Древние производственные мануалы, технологии, справочники и т.п.

из моей библиотечки :)
 
+
+5
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Я таки добрался до сканера окольными путями, не мытьем так катаньем... :D

По мере времени, сил и желания буду сканировать и выкладывать здесь что нибудь (на мой личный взгляд ;) ) интересное из накопившихся в моем архиве материалов. Временной интервал... ну скажем так - в основном первая половина прошлого века :) .
P.S. Не стреляйте в пианиста - сканирую как умею получается :p





Начнем-с

Инструкция машинисту цеховой паровой машины, 1947 год. ЛКЗ.







Всему есть своя причина  8.08.0
07.10.2010 14:01, Kernel3: +1
15.10.2010 22:44, Bredonosec: +1: класс!
+
+3
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Французский трехтомный справочник: С. Cordon «Procedes de forgeage dans l`industrie», переведен на русский и издан в Союзе в 1929 году.

Глава (отрывки, выборочно) про изготовление стрелковых и артиллерийских стволов:












http://s54.radikal.ru/i145/1010/05/fb5f0f52214d.jpg [not image]


















Всему есть своя причина  8.08.0
08.10.2010 13:11, hnick: +1
+
+1
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Копался в шкафу, вот попалась прелестная вещица – про обработку кричного и сварочного железа – кто из нонешних инженеров знает про кричный жом :) .

Источник – вот это немецкое издание 1934 года:



Переведено и издано в СССР в 1937 г., утверждено Главным управлением учебными заведениями НКТП в качестве учебника для отечественных вузов и техникумов.















Всему есть своя причина  8.08.0
RU Ведмедь #07.10.2010 23:01  @Alex 129#07.10.2010 13:22
+
-
edit
 

Ведмедь

модератор
★★
A.1.> Копался в шкафу, вот попалась прелестная вещица – про обработку кричного и сварочного железа – кто из нонешних инженеров знает про кричный жом :) .

офигеть..
 
+
+2
-
edit
 

GOGI

координатор
★★★★
Алекс, ты если хочешь сохранить памятники инженерной мысли, выкладывай их куда-нибудь в более надежное место.
А вообще супер.
Мне стилистика технических текстов раннего и среднего социализма ласкает мозг. То ли раньше литературные корректоры по текстам проходили, то ли авторы не стеснялись писать нормальным, простым языком.
1  
+
+1
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
GOGI> Алекс, ты если хочешь сохранить памятники инженерной мысли, выкладывай их куда-нибудь в более надежное место.



Вообще исходный смысл сего действа в том, что я всегда был противником существующего на форумах поведения ака собака на сене ("знаю - но не скажу, а вы все дураки..." :p ). Поэтому, сохранение памятников инженерной мысли происходит у меня в книжном шкафу :) (частью дома, частью на заводе) - а эта тема является попыткой "вбросить информацию" в широкие народные массы, с целью чтоб народ растащил это все по форумам и блогам, а там у кого нибудь да уцелеет в свободном доступе.

P.S. По идее это все надо сканировать целиком и куда то залить - но учитывая что добра у меня несколько книжных полок - то ни времени, ни сил у меня на это нет... поэтому я пока ограничился некоей скромной выборкой на мой личный вкус :) .
Всему есть своя причина  8.08.0
+
+1
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
А это так сказать, обращение к истокам стандартизации в нашей стране, одни из первых общесоюзных стандартов ОСТ (будущих ГОСТов), в т.ч. на рельсы утвержденные в 1927 году.

Источник – ну тут все написано на заглавном листе (спасибо немецким буржуям за нашу советскую техническую литературу ;) ) :
http://s40.radikal.ru/i089/1010/21/8715767909cc.jpg [not image]



ОСТ 118 Рельсы железнодорожные для дорог широкой колеи. Сортамент.








Дальше идут стандарты на каждый тип рельса (предусмотренных ОСТ 118), для примера - ОСТ на тип 1а:
ОСТ 119 Рельсы железнодорожные для дорог широкой колеи. Сортамент.





