Беня> Имхо, если человек от природы одарен, то отслеживанием таких людей, должно заниматься государство, также государство должно иметь некий производственный план, чтоли, по подготовки отдельных специалистов и за образование этих людей также будет платить государство.
Во-1 как вы предлагаете обнаруживать одарённых людей, если их одарённость видна только после проверки результатов обучения? Если человек в школе одарён в математике (по советским её стандартам), у него будет 5 баллов и даже билет на олимпиаду. Если не одарён — будет 3 балла и билет в ПТУ. Если 4 — он убедительно не тупой и обучаемый. Если вы не попробуете человека первые пару курсов ВУЗа по такой системе, вы никогда не узнаете о его способностях. В советской системе так и было, по крайней мере у нас: первая сессия щадящая, вторая отсевная, и все последующие в первые два года — отсевные. Это минимум. Все несколько хороших инженеров, которые на моих глазах получились в результате этого процесса, справлялись с этими первыми двумя годами, а потом стали хорошими инженерами, что впоследствии было проверено на практике (заграницей). Из тех кто преуспевал в математике, получился 1 учёный (нынче профессор в Европе), и несколько эникейщиков. Как вы думаете предсказывать такие результаты, глядя на 16-летних подростков??? Но в любом случае, все эти люди, прошедшие такой фильтр, устроили свою жизнь во всех планах. Каждый из них, рано или поздно, создаст рабочие места или капитал, от которого государство будет в плюсах. Сравните это с суммарной отдачей по 30-летними гособлигациями под 5% годовых (если получится).
Беня> Крупные корпорации полагаю, также могут оплачивать подготовку отдельных специалистов.
Нет. Не могут и не станут, если только это не год-два подготовки со связывающим контрактом и участием государства. Крупные корпорации (ну, вне РФ, например) готовы заплатить сегодня в 2 раза больше зарплаты (это кошкины слёзы), но не платить за подготовку людей в течении пяти лет, не имея гарантий. На пять лет такие планы никто не станет строить и никто не даст денег — они нужны сегодня. Поэтому народ готовы привлекать откуда угодно в мире, но сегодня, а не в будущем. Вот тут, сегодня, зовут инженеров-электриков на 200к в год в Залив — устанавливать солнечные станции. Но никто не даст 50к на курс обучения студента. Никто, кроме правительства.
Беня> А вот весь остальной, потенциальный офисный планктон, думаю пусть учится, если ему надо, за свой счет.
Не будет. Проверено. Будет чернь через поколение (дети неучей) — и всё, конец пути.
Беня> За бабло как раз будут нормальные специалисты, по тому, что если платишь свое, то гораздо более заинтерисован в результате вложения денежных средств.
Заинтересован. И вложение их в образование — очень рискованное и не лучшее. Считайте — у вас 50к на руках, вы:
1. вам 17 лет и вы условно покупаете условный ларёк (пай в хедж-фонде, что угодно), с условной прибылью 50% в год. Через пять лет всё продаёте и у вас 380к. Ещё пару лет, и можно на пенсию уходить в комфортной стране вроде Таиланда. Вам 25 лет к тому моменту.
2. вам 17 лет и вы условно идёте в универ. Вам будет 22 и ваш баланс 0. Продать диплом не можете, продать потраченные 5 лет жизни — тоже. Пусть на три года после этого у вас зарплата 60к, за три года у вас баланс 180к. По баблу вы никогда уже не догоните первый вариант, НИКОГДА. А уж если вас потащит в науку, то вообще забудьте про бабло.
Всё упрощённо, без налогов, расходов и капитал в обоих случаях расходный. Но наглядно. Ну и зачем учиться на инженера?