Привет всем от бывшего aleks, не сумевшего пролезть под старым ником. Мой бзик все тот же. Просьба ко всем активнее критиковать. Заранее благодарен. Буду отвечать на критику каждый третий день.КОНЦЕПЦИЯ ЛЕГКОГО АНТИПАРТИЗАНСКОГО САМОЛЕТА
По мнению большинства экспертов, в XXI веке большая часть конфликтов будут иметь локальный характер, и вестись против небольших партизанских групп (в заключительной и наиболее длительной части). Борьба с ними является головной болью военачальников всех армий всех времен.
В связи с высокой опасностью партизанских групп боевиков проблема их уничтожения всегда была актуальной, и ее можно разделить на три части:
-обнаружение группы;
-собственно уничтожение; -привлечение при всем при этом минимального количества средств и ресурсов.
Как показала ситуация в Чечне, Ираке, и Афганистане, боевая авиация использовалась примерно один месяц в период активных действий (захвата территорий). В течение гораздо более длительного вялотекущего периода борьбы с мелкими партизанскими группами БОЕВАЯ АВИАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКИ БЕЗДЕЙСТВОВАЛА, изредка ходили только на сопровождение и патрулирование (работала только транспортная и санитарная, а в последнее время введены серьезные ограничения на их полеты из-за угрозы обстрела из ПЗРК) по причине избыточной мощности и высокой стоимости эксплуатации. На мой взгляд, причина в том, что оборонительные задачи пытались решать оружием, предназначенным для наступательных задач. На войне одним из способов повысить шансы стать победителем – иметь максимальное разнообразие средств и способов ведения войны. В структуре ВВС существует огромный перекос в сторону наступательных видов вооружений. Захватить всегда проще, чем удержать. А удерживать приходится и свои территории, Чечню, например.
В учреждении, известном как «Department of Defense», так же, как и в нашем МО РФ, есть множество «attack aircrafts», «attack helicopters», но нет ни одного «defense aircraft» (за исключением частей «air defense», не имеющих отношения к наземным операциям). В арсенале армий не оказалось целого класса оборонительных типов самолетов, хотя проблема была наболевшей давно. Тенденция развития современной авиации поля боя привела к тому, что самолет (вертолет) способны обнаружить и пробить практически любую броню, обнаружить и уничтожить любое заглубленное укрытие или даже город, но поиск и уничтожение небольшой диверсионной группы – задача для них непосильная. Они больше приспособлены на уничтожение частей и достаточно крупных подразделений, а также техники, и лучше всего в виде колонны (группы). В русском языке есть очень точное выражение для такого случая: «стрелять из пушки по воробьям», в английском - близкое по смыслу: «колоть орехи кувалдой». Инструмент исполнения должен соответствовать выполняемой задаче. Высокая ударная мощь в антипартизанской войне не является необязательной, на первый план выходит фактор постоянного контроля охраняемой территории, высокая устойчивость к ПЗРК, рутинный круглосуточный поиск из недели в неделю, из месяца в месяц, и быстрое уничтожение обнаруженной группы.
Анализируя современные военные конфликты и переводя в простой и понятный язык, процесс видится так: крупные части и соединения противника перемалываются и мелко шинкуются боевой авиацией. Мелкие ломтики разных размеров, оставшиеся после этого, начинают расползаться в разные стороны, и их плотность на единицу площади снижается. Когда эта плотность достигает некоего определенного значения (отличного для каждого вида местности), у авиации возникают трудности с обнаружением мелких групп, и даже после обнаружения они рассредоточиваются, их уничтожение превращается в погоню за каждым отдельным членом группы. К сожалению, высокая рабочая скорость боевых самолетов в антипартизанских акциях играет не положительную, а отрицательную роль. Чем выше скорость, тем труднее обнаружить группу, особенно визуально, т.к. практически на всех самолетах отсутствуют необходимые технические средства (кроме разведывательных, не способных самостоятельно уничтожать такие группы.)
