Реклама Google — средство выживания форумов :)
Kestrel, 30.12.2003 10:27:37:Инженер-капитан 1 ранга И. Морозов:
- Я присутствовал при демонтаже в первом отсеке. Снимали злополучную гидравлическую машинку (она открывала и закрывала клапан вентиляции балластной цистерны N 2 правого борта). И тут обнаружилось, что в штуцере гидравлической машинки вместо штатной уплотнительной прокладки из красной меди стоит шайбочка, грубо вырезанная ножницами или ножом из паронита. Со временем уплотняющее поле раскисло и прорвалось при очередном скачке давления. А давление в системе нешуточное - перепады от 5 до 100 кг/см. Чья-то рука поменяла прокладки во время докового ремонта корабля.
Из нее вытачивали всевозможные поделки. Из той же прокладки, снятой из гидравлической машинки с К-3, кто-то сделал колечко для своей подружки. Быть может, оно и сейчас валяется в чьей-нибудь семейной шкатулке среди старых пуговиц, значков и прочей дребедени. Потускневшее медное колечко ценой в тридцать девять жизней...
Оно конечно про потускневшее колечко в шкатулке очень трогательно - так сказать журналисткая находка
Только вот сказочник этот капитан 1 ранга И. Морозов (если он на самом деле это говорил), ибо если он еще и инженер, то он должен знать, что паронитовая прокладка давление в 100 атм не выдержит - при первом же повышении давлении в гидросистеме (еще при выходе из дока) ее сразу бы пробило.
[бывший:],30.12.2003 15:01:47Kestrel - отдельное поздравление с Н.Г.
Хотя на флоте все бывает , даже небывалое.
Kestrel, 30.12.2003 14:09:56:Ну уж так и сказочник ? Паронит марки ПМБ-1, например, выдерживает предельное давление в масляных средах до 16 МПа. В атмосферы сами переведёте ? Но в принципе - это и произошло, какое-то время держала, обжатая железом, а потом пробило. Что вас не устраивает ?
"гладкие" с давлением рабочей среды не более 2,5 МПа (25 кгс\см. кв.).
Паронит маслобензостойкий (ПМБ-1) ГОСТ 481-80
Рабочие среды:
Тяжелые и легкие нефтепродукты, масляные фракции:
* Предельное давление: 16,0 МПа
* Предельная температура: 40 - +250°С
Жидкость ВПС:
* Предельное давление: 16,0 МПа
* Предельная температура: 40 - +100°С
Морская вода:
* Предельное давление: 10,0 МПа
* Предельная температура: 2 - +50°С
Хладоны 12, 22, 114В-2:
* Предельное давление: 2,5 МПа
* Предельная температура: 50 - +150°С
Основные характеристики:
* Сжимаемость при давлении 35 МПа: 2-15%
* Восстанавливаемость после снятия давления 35 МПа: 40%
* Условная прочность при разрыве в поперечном направлении, не менее: 20,0 МПа
* Плотность: 1,5-2,0 г/см3
* Габариты: Толщина 0,4-4,0 мм.
* Срок хранения: 2 года со дня изготовления.
Kestrel, 30.12.2003 16:49:20 :* Предельное давление: 16,0 МПа
Да и дело опять же не в пароните, а в форме соединения, которое прокладка уплотняет.
По результатам расследования, проведенного командованием СФ наиболее вероятной причиной пожара посчитали воспламенение взрывоопасной концентрации паров масла из систем гидравлики, действия экипажа были признаны правильными, экипаж представлен к государственным наградам, в том числе семь человек - к званию Героя Советского Союза ( 4 - посмертно ).
В 01 час 52 минуты в центральном посту раздался вызов. Командир, страдая от бессонницы, играл со штурманом в шахматы, ни механик, ни вахтенный офицер также не обратили внимание, откуда поступил сигнал. Стоявший вахту старпом начал опрашивать отсеки, когда из второго в центральный выскочили замполит и механик, через открытый люк было видно, как по отсеку мечутся люди в горящей одежде. Ценральный отсек быстро загазовало( кислорода - 10%, углекислого газа - 10% ), личный состав включился в ИДА, однако впоследствии личный состав пришлось эвакуировать.Командир БЧ-3 Каморкин и командир 2-го отсека Маляр загерметизировали аварийные отсеки изнутри, предотвратив дальнейшее распространение пожара. Вследствии стремительного распространения огня и обильного выделения газов, личный состав 1 и 2-го отсеков включиться в ИДА не успел, люди вышли из строя в считанные минуты, не организовав борьбу за живучесть. Пожар ликвилировали герметизацией отсеков в течении 4 суток, однако очаги тления сохранялись ещё несколько дней из-за травления в отсеки воздуха через разуплотнившуюся систему ВВД. В носовых отсеках заживо сгорели 39 человек, лодка самостоятельно дошла до базы.
По результатам расследования, проведенного командованием СФ наиболее вероятной причиной пожара посчитали воспламенение взрывоопасной концентрации паров масла из систем гидравлики, действия экипажа были признаны правильными, экипаж представлен к государственным наградам, в том числе семь человек - к званию Героя Советского Союза ( 4 - посмертно ).
В 01 час 52 минуты в центральном посту раздался вызов. Командир, страдая от бессонницы, играл со штурманом в шахматы, ни механик, ни вахтенный офицер также не обратили внимание, откуда поступил сигнал.
Интересно, каким образом могли попасть пары гидравлики в воздух ? Кроме как как травленем откуда-либо ? Например, из неисправной машинки ?
3. ...прорыв гидросистемы >произошел бы при первом же включении еще в пределах >заводской акватории, а никак не через 80 дней похода.
