О том, что по Петроградскому проспекту (с 1961 года – проспект Ломоносова) то ли перед войной, то ли во время войны, были проложены рельсы и по ним ходили товарные поезда, перевозившие грузы с Экономии на Смольный Буян, в городе помнят многие, но документы лежат где-то в архивах, а воспоминания у всех разные. Например, художнику Геннадию Семакову 1926 г. р. помнится, что поезда по Петроградскому проспекту ходили во время войны, он на эту тему даже картину написал.
«Одна из последних работ Геннадия Семакова – «Архангельск. Осень 1941 года» возвращает зрителя в годы войны. На картине изображен исторический факт военного Архангельска: на перекрестке улицы Поморской и Петроградского проспекта (ныне – Ломоносова) отряд молодых солдат. По проспекту идет железная дорога, которая специально была проложена по городским улицам от Экономии до Смольного Буяна для перевозки стратегических грузов приходящих в порт северных конвоев».
Из статьи Ольги Зайцевой «Предназначение художника» («Правда Севера», 4 июня 2014 г.).
Сетевое издание «Правда Севера» (свид-во ЭЛ № ФС 77 - 66065 от 10.06.2016).
Учредитель – ООО «Агентство «Правда Севера»
163000, г. Архангельск, Троицкий пр-т, д. 52, оф. 1308 (8182) 63-97-18, 63-97-19, 63-97-20; portal@pravdasevera.ru
Коммерческий отдел: (8182) 65-63-26, 63-97-21.
Все права защищены. Использование материалов допускается только с разрешения правообладателя.
Возрастная категория 16+.
Архив газеты Мобильная версия
Сделано в Бизнес-медиа Работает на FEED
// pravdasevera.ru
Георгий Мищенко 1933 г. р. в книге «Мое созвездие» (Архангельск, 2014, тираж 100 экз.) пишет, что в конце тридцатых годов он жил в доме № 201 по Петроградскому проспекту, практически напротив тюрьмы. Хозяином дома был фотограф Альвиан Поплавский.
«В 1939 г. на Петроградском проспекте по нечетной стороне, как раз там, где мы жили, зимой стали разгребать снег, прокладывать шпалы, а к ним прикреплять рельсы. Эта трасса проходила от улицы Выучейского до улицы Суворова, а дальше в обе стороны продолжение было по уже существующей трамвайной линии. В эти годы трамваи ходили от Выучейского до Суворова. Там были сделаны треугольники для разворота трамваев.
На южной окраине города поезда ходили по трамвайной линии до лесозавода № 2, затем по намороженному на реке льду, а летом вагоны перевозили по льду на баржах.
На северной стороне трасса проходила от улицы Комсомольской в сторону областной больницы и далее через деревянный мост, проложенный через остров Шилов на так называемый до сих пор Сульфат. В первую зиму товарные поезда ходили медленно, т. к. шпалы непрочно лежали на снегу (на льду), летом их положили на оттаявшую землю, как следует укрепили рельсы, и поезда пошли с более высокой скоростью. От такого соседства наш дом ходил ходуном и стал разваливаться.
Это было в финскую войну, а к 1941 году за городом проложили железнодорожную трассу и поезда по городу ходить перестали. Долгое время эта насыпь железной дороги уходила в болото, а в конце 60-х годов полотно дороги восстановили и проложили по ней автомобильную трассу, которую теперь называют “Объездная дорога”».
Так что, если Мищенко прав, осенью 1941 года рельсы на Петроградском проспекте уже были сняты, и поезда там не ходили.
В альбоме "Архангельск: век минувший" (2009 г.) даже нашелся снимок, сделанный в 1940 году на Петроградском проспекте во время прокладки железной дороги, о которой идет речь.