и препаратов для прерывания беременности в таких сроках. Я вам должен сказать, что даже сегодня врач менее чем за 600 у.е не возьмется за прерывание беременности после 16 недель – это непомерная «головная боль», к тому же - криминал, если это прерывание не осуществляется по медицинским показаниям. А что мог сделать врач в то время?
В- третьих и в Четвертых: не было качественных методов анестезии и антибактериальных препаратов, правила Асептики и Антисептики не были достаточно разработаны, а семейка Богов от дедушки до обеих внучек видимо была не сильно расположена к подобным издевательствам на женщиной (особенно против были как раз внучки).
Таким образом, прерывание беременности во время Гиппократа, в большом сроке, без наркоза, без УЗИ и без антибиотика могло привести к не остановленному кровотечению, однозначно к сепсису и летальному исходу. И тут уже не до шуток, поскольку репутацию подобными действиями не поднимешь. А давайте представим, что Гиппократ, в отличие от Критской медицинской школы (активно конкурирующей со школой острова Косс) мог выполнить прицельное удаление плодного яйца при 8-ми днях задержки менструального цикла, путем вакуум аспирации или более того – гистеротомии. И выполнить не просто под песни «Баю-Бай», а под Диприваном, Рекофолом или Дипрофолом (что в сущности все одно и то же - современный и дорогой наркоз!!!) Кстати на Украине мы имеем возможность применять оклоло 5 или 7ми Пропофолов(Диприван, Рекофол, Профол, Дипрофол, Пропофол и т.д.) по цене от 2х до 10 долларов за 20 мл.
. Как бы тогда звучала Клятва Гиппократа??? Отношение к Эвтаназии очевидно является так же ограничением деятельности школы, поскольку умышленная смерть человека – дело серьезное. И если это не завязано с криминалитетом – дело ответственное. Тут душа предстает перед Богами и простому лекарю сие не ведомо. Эвтаназией занимались всегда – жрецы, храмовая медицина, знахари и алхимики. Жертвенные приношения по сути умышленная и осознанная Эвтаназия. Но только развивающейся медицинской школе подобная деятельность может создать больше проблем, чем репутации. И мне кажется это очевидным.
Так чем же мы можем закончить данный абзац. Очевидно тем, что в современной гинекологии мало место Клятве (особенно в абортарии, кабинете планирования семьи – ведь контрацептивы – это и есть абортивный пессарий).
В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
А вот тут я просто в шоке. И самое интересное – перевод корректный. Данная фраза просто сквозит во всех переводах клятвы. У всех переводчиков просто звездой вытатуировано «НЕ трахать своих пациентов. Ни мужчин, ни женщин, ни их рабов». Относительно гомосексуальных контактов и анального секса – в Греции это традиция, дань уважения которой жива до сих пор, но вот то, что во время Гиппократа половые отношения с пациентами и их рабами имели широкое распространение среди людей, занимающихся врачебным искусством – для меня это было открытием. А ведь имело – раз данное утверждение было занесено в клятву, да еще и в какой форме. Кстати не только в клятве Гиппократа, но и в других, самых разных этических кодексах устанавливается запрет на половые сношения между Врачом и Пациентом. Только в «Этическом Кодексе Украинского врача» об этом не сказано ни слова. То ли мы стали фригидны, то ли Высоко моральны – трудно сказать, судить Вам.
А вот запрещение врачу, давшему клятву разглашать чужие тайны, пройдя через века, имея отображение в законах Египетской и Тибетской медицины, отобразилось вначале в Германской, а затем и в русской медицине в закон, карающий за разглашение тайн, с которыми врач ознакомился при своей профессиональной деятельности. Но если мы посмотрим внимательнее, то увидим, что в Клятве вопрос ставиться шире:
Что бы при лечении – а также и без лечения- я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.
Нельзя вообще разглашать компрометирующие вещи, виденные или слышанные не только в связи с лечением, но и без него. А ведь и вправду цеховой, организованный врач не должен быть сплетником – это подрывает авторитет не только к нему, но и к целой Корпорации.
И последнее: Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.
Вот и вся клятва. Вот и все, что написано в Клятве Гиппократа, документе, который по сути является обязательством вступающего в школу перед своими учителями. Клятве, которая имеет слишком много переводов (иногда совершенно разных и нелепых), несколько белых пятен (А что еще и за письменное соглашение при вступлении в школу), четкие черты поведения для сохранения престижа школы и ограничения распутства среди врачей.
Разве здесь сказано, что - то о бесплатном лечении, врачебном бескорыстном долге и обязательной помощи всем страждущим? Кто и когда интерпретировал данную Клятву в то, чем постоянно попрекают меня как врача. Вернее не меня, моих коллег. Где обвинения, которые мне постоянно приходится читать от назойливых пациентов в форумах, людей голословно обвиняющих нас в нарушении Клятвы о которой они не только не имеют никакого представления, которую они даже не читали? Откуда такая агрессия пациентов по отношению к врачам из-за Клятвы Гиппократа? И почему люди, не знающие историю медицины и даже не интересующиеся ей, могут утверждать, что мы не выполняем свой долг, прописанный в клятве, которую дали?
ЭПИЛОГ:
В медицинских школах существовало, существует и будет существовать много «Этических кодексов», стилей поведения и законов коллегиальности между врачами одной, нескольких специальностей и лечебных учреждений, школ и направлений. Это тема отдельного и очень большого (длительного) разговора. Но во взаимоотношениях Пациент- Врач нужно согласованное понимание отдельных и принципиальных вещей. Мы должны разговаривать на одном языке, трактовать единые термины и знать историю тех или других позиций в отношении друг друга. Я очень надеюсь, что мое описание и подробные комментарии к «клятве Гиппократа» смогут объяснить некоторые нелепости по отношению к «Кодексу Врача». И если Пациенты прочтут это и поймут то, что написано в Клятве и после этого будут продолжать упреки врачам в нарушении «Клятвы Гиппократа», это уже будет на их совести, потому что говорить, не зная и упрекать, находясь в неведении - это совершенно другое состояние, состояние не знания вопроса. А вот использовать информацию недостоверно или знать, но интерпретировать по своему, согласно своей выгоды – совершенно другое дело. Удачного Вам путешествия по сети.
С уважением, Бакшеев.2007г
Прежде, чем "напомнить" врачу о данной им, якобы, "Клятве Гиппократа" подумайте...и промолчите