В жизни иногда случаются столь странные вещи…
4.Тут вы не правы – на первом поколении – это «веретёнка». Причём, выражаясь языком современных ГОСТ-ов (17479.3–85) это масло по своим характеристикам будет ближе не к АУ ака МГ-22-А, а скорее к АУП ака МГ-22-Б, которое и предназначена для работы в условиях влажной среды. А там температура вспышки ~ 140 С, если мне, не изменяет память.
5. Тем не менее – я надеюсь, что вы не будете отрицать возможность возгорания паров масла – от КЗ ? (это могла быть в конце-концов и не лампа, а любое КЗ, которые не редкость). >Вы обратили внимание на фразу: "корпус вентиля кислородного >баллончика разрезало пополам"?
По поводу того, что это был за «баллончик» - неясно, что вообще за «баллочник» имеется ввиду. Кстати, это мог быть и не баллончик (вовсе ( как пишет Черкашин), а банка с регенерацией – вот тогда как раз и рвануло бы….
6. Видите ли, в силу определённой специфики – подходить к технике безопасности на ПЛ, так, как подходят в промышленности – невозможно. Хотя бы в силу ограниченности внутренних объёмов отсеков. Поэтому не удивляйтесь соседству таких вещей, которые, если увидит ваш пожарник на предприятии – его просто кондратий обнимет
7. Итоги – пожар паров гидравлики, причина – вопрос сложный. В своё время бродила ещё некая «версия» о закурившем в торпедном отсеке вахтенном, но она, на мой взгляд, не выдерживает никакой критики.
8. .P.S. Автор в оправдание своей "мурзилкиной" версии об >украденной прокладке намеренно экстраполирует нынешние >проблемы с цвет. металлами на 60-е годы.
Ну почему же экстраполирует ? Вы хотите сказать – сейчас эта проблема меньше ?
9. (имею в личном пользовании самогонный аппарат из >мельхиоровых трубок и мангал из нержавейки родом из начала >80х годов ).
Так-так… Расхищали государственную собственность ?
ED, 01.01.2004 15:16:08:В середине 80-х работал на оборонном заводе. Однажды заказал в инструментальном цехе деталь из толстого нержавеющего листа. Изготовили последовательно: из дюраля, бронзы, обычной стали. Только с четвёртого раза сделали как надо. Каждый раз нержавейка «испарялась». Медь, правда, не тырили.
За полчаса по подъема на лодке сыграли "Боевую тревогу", по громкой связи объявили: "Пожар в 9-м отсеке". Возгорание произошло в результате попадания на разогретую поверхность фильтра масла из утратившего герметичность трубопровода высокого давления управления гидравликой. Возникший факел пережег проходившие рядом силовые кабели и трубопровод воздуха высокого давления, что привело к стремительному возникновению объемного пожара. Из прожженного трубопровода в горящий отсек поступал воздух из кормовых баллонов ВВД, в результате создалось избыточное давление, приведшее к распространению загазованности в 8-й отсек. Личный состав, не занятый в борьбе за живучесть был эвакуирован.
Kestrel, 07.01.2004 00:37:45:1. Показательная оговорка: "причиной пожара >посчитали....воспламенение ....паров масла" - именно >посчитали .
2. Ну как вам сказать… Была несколько позже вторая комиссия – из Москвы. Работала свою версию, с пожаром из-за курившего в первом отсеке матроса. Вам эта версия больше нравится ? Вы можете представить себе матроса, курящего в торпедном отсеке ? Я таких не видел.
3. Так-так-так… Госсобственость расхищали, результаты расследований "корректировали" Оччень интересно
4.Видите, ли.. На текущий момент, как вы не можете однозначно опровергнуть данную версию, так и я не могу однозначно её подтвердить (впрочем, и не имел такой цели). Поэтому оставим домыслы.
5. А вы в курсе, что когда расследовали гибель Б-37, одна из версий была, что в торпедном отсеке (с загруженным боезапасом !!!) проводили работы с применением автогена. Вы себе можете такое представить ? Я – с трудом.
1. Дело в том, что в подобных документах случайных слов не бывает: если бы были вещественные доказательства (дефектное оборудование, записи в документах, данные средств обьективного контроля и пр.)-на это прямо бы указали, а если нет-то строятся правдоподобные версии с применением слов типа "комиссия посчитала...", "высока вероятность того ...", "вероятный ход событий ..." и т.п.
2. и 5. Ну окурок в отсеке после пожара вы не найдете
Курящих прямо в отсеке ПЛ матросов я думаю не видели многие (в силу интимности данного процесса ).
Зато я видел двух молодых бойцов, стоящих на стартовой позиции под ракетой за пару минут до пуска, и с интересом смотрящих ей в сопла двигателей - верите?
3. По поводу "коррекции расследований"- таковая делается тем или иным образом во всех случаях
Принятая общественностью мода все валить на адмиралов (генералов, президентов и пр.) психологически понятна, только все забывают, что гайки и штурвалы крутят не они.
Конечно ни я, ни Вы, (ни автор статьи кстати) на основе имеющихся фактов не можем достоверно определить причины аварии- но мы хоть громогласно-разоблачительных статей не пишем, в отличии от претендующего на роль оракула г. Черкашина.
Kestrel, 08.01.2004 14:28:48:Тем не менее, гидравлика горит и горит хорошо, и причиной пожара быть может ( и была в ряде случаев).
А Черкашин скорее "товарищ" а не "господин"
А кто бы возражал что гидравлика может гореть. При определенных условиях и сталь может гореть (не от окурка правда ).