A.1.> Например Александр II был активным любителем столоверчения (ака спиритизма). Т.е. царь с ближайшим окружением многократно устраивал в своих дворцах соответствующие сеансы, из гейроп выписывались знаменитые "специалисты" по сабжу и т.п. - о чем существуют многочисленные мемуарные свидетельства людей из ближнего круга царя.
A.1.> Согласись, вызывание духов - странное занятие для православного царя и фактического главы церкви?!
Ну, это само по себе еще не грех. Тогда это было очень модно и еще респектабельно - в качестве ревностного адепта отметился даже Бутлеров. На фоне таких светил науки царю уже и не зазорно
назад в раздел "Спиритизм"
Комбинация статей: Менделееву не удалось выйти на связь с душами умерших. Андрей Моисеенко, Комсомольская Правда, 9 февраля 2009 Менделеев и оккультизм. Э.Г.Раков, "Химия" №21, 2004
Россия переживает период, который временем подъема культуры и образованности, к сожалению, назвать нельзя. В нашей истории такое уже было. Разговор пойдет о спиритизме, который более столетия назад уже овладевал частью российской интеллигенции, хотя и не в такой степени, как оккультизм сегодня.
«Маг. Работаю по сложным проблемам», «Владею всеми кругами волшебства», «Все силы темной и светлой магии», «Высшая магия», «Потомственная ясновидящая», «Хрустальный шар», «Жесткий приворот на крови», «Приворожу без греха», «Варганю удачу, бизнес, любовь», «Колдунья с посвящением», «Коррекция жизни», «Тибетское вуду» – это только часть объявлений на одной странице лишь одной столичной газеты за январь 2004 г.
// Дальше — www.skeptik.net
Первые медиумы сначала объявились в США. Во второй половине XIX века мода на спиритизм распространилась и в Европе. Увлеклись им и жители Российской империи. Первые спиритические сеансы в России были проведены в 1870-х гг. медиумом Юмом.
Среди горячих приверженцев общения с духами оказались и профессора Петербургского университета – химик-органик А.М.Бутлеров (1828–1886), зоолог и писатель Н.П.Вагнер (1829–1907), а также известный тогда писатель и философ А.Н.Аксаков (1832–1903). Они организовали журнал по этой теме, устраивали публичные сеансы. Дошло до того, что российские спириты предложили установить регулярную связь с США с помощью «медиумного телеграфа» – послания должны были передавать духи. Курс спиритизма намеревались ввести и в институтскую программу...
Всеобщее внимание в Санкт-Петербурге в 1874 г. привлекли «опыты» некоего Бредифа. На занавеске, за которой он сидел, во время сеанса в темноте появлялись светящиеся руки его умершей приятельницы. Руки Бредифа связывали – свечение появлялось. Бредифа заставляли держать в руках электроды, подсоединенные к гальванометру, а гальванометр устанавливали на виду у наблюдателей – свечение появлялось. Лишь когда электроды заменили узкими ванночками с электролитом и попросили медиума опустить туда средние пальцы рук (постоянно замыкавшие электрическую цепь), никакой светящейся руки увидеть не удалось. Все это вызвало в научном обществе оживленные споры: является ли Бредиф ловким фокусником или действительно способен сделать нечто необычное.
Именно тогда, 6 мая 1875 г., Д.И.Менделеев на заседании Русского физического общества (РФО) при столичном университете выступил с предложением создать комиссию для изучения «медиумических явлений». Напомню, что общество было образовано в 1872 г. и в 1876 г. слилось с Русским химическим обществом (РХО), образовав Русское физико-химическое общество с двумя отделениями – физическим и химическим.
...
Еще четыре заседания комиссии, в том числе заключительное, девятнадцатое, состоялись с 8 по 21 марта 1876 г., и 13 апреля того же года было объявлено об окончании ее работы. Заключение комиссии, внесенное в протокол заседания Физического общества, гласило: «Спиритические явления происходят от бессознательных движений или бессознательного обмана, а спиритическое учение есть суеверие». Все протоколы заседаний комиссии были оставлены у Менделеева. Заключение комиссии было обнародовано в газете «Голос».
В апреле 1876 г. Менделеев выступил с двумя публичными лекциями о спиритизме (сбор назначался на пособия нуждающимся литераторам и ученым) и в том же году опубликовал за свой счет книгу «Материалы для суждения о спиритизме». В книге было 20 чертежей и рисунков, а на титульном листе содержалась информация для покупателей: «Сумма, которая может быть выручена от продажи этой книги, назначается на устройство большого аэростата и вообще на изучение метеорологических явлений верхних слоев атмосферы».
В тексте книги автор проводит некую параллель: «Как ни далеки кажутся два таких предмета, как спиритизм и метеорология, однако между ними существует некоторая связь, правда отдаленная. “Спиритическое учение есть суеверие”, – как заключала Комиссия, рассматривавшая медиумические явления, – а метеорология борется и еще долго будет бороться с суевериями, господствующими по отношению к погоде».
Правда, Бутлерова до конца его дней ни выводы комиссии, ни мнение Менделеева о спиритизме так и не убедили: в 1889 г. Аксаков опубликовал «Сборник статей А.М.Бутлерова о медиумизме».