Поспорю с мыслителем
> Государство — форма существования русского народа.
ИМХО, это туфта. Потому что взаимоисключающие параграфы. Ну не вяжется это с образом великоросского пахаря, вечно властями пинаемого ввиду постоянного недостатка у властей ресурса, и потому постоянно от этих властей бегущего то на Дон, то в Сибирь, пока его и там не доставали. И с многими другими вещами не вяжется. Так что никакими столетиями там и не пахнет. Тот вымученный симбиоз с государственными системами, на который нам как бы указывает автор, на самом деле артефакт уже советского периода, ключевое отличие которого от предыдущих заключалась как раз в том, что сбежать от государства стало уже невозможно. И пришлось как-то выкручиваться. Я бы сказал, что отношение русских к реальным государственным структурам во все времена состояло из смеси опасливой осторожности и брезгливого цинизма.
Как раз кто действительно "озабочен" на тему государства и государственного устройства, то это как раз Запад, а не Россия. Государство, как ценность - это западная идея. Именно поэтому основой политической жизни Запада со времён античности как раз и является бесконечная оптимизация этого самого государства, с постоянной генерацией идей о том, каким государство должно быть и чем заниматься. Именно поэтому на Западе государство постоянно конкретизируют в его ипостасях и ролях: наёмный управляющий, двигатель прогресса, инструмент безопасности, социальный гарант и т.п. Заметим, что Делягин не может предложить ничего конкретного, кроме "государство это самоценность, и точка".
Дело тут, ИМХО, в другом. Из-за указанных выше особенностей великоросского пахаря русские действительно несут через историю идею СПРАВЕДЛИВОГО государства. Но это именно идея, на уровне красивой картины, повешенной на стену. Красиво, есть чем гордиться, и одновременно безвредно для окружающих (что немаловажно). Она, как идея, не конкретизирована на уровне того, что это государство должно делать и кто там чем должен заниматься. Эта идея имела мало чего общего с реальными отношениями русских с властью. И гораздо лучше отражает то, что ИМХО русскому действительно нужно от государства - чтобы то не мешало ему строить своё хозяйство и свою жизнь по его усмотрению, не лезло в голову, не грабило, и существовало себе где-то там, далеко и красиво, вроде радуги.
Кстати, среди многих православных русских как раз распространена идея о том, что для русских царство небесное куда важнее чем конкретное земное мироустройство, так как второе есть творение человека и следовательно изначально порочно и несовершенно. Мне кажется, эта точка зрения ближе к реальности. Она одновременно традиционна, и лучше передаёт настоящие отношения с мирскими властями, какими они были в истории.
Ошибка автора состоит в том, что он пытается доказать, будто конкретное государство с его институтами это и есть то самое идеализированное государство, о котором мечтали русские. А мне кажется, что русские по природе своей индивидуалистичны так же, как и американцы, если не намного больше, и свой дом с хозяйством, крепкая семья, узкий круг и некоторые понты для русского куда дороже, чем нудная скукотища реального государственного строительства. Хутор, короче. Хотя помечтать любят. А главное, что мешает этим мечтам воплощаться в реальность, это не то, что русские на это не способны, а ввиду того, что в массе русские страдают от недоверия к любым большим начинаниям, ход которых они не могут лично контролировать. Это следствие исконно русского индивидуализма.
> Особенность русской культуры — органическая неспособность ее носителя существовать без «сверхзадачи», без некоей цели, возвышающейся далеко над его повседневным существованием и придающей этому существованию философский смысл.
Настоящей исторической сверхценностью для великорусского пахаря во все времена был его собственный огород. Желательно, подальше от властей. Собственная семья и хозяйство, короче. Опыт и история нежного отношения русских к собственному огороду как до революции, так и в современной России, как бы показывает нам, что русский прекрасно способен на самоотверженный и кропотливый труд, если знает, что он трудится конкретно ради себя и своего личного "хутора", и знает, что это принесёт ожидаемые плоды. Обратной стороной этой особенности русского национального характера является то, что любую другую форму труда русский воспринимает как батрачество "на дядю", и относится к ней соответственно. Исключение составляют случаи, когда речь идёт о личных отношениях (которые русские очень ценят), или какой-то конкретный и индивидуальный ЧСВ. Причём отсутствие собственного огорода эту обратную сторону никак не нивелирует. Руанские же соборы в советское, петровское и другое время легко обьясняются тем, что возможность сидеть в собственном огороде у русских забрали, а за манкирование работой на дядю полагалась дыба. То, что русских в советское время временно удалось задурить обещаниями о том, что наконец-то их извечная мечта о справедливом государстве может стать реальностью их же руками, что вызвало всплеск энтузиазма, является не более чем историческим курьёзом. Его реально оттеняет тот факт, что, разочаровавшись в идее, русские на неё плюнули и снова занялись своими огородами. Причём случилось это задолго до перестройки.
И, кстати, склонность именно к индивидуальной штучной работе, а не к монотонной массовой и конвейерной, прекрасно в это вписывается. Это отражается так же и на восприятии и отношении к месту в команде. Русскому, как правило, не придёт в голову гордиться тем, какой он хороший team player, хотя он и понимает необходимость командной игры. А американцу - запросто. Зато иерархию и авторитет места русские ценят намного больше тех же американцев.
> Ключевые пороки русской культуры
Ага
Это типа:
Маниловщина.
Склонность к показухе.
Авось.
Мелочность и неверие в успех больших начинаний.
Отношение к государству и с государством.
Нежелание ломать установленные иерархии.
Отношение "и так сойдёт".
Сосредоточенность на собственном огороде, часто в ущерб общим интересам.
Комплекс "насиженного места".
Пренебрежение другими отношениями, кроме личных.
Чрезмерный индивидуализм и лелеяние ЧСВ.
Склонность бросать начатое на полпути.
Нежелание планировать завтрашний день.
ЗЫ: Всё выше сказанное набито стереотипами и ИМХО чуть более, чем полностью