Оффтопик весьма интересный, и если он продолжится больше двух постингов, мы его перенесем отдельно
Но в целом я бы сказал так. Есть уйма параметров, по которым можно сравнивать самолеты, их семейства, сами конструкторские школы... Причем параметры эти зачастую конфликтующие. ("Этот самолет тяжелее! — Зато по нему в кирзачах разгуливать можно!"
) Отдельные параметры сравнить легко, но все вместе... Да и то: тут вот уже 9 страниц перетирают буквально 3-4 параметра, а ведь их десятки и сотни
Поэтому комплексное сравнение всегда в той или иной мере субъективно. Даже у профессионалов могут быть разные мнения. Обычный прием в таких случаях: экспертная оценка. То есть то же субъективное мнение, просто уважаемого человека (точнее, нескольких), уже зарекомендовавшего себя в оценке.
Иногда такие оценки в большой степени интуитивны. То есть и не сразу объяснишь, почему
так. Если спросят, придется специально формулировать
Один из, возможно, более близких классических примеров (правда, может быть, уже не настолько работающих, но очень показательных еще несколько лет назад): разберите "Макинтош" и "РС" рядом, и вы просто увидите, что такое
нормальное конструирование
К конструкторским школам это относится еще в большей степени. Это, конечно, не ресторанная кухня, но любители разные бывают...
Мне лично из советских школ наибольшее уважение вызывала Суховская и Мясищевская, из гражданских - Антоновская и Ильюшинская. Но если попытаться объяснить, почему - придется писать целый рассказ
Не из-за того, что много и сложно, просто все это неочевидно - лишь иногда можно сходу накидать показательных примеров.
Иногда дело не столько в продуктах, сколько в подходе, даже во внутренней культуре фирмы. Вот у меня под рукой книжка F. Hoblit. Gust Loads on Aircraft. Этот Hoblit - из Lockheed (тогда еще), и в книжке часто встречаются ремарки навроде
"у нас на фирме принято так... а здесь, хотя рекомендации FAA такие-то, мы проводим рассчет по вот таким профилям, потому что..." и т.п. Все это в какой-то мере характеризует школу, но это довольно трудно сходу объяснить. Но даже если вывести какие-нибудь очень обобщенные черты, скажем "эти - консервативны и осторожничают, а эти - смелее рискуют..." - личное предпочтение зачастую останется личным.