ОСТ 124 и ОСТ 125 Рельсы железнодорожные специальные для стрелочных остряков. Сортамент.




ОСТ 4118 Рельсы железнодорожные для дорог широкой колеи. Технические условия.



http://s59.radikal.ru/i163/1010/08/ce649dcce777.jpg [not image]




А тут для примера всяческий металл для наших любимых паровозов :)

ОСТ 2608 Трубы жаровые паровозов широкой колеи. Элементы конструкции.





ОСТ 2607 Трубы дымогарные паровозов широкой колеи. Элементы конструкции.





ОСТ 3954 Оси паровозные широкой колеи. Технические условия, правила приемки и маркировки.

http://s57.radikal.ru/i155/1010/54/56aac9d35ce4.jpg [not image]



Всему есть своя причина  8.08.0
RU Alex 129 #08.10.2010 12:53  @Alex 129#08.10.2010 12:44
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Смотрю что скан сразу всего разворота книжки слишком мелко получается.
Придется по одной странице. Учту на будущее :) .
Всему есть своя причина  8.08.0
RU Серокой #08.10.2010 13:03  @GOGI#08.10.2010 07:08
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
GOGI> Мне стилистика технических текстов раннего и среднего социализма ласкает мозг.

А мне ещё нравится, когда там упоминаются фамилии. Не нарицательные, как "золотник Трофимова" или "Пароперегреватель Чусова", а просто отсылка по тексту, что такие-то товарищи сделали то-то.
И рисунки какие!
Правда, это не совсем справочник, пособие, потому и такие вольности...
Прикреплённые файлы:
 
Больше не раскалятся ваши колосники. Мамонты пятилеток сбили свои клыки. ©  
RU Владимир Малюх #08.10.2010 13:08  @Ведмедь#07.10.2010 23:01
+
-
edit
 
A.1.>> Копался в шкафу, вот попалась прелестная вещица – про обработку кричного и сварочного железа – кто из нонешних инженеров знает про кричный жом :) .
Ведмедь> офигеть..

Схема кричного передела:



Пудлинговая печь для передела чугуна в железо:


Ну и, бесплатный довесок:

Maschinen muessen "idiotensicher" werden  7.07.0
Это сообщение редактировалось 08.10.2010 в 13:14
RU Alex 129 #08.10.2010 13:26  @Alex 129#08.10.2010 12:44
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
A.1.> А это так сказать, обращение к истокам стандартизации в нашей стране

А вот в достандартные времена, каждый завод изголялся в меру своих сил и производственных возможностей, например издавая подобные альбомы (в некотором смысле аналог нынешних технические условий и заказных спецификаций).
За качество прошу пардону – исходник уж больно плохого состояния.

Строительные профили:





Для судостроения:





Для желдортехники и специзделий:





В каком году кстати строили «байкальскую переправу»? ;)

http://s59.radikal.ru/i163/1010/ca/bfdb3158bbe0.jpg [not image]




Квадрантное (колонное) железо. Ради интереса прогуглил это название – нашлась только одна ссылка (ну теперь будет две :) ) на справочник 1920-х гг.




А ведь до широкого применения в строительстве цельнокатаных и сварных двутавровых балок этот профиль широко использовался для изготовления колонн круглого сечения (клепанных разумеется) взамен цельнолитых чугунных и железных:



К сожалению – мне как то попалось шикарное дореволюционное фото одного из отечественных вокзалов, где хорошо были видны колонны этой конструкции у навеса на перроне – но увы, тогда себе его не сохранил, а теперь уже его и не найти… так что как оно было в натуре проиллюстрировать нечем…
P.S. Нет это не Витебский, там нет таких колонн.
Всему есть своя причина  8.08.0

RU Alex 129 #11.10.2010 15:53  @Alex 129#07.10.2010 11:00
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
A.1.> Французский трехтомный справочник: С. Cordon «Procedes de forgeage dans l`industrie», переведен на русский и издан в Союзе в 1929 году.

