Закрываются русские школы
Зачем делить детей на "ваших" и "наших"?
Министерство образования ЭР Силламяэское горуправление Уездный отдел народного образования Ида-Вирумаа.
Открытое письмо родителей детей, учащихся Силламяэской русской начальной школы
Мы, родители и учащиеся Силламяэской начальной школы, были удивлены и возмущены предложением комиссии горсобрания по образованию, культуре и спорту о реконструкции этой школы под эстонскую гимназию.
читать дальше [показать]
Об этом предложении мы узнали из выступления по местному радио председателя комиссии А.Гитт. Администрация школы не смогла дать ответ на вопрос о дальнейшей судьбе школы и детей, так как не владела никакой информацией, кроме той, что прозвучала по радио. Эту информацию мы получили на встрече учителей и родителей с заведующей отделом народного образования К.Райдма, председателем депутатской комиссии А.Гитт и исполняющим обязанности мэра В.Мурдом.
Беседа с г-ой К.Райдма позволила нам сделать вывод, что в Силламяэ интересы наших детей защищать некому. Позиция г-жи К.Райдма в этом вопросе стала абсолютно понятна после того, как она в своем выступлении поделила детей на "ваших" и "наших". Получается, что наши дети - это не просто дети, а русскоязычные дети, дети второго сорта?! В выступлении зав. гороно неоднократно акцентировала внимание на том, что она прежде всего чиновник, призванный считать и экономить деньги, а забота о детях - вопрос второстепенный. Главное, чтобы решение этого вопроса обошлось городу как можно дешевле, а о моральной стороне никто не думает. Решение же нашли очень простое - перевести детей в другие школы, укомплектовать классы по 36 и более человек. Если бы мы хотели обучать детей в другой школе, то мы бы сделали это раньше. Но у нас был выбор, и мы его сделали в пользу этой школы. По нашему мнению, именно эта школа может дать детям много того, чего они не могут получить в других школах, уберечь их от тех проблем, которые уже сейчас нас беспокоят как родителей будущих старшеклассников (курение, алкоголь, наркомания, вымогательство и т.п.).
В этой школе к ребенку подходят как к личности, а не формально. В этом, видимо, преимущество наполняемости классов по 25 человек. И почему работа школы оценивается не по результатам работы коллектива школы, не по созданному в ней микроклимату, а по количеству квадратных метров на ребенка, наполняемости классов, рентабельности и т.д. (Кстати, вопрос о наполняемости классов эстонской школы г-жа К.Райдма категорически отказалась обсуждать.) Почему для того чтобы 80 детей эстонской школы могли учиться в гимназии, 375 наших детей должны быть распределены по другим учебным заведениям, а 70 работников остаться не у дел? Не слишком ли это большие жертвы, и в чем здесь экономия?
Мы считаем, что уже само обсуждение этого вопроса на комиссии по образованию является искусственным раздуванием межнационального конфликта с оттенком дискриминации. Еще совсем недавно, когда отмечалось десятилетие школы, те же люди, которые сегодня ставят вопрос о ее закрытии, говорили, что она нужна городу и как хорошо, что она есть, говорили о больших заслугах педагогического коллектива. Что же изменилось за прошедшие несколько месяцев, что заставило в корне поменять позицию по отношению к школе?
Мы, родители, будем защищать интересы наших детей, а следовательно, и школы, в которой они учатся. Мы требуем немедленного снятия с обсуждения депутатской комиссии вопроса о реконструкции Силламяэской начальной школы под эстонскую гимназию. Гимназия нужна, и мы с этим согласны, но, вероятно, надо найти более разумное решение, оправдывающее цели и средства.
Инициативная группа родителей Силламяэской начальной школы - всего 255 подписей.
С экономическим обоснованием реорганизации на сессии выступили зав. гороно Маргус Коттисе, председатель депутатской комиссии Владислав Понятовский и директор школы №8 Нина Белоус. Вот некоторые из приведенных на сессии цифр. За последние годы рождаемость в городе сократилась в три раза. В прошлом году школа №8 даже не смогла укомплектовать первый класс в соответствии с нормативом. Если в нынешнем году в городе насчитывается около одиннадцати тысяч учащихся, то, по прогнозам, через пять лет их число уменьшится до восьми тысяч. Следующие кандидаты на ликвидацию - школы №3 и №7, а также одна из двух alma mater Кренгольмского микрорайона (4-я или 6-я).
На сессии говорилось об экономической невыгодности содержания учебных учреждений с малой наполняемостью - постоянный рост тарифов на коммунальные услуги съедает выделяемые на просвещение средства. В условиях дефицита ресурсов просвещенцам и властям приходится считать каждую крону и принимать какие-то меры. По их мнению, лучше сосредоточить средства в меньшем количестве школ, укрепив их материальную базу и наладив учебно-воспитательный процесс на должном уровне, чем распылять финансы.
