Предлагаю здесь только про командиров подлодок, отделить от ветки "командиры кораблей".
Для примера один из достойнейших и незаслуженно забытых.
...
Михаил Александрович Китицын (17.09.1885 — 22.08.1960), выдающийся русский подводник, родился в 1885 году в Чернигове. В 1902 поступил в Морской кадетский корпус. В 1905 окончил Морской корпус, произведен в мичманы и направлен на Балтийский флот. Владел французским языком. После русско-японской войны служил на транспорте «Бакан». В 1909 окончил офицерский класс Подводного плавания. В 1910–1913 командир подводной лодки «Судак» на Черном море. В 1914 числился на старшем курсе Николаевской морской академии. В годы 1-й мировой войны командовал подводной лодкой «Тюлень» Черноморского флота, капитан 2 ранга. 16.09.1916 в подводном положении вступил в бой с вооруженным проходом «Родосто», захватил его и привел в Севастополь. Высочайшим приказом по Морскому ведомству от 03.08.1916 награжден Георгиевским оружием, приказом от 01.10.1916 награжден орденом Св. Георгия 4 ст. Сдав подводную лодку «Тюлень» новому командиру 02.09.1917, уехал в Петроград на должность начальника Отдельных гардемаринских курсов. С 10.1917 капитан 1-го ранга.
В октябре 1917 М.А. Китицын убыл во Владивосток руководителем морской практики. С осени 1918 начальник Морского училища во Владивостоке, в 1920 командуя отрядом судов (крейсер «Орел», транспорт «Якут» и ледокол «Байкал»), ушел с гардемаринами училища и 500 чинами флота с членами их семейств из Владивостока. 09.11.1920 на транспорте «Якут» пришел в Севастополь. В марте 1921 прибыл с Русской эскадрой в Бизерту (Тунис), где из Владивостокского и Севастопольского Морских училищ был создан Морской корпус, в котором М.А. Китицын стал начальником строевой части. В марте 1922 34 старших гардемарина владивостокской роты были произведены в корабельные гардемарины. После этого события, в августе 1922 М.А. Китицын уехал в США.
В Нью-Йорке Михаил Александрович Китицын работал таксистом, затем, получив американское гражданство, поступил инженером на городскую службу, строил нью-йоркскую подземку, в том числе туннель под Гудзоном. В годы Второй мировой войны служил в американских ВМС, позже вновь работал инженером в штатах Айдахо и Вашингтон. Михаил Александрович Китицын стал основателем и первым председателем (1923–1926) Общества офицеров Российского императорского флота в США. Автор воспоминаний «На подводной лодке «Тюлень». Умер в 1960 году в своем доме во Флориде.
Михаил Александрович Китицын — кавалер всех русских орденов с мечами.
Награжден золотым Георгиевским оружием.
Многие выпускники Владивостокского морского училища также оказались в Америке. Некоторые из них стали довольно известными инженерами и конструкторами, причем, что интересно, в аэрокосмической области. Несколько бывших гардемаринов работали у Игоря Ивановича Сикорского — наиболее известен из них Александр Никольский, входивший в группу по созданию вертолетов и ставший крупнейшим специалистом в США по вертолетостроению. Но больше всех из владивостокских гардемаринов прославился Константин Захарченко, который работал главным инженером US Naval Ordnance, заведовал расчетом, конструкцией и испытаниями управляемых ракет. Его имя занесено в книгу Who`s Who.
Источник: Гос. архив Севастополя (
http://www.gosarhiv.sevastopol.iuf.net),
Сетевое периодическое издание Ежедневные Новости Владивостока (27.02.2004),
410 Gone
...
Взято от сюда:
Мемуары первых русских подводников — Из бездны вод - Китицын М.А. - Разведка из-под воды