Современные ударные самолеты с точки зрения экономики применимы в относительно краткосрочной войне наступательного характера, когда можно с большой вероятностью планировать количество и продолжительность вылетов, и заранее, в течение нескольких лет созданы мобилизационные запасы, в т.ч. топлива, которые имеют определенный разумный предел, и в основном расходуются в начальный период войны. В длительной войне партизанского типа приходится или ограничивать количество вылетов на патрулирование, или нести большие расходы, прежде всего на горючее, из текущего бюджета. Борьба с партизанами требует очень быстрого и точного реагирования, которого нельзя достичь, действуя из положения «дежурство на аэродроме», когда авиационная поддержка чаще всего опаздывает (огневой контакт носит обычно кратковременный характер). А еще лучше действовать на опережение, уничтожая базы и группы на марше. Для этого САМОЛЕТ ДОЛЖЕН НЕСТИ ДЕЖУРСТВО В ВОЗДУХЕ. Но даже самая богатая страна, как США, не смогут это себе позволить по экономическим причинам, имея на вооружении только существующие («attack» - атакующие, ударные) самолеты, не говоря уже о странах «третьего мира», имеющих подобные проблемы (обычно это конфликты с сепаратистами или националистами). Высокие скорости и отсутствие технических средств обнаружения небольших групп людей не способствуют высокой эффективности боевого применения существующих штурмовых и ударных самолетов в партизанской войне. Обнаружение партизанских групп происходит обычно при патрулировании, и на одно обнаружение, даже при наличии специальной поисковой аппаратуры, может быть потрачено десятки часов налета, десятки тысяч тонно-километров перевозки боекомплекта. Если этого мало, сюда можно прибавить не меньшее количество тонно-километров на перевозку топлива, необходимого для перевозки массы планера самолета, необходимой для перевозки боеприпасов и топлива, моторесурс дорогих реактивных двигателей. Отсюда, стоимость доставки авиационных боеприпасов может быть сравнима с доставкой их при помощи МБР.
До сих пор в авиации не существовало специализированных самолетов для уничтожения мелких (при работе в автономном режиме) партизанских групп, хотя попытки создания таких самолетов были. Дешевые самолеты были неэффективны и имели низкую боевую живучесть. При удорожании (утяжелении) они не всегда были по карману нуждающимся в этих самолетах, так как помимо повышения закупочной стоимости дорожала их эксплуатация.
Если рассматривать самодостаточные самолеты, то при условии постоянного дежурства в воздухе мощный и эффективный самолет разорит само государство, а слабовооруженный и слабооснащенный не сможет быть эффективным. У самодостаточных самолетов середины не существует, что подтверждается практикой. Выход в создании высокоэффективного антипартизанского самолета может быть только в комбинации относительно слабой собственной ударной мощи, достаточной для уничтожения отдельных мелких групп с возможностью быстрого наращивания мощности за счет оперативного взаимодействия с артиллерией и ударной авиацией для работы по крупным формированиям, применением мощных высокоточных боеприпасов с целеуказанием от данного самолета для внезапного, кратковременного, точного и сильного огневого налета ввиду малых размеров партизанских групп и возможности их быстрого рассредоточения.
Предлагаю концепцию создания самолета, наиболее эффективно сочетающего все требования к данному предназначению. Продажная стоимость ориентировочно порядка 2.000.000-3.000.000 $ (из-за высокого насыщения БРЭО). Прямых аналогов не существует, но ближайшими являются А-22 «Piranha» (серийный), МАИ-217Б (опытный), СМ-92П (боевой вариант), вооруженный вариант ДПЛА RQ-1 Predator, РУК в составе ДПЛА «Пчела-1»+РСЗО «Смерч» («Град», САУ «Мста-С», «Нона») более легкие самолеты QM-1, QM-2, Baruder, Ostin Hawk, Rattler. Более тяжелые антипартизанские самолеты (штурмовики) производства в основном стран Южной Америки являются по существу усовершенствованными машинами времен Второй Мировой войны (упрощенные варианты ударных самолетов). Данные легкие и сверхлегкие ЛА в подавляющем большинстве не были приняты на вооружение или выпускались небольшими сериями, так как инструмент ведения войны не соответствовали поставленным на испытаниях задачам.
На мой взгляд, самолет, подобный этому, можно сделать гораздо более эффективным. Его отличие должно заключаться во внезапности воздействия из-за практической невидимости и неслышимости, а также постоянства патрулирования, что позволит значительно поднять эффективность. Другим отличием является наличие аппаратуры пеленгации для определения координат работающих радиостанций в системе ГЛОНАСС/NAVSTAR (далее GPS), что позволит значительно сократить взаимодействие между партизанскими группами, и система определения координат любой визуально видимой точки местности в системе GPS для взаимодействия с артиллерией, оснащенной снарядами с коррекцией траектории по данным GPS и управляемым оружием с лазерным наведением, что позволит компенсировать относительно низкую огневую мощь, которая является оборотной стороной низкой стоимости эксплуатации. Основное предназначение моего самолета – круглосуточный ПОСТОЯННЫЙ (благодаря низкой стоимости одного часа эксплуатации, но с ограничениями по метеоусловиям) жесткий мониторинг контрольной территории. Самолет даже при обнаружении должен стать привычной скучной деталью пейзажа партизанских территорий, и тогда психологический порог восприятия его как опасности в любом случае будет понижаться.