Источник тот же.

A.1.> Глава про изготовление стрелковых и артиллерийских стволов:

Там где пушки, там и броня…. ;)































Продолжение следует…
Всему есть своя причина  8.08.0
RU Alex 129 #11.10.2010 16:17  @Alex 129#11.10.2010 15:53
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
A.1.> Продолжение следует…


Продолжение:






























Продолжение следует…
Всему есть своя причина  8.08.0
RU Alex 129 #12.10.2010 14:14  @Alex 129#11.10.2010 16:17
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
A.1.>> Продолжение следует…

Продолжение:































Продолжение следует…
Всему есть своя причина  8.08.0
RU Alex 129 #13.10.2010 11:49  @Alex 129#12.10.2010 14:14
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
A.1.> Продолжение следует…

Окончание главы:




























Всему есть своя причина  8.08.0
+
+1
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
По просьбам трудящихся, в связи с трудностью загрузки страницы с большими фото, а также учитывая, что pdf-просмотр темы не всем нравится - начиная с этого поста будут выкладываться радикаловские превьюшки :)





«Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые…»
(с)Д. Самойлов

В некотором смысле это предтеча всем (причастным) хорошо известного «Марочника сталей и сплавов» под ред. Сорокина:



http://s40.radikal.ru/i090/1010/e1/02bf8a627339t.jpg [not image]



Для примера несколько страниц:








Обратите внимание - пример того, что в те былинные времена роль прикладной науки зачастую выполняли сами предприятия (конечно наиболее крупные и передовые), силами собственных заводских лабораторий и технологических служб. По данной марке стали приводится набор статистики по свойствам, полученный в т.ч. и на конкретном заводе:






А в этом случае данные по марке вообще есть только от завода:



Или вот еще пример – сталь 35, казалось бы ничего тут хитрого нет, ну обычная конструкционная качественная углеродистая сталь – а отечественных данных по ней на тот момент (1940-е гг) нет, и для справочника они взяты из американского стандарта SAE:




Или вот тоже самое по 12ХН2А:



Небольшое лирическое отступление – т.с. перекличка с современностью…..
ОФФ: ведь по нынешним новым маркам стали для автомобилестроения отечественного производства статистики по свойствам тоже нет … уже сколько лет только бумажки/разговоры, а воз и ныне там… к вопросу будет может ли быть в принципе ли у ВАЗа новая собственная платформа…

Программа на 2005-2010 гг.:





Прошло 5 лет, уже программа на 2010-2015 гг:



И что??… а те же яйца, только в профиль…..





И обратите внимание на последний пункт, я впрочем об этом уже писал:

Национальные особенности стандартизации....

  наука техника Перенесено отсюда: ...в том числе и Сапсан vs ЭР200 & Невский Экспресс // www.balancer.ru   Интересующийся87> Кстати, в статье пишут что ГОСТы отменили... это как??Серокой> Суть такая: хочешь - ГОСТ, хочешь - по своим "техническим регламентам", утверждённым правительством. Серокой> Да, не знал, что у нас вот так вот... лихо! "Хотели как лучше - получилось как всегда"(с) Наше родимое государство как всегда все сделало через ж... - к примеру в наших отраслевых (металлургических) журналах уже который год по сабжу "крики-маты"(с)…. // Дальше — www.balancer.ru
 

Ну не будем о грустном…
Вернемся к истории: истоки стандартизации – из ссылочного материала виден весь пестрый набор источников для этого справочника – тут и ОСТы, и ГОСТы, и нормативы наркомата вооружения, и стандарты ГАУ, и заводские альбомы – а сейчас эти марки стали (в большинстве они дошли до нашего времени, с определенными изменениями конечно) описываются (на быстрый взгляд) 3-4 ГОСТами.