Но родители учащихся "Кадастику" сомневаются в этих аргументах. По их мнению, под вывеской развития иноязычного образования ведется элементарное наступление на русскую школу. Они считают, что не выдерживает критики ссылка на дороговизну содержания в 8-й школе одного ученика. Да, в год на ребенка в "Кадастику" тратится 2850 крон, это больше, чем в среднем по Нарве (2000 ЕЕК). А если сравнить с другой цифрой, приведенной также на сессии? Цена одного ученического места в эстонской гимназии Нарвы - 4400 крон, то есть более чем в два раза больше среднегородского уровня. Но о реорганизации эстонской гимназии речи не идет. И это правильно: пусть Марики и Пеэтеры учатся в прекрасных условиях и получают полноценное образование. Но почему расходы на их русских сверстников в сумме 2800 крон в год - непосильная обуза для города и государства?
Не все однозначно и с утверждением сторонников закрытия школы по поводу недостаточной наполняемости классов и недогрузки - учебными часами учителей. А зачем набивать классы массой? Разве может педагог работать творчески, подходить строго индивидуально к каждому ребенку в переполненных аудиториях? Взять изучение эстонского языка, к чему госчиновники постоянно призывают. Куда эффективнее его освоение, как, впрочем, и других школьных наук, будет идти в классах с оптимальным числом учащихся. Заметим, что некоторые нарвские школы перегружены, работают в две смены, почему бы их не разгрузить, переведя какую-то часть мальчишек и девчонок в "Кадастику"? Дневная односменка удобнее для ребят и их родителей. И медицина на таком режиме настаивает.
Эти и другие доводы приводили родители учащихся 8-й школы, в день работы горсобрания выставившие пикет на Петровской площади. В их руках были плакаты: "Детям - школу по месту жительства", "Оставьте школу детям". По словам Валентины Гетманчук, Галины Синегубовой и других участников акции, их детям удобно посещать "Кадастику" - близко от дома. К тому же эта школа с музыкально-эстетическим уклоном, здесь дети бесплатно обучаются игре на различных инструментах. Не все родители могут отдавать своих чад в платные музыкальные школы. Пикетчики направили письма властям Нарвы и в Министерство образования с просьбой не закрывать школу. По их словам, если все же к их голосу не прислушаются, то придется обращаться в ОБСЕ.
Учителя "неперспективных" школ могут столкнуться с трудностями трудоустройства, а кому-то из них, вероятно, придется пойти на биржу труда. В других школах и без того острая конкуренция за учительское место. Педагоги 8-й, конечно же, не поддерживают ликвидацию своей школы, но в пикет они не вышли. "Боятся, потому что за участие в акции протеста могут лишиться работы", - полагают родители.
Наверное, папы и мамы не реагировали бы столь активно на ситуацию, если бы русская школа в Эстонии не испытывала массу других проблем. Вспомним, как политики и чиновники от образования торопились перевести русские школы на эстонский язык обучения - без тщательной подготовки. Вспомним, как сокращались в русских школах часы уроков русского языка и литературы. А разве безработица на Северо-Востоке среди взрослых не сказалась на положении их детей? Многие ребята не ходят в школьные столовые - у родителей нет денег на полноценный школьный обед. Конечно, городские отделы народного образования волнует эта проблема, там рады бы помочь, но в казне нет средств на дотации школьному общепиту. Зато у государства всегда находятся средства на содержание разбухшего чиновничьего аппарата и департаментов.
В прошлом году в соседнем с Нарвой городке-курорте Нарва-Йыэсуу была торжественно открыта новая эстонская школа. И никто не ставил вопрос о слабой наполняемости классов. И это справедливо. Государству, экономящему на детях, дорого придется расплачиваться.
Весьма мило, не правда ли.
Не сомневаюсь, что положительные националисты найдут, что учиться в хорошей русской школе русским в Эстонии - не положено.
Им, очевидно как детям мигрантов и оккупантов, вообще положено учиться в среднепаршивой школе, за 45% денег от тех, что тратятся на Первосортных Эстонских Учеников (и то наверное, многовато будет). И радоваться тому, что и вообще позволено учиться в члеэне темократиччэскоко Эээуросооойуса.
То, что их родители платят те же налоги, что и родители Первосортных Эстонских Учеников - это никого не волнует.
А вот если они будут учиться за 63% от тех денег, что тратятся на Первосортных Эстонских Учеников, они, несомненно, будут представлять Страшную Угрозу Эстонскому Государству.
Вообще говоря, интересно, понимают ли первосортные эстонцы, что русские конечно, запрягают долго, но вот когда запрягут - можно и оглоблей схлопотать?