Радиус до 90 км (при взаимодействии с РСЗО «Смерч») при совместной работе с артиллерией, имеющей на вооружении снаряды семейства «Краснополь» (есть положительный опыт применения против небольших групп боевиков, подсветка осуществлялась спецназом) и РСЗО с перспективными УР с лазерным наведением, перспективные боеприпасы с коррекцией от приемника GPS (максимальная планируемая дальность стрельбы 155мм перспективным снарядом разработки США ХМ982 80км, достигнутая пока 45 км (по данным на конец 2000 года), массовое принятие на вооружение которого планируется на 2004 год, аналогичные образцы разрабатываются в Англии, Швеции, Франции, Германии), и более 90(80) км в автономном режиме. Самолет обнаруживает партизанские формирования, и в состоянии самостоятельно уничтожать небольшие группы. Также с его помощью возможна борьба с браконьерами, наркокурьерами, морскими пиратами в ЮВА, и нарушителями границ, поэтому он может найти применение кроме армии и в других силовых структурах, в первую очередь в странах «третьего мира».
Преимущество самолета-целеуказателя состоит еще в том, что его летчик сразу наблюдает результаты атаки, маневры целей, и быстро корректирует следующий огневой удар. Обычный самолет после выхода из атаки не видит цели до следующего захода, за это время место цели и ее параметры могут значительно измениться.
При ведении автономных действий самолетом примем за основу, что партизанские действия ведутся в основном мелкими, до 15 человек, группами (например, известный на Кавказе террорист (ныне покойный) Хаттаб рекомендовал иметь в маршевых группах по 8-11 человек (
404 - Ошибка: 404 , «Солдат удачи» № 9-10-2003г.), между которыми расстояние на марше 5-7 м. Ныне в Чечне действуют группами по 5 человек (
Рамблер-Новости. По сообщениям информационных агентств, в Ираке партизаны чаще действуют группами по 6-8 человек, в Израиле по 2-3 человека.
Мелкие группы на марше чрезвычайно уязвимы для внезапной воздушной атаки, т.к. являются практически точечными целями, или небольшими линейными. Для их уничтожения не требуется много боеприпасов, если атака внезапна, и средства поражения легли с высокой точностью. Обычно высокая боевая нагрузка самолета не гарантирует эффективного ее применения в партизанской войне, т.к. при обнаружении самолета группой она будет прятаться (рассредоточиваться), и даже при обнаружении ее штурмовиком ему придется отрабатывать уже по РАССРЕДОТОЧЕННО-ПЛОЩАДНОЙ цели вместо ТОЧЕЧНОЙ (ЛИНЕЙНОЙ), а мощность боеприпаса убывает пропорционально кубу расстояния от точки падения, что резко уменьшает эффективность применяемых боеприпасов. Поэтому предлагаю концепцию самолета, отвечающему принципу «воздушной засады». Такому самолету не нужны рекордные характеристики.
Алгоритм взаимодействия обычного штурмовика и противника выглядит так:
УСЛЫШАЛИ-УВИДЕЛИ--------------------СПРЯТАЛИСЬ-(НАЧАЛИ СТРЕЛЬБУ)
ПРИЧИНЫ СЛЕДСТВИЯ
Если устранить причины, то не будет и следствий. Здесь увязаны возможность обнаружения групп и эффективность применения средств поражения.
Начнем со слышимости.
На самолете необходимо иметь два достаточно слабых двигателя, чтобы при отказе одного из них мог лететь на другом двигателе в горизонтальном полете без подвесок на высоте около 2000 метров над уровнем моря. Двигатели поршневые, они экономичнее и тише, особенно если будут с водяным охлаждением, высокоэффективными глушителями и мотогондолы с повышенной звукоизоляцией, а также малошумные винты, пусть и в ущерб тяге. По данным с.н.с. ГосНИЦ ЦАГИ Е.П.Визеля и к.т.н., чл.-корр. РАЕН Е.Г.Кошелева, возможно достижение уровня акустической нагрузки, при которой самолет не будет обращать на себя внимание, находясь на расстоянии 1000 м (
500 Internal Server Error ). В свое время глушители ставили на самолет По-2ЛНБ (легкий ночной бомбардировщик), По-2НАК (ночной артиллерийский корректировщик), и совсем недавно на мотодельтапланы для спецназа («Солдат удачи» № 9-2001г., стр. 34-35) с хорошими результатами. Кстати, тот же самый простейший По-2 был настолько эффективен в период Второй Мировой войны, что позже также успешно использовался и в Корее (имел несколько модификаций, максимальный взлетный вес порядка 1000 кг, поршневой двигатель 100 л.с. для основных модификаций, были и более мощные двигатели, разнился и взлетный вес, известны случаи подвески 1-ой 500кг бомбы).
Это пойдет в ухудшение всем характеристикам самолета, кроме двух: внезапности и точности ударов. Простой пример: одной пулей можно убить нескольких человек, но не каждый вылет штурмовика с использованием всего боекомплекта гарантирует, что будет убит хоть один боевик