Всему есть своя причина  8.08.0
+
-
edit
 

digger

аксакал

Youtube.Учебный фильм по М-14.Помимо образца, рисованная анимация, увеличенная модель из оргстекла, подробно показывают как что с чем взаимодействует.Учебный фильм по М-16.Одна убогая картинка и М-16 с порезанным ресивером,чтобы были видны детали.Объясняется значительно хуже, про работу ее газоотвода - вообще невнятно.Падение качества в силу падения технической культуры или экономии налицо.И детали М-14 гораздо солиднее ранней М-16.
 3.6.83.6.8
RU Серокой #17.10.2010 19:45  @Alex 129#08.10.2010 13:26
+
+1
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
A.1.> орошо были видны колонны этой конструкции у навеса на перроне

Музей на Варшавском - телеграфный столб. Нашёл у себя фото 2003 года. )
Прикреплённые файлы:
 
Больше не раскалятся ваши колосники. Мамонты пятилеток сбили свои клыки. ©  
RU Alex 129 #17.10.2010 19:48  @Серокой#17.10.2010 19:45
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Серокой> Музей на Варшавском - телеграфный столб. Нашёл у себя фото 2003 года. )

Да, похоже. Спасибо :) .
Всему есть своя причина  8.08.0
RU Alex 129 #18.10.2010 21:00  @Alex 129#17.10.2010 19:48
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Развлечемся картинками ;)
В общем не такое уж старое издание («Гнутые профили проката», под ред. Тришевского, 1967 год) – но техника в нем рассматриваемая - фактически уже раритетная, тем более в сети попадаются ссылки только на более поздние издания данного справочника 80-х гг.


Любителям ж.д. транспорта:









Что за электровоз кстати?















"На полагающуюся мне премию я, по совету друзей, решил приобрести автомашину Москвич. Новая модель!!!"(с) :)




РАФик:



Всему есть своя причина  8.08.0
US Машинист #19.10.2010 00:02  @Alex 129#18.10.2010 21:00
+
-
edit
 
Сосканировать сейчас уже не получится, но как-то на глаза мне попалась интересная книга по спасательным работам в шахтах. Книга, вроде бы, английская, где-то 1920-х годов. Больше всего мне оттуда запомнился метод измерения концентрации СО в шахтах: берут мышь, дают ей подышать воздухом, топят в воде, поднимают на поверхность, берут у неё кровь и путём сложных химических реакций определяют уровень СО в крови.
Да, ещё запомнилось, что как перую помощь при отравлении СО (или при электротравме, уже не помню) нужно давать пострадавшим пить кофе, но только не латте :D
 3.6.103.6.10
RU Серокой #19.10.2010 11:00  @Alex 129#18.10.2010 21:00
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
A.1.> Что за электровоз кстати?
ВЛ8, ещё с первой мордой.

ЗЫ. Плохо видно, на шильдике спереди написано таки ТЭВЗ, а не НЭВЗ?
Больше не раскалятся ваши колосники. Мамонты пятилеток сбили свои клыки. ©  
Это сообщение редактировалось 19.10.2010 в 11:06
RU Серокой #19.10.2010 11:12  @Машинист#19.10.2010 00:02
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
Машинист> измерения концентрации СО в шахтах

Читал, что просто канарейку брали в клетке.
Больше не раскалятся ваши колосники. Мамонты пятилеток сбили свои клыки. ©  
RU Alex 129 #19.10.2010 11:56  @Серокой#19.10.2010 11:00
+
-
edit
 

Alex 129

координатор
★★★★★
Серокой> на шильдике спереди написано таки ТЭВЗ, а не НЭВЗ?

ТЭВЗ
Всему есть своя причина  8.08.0
RU Серокой #19.10.2010 12:07  @Alex 129#19.10.2010 11:56
+
-
edit
 

Серокой

координатор
★★★★
A.1.> ТЭВЗ

Ну значит вот такой вот:

Последних годов выпуска, на самом деле. С Новочеркасска передали в Тбилиси. А морда всё равно старая.
Больше не раскалятся ваши колосники. Мамонты пятилеток сбили свои клыки. ©  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru