А.1.> Между прочим StuG III супостаты сделали из PzIII, который на момент своей разработки задумывался немцами как средней танк. Согласись - странно в этом смысле сравнивать PzIII с Т-26 или БТ-5. [/QUOTE]
israel> тезка, ты прав в большинстве технических вопросов, но иногда тебя заносит.
israel> во-1 тройка создавалась как командирская машина цугфюрера (ротного), а не как средний танк.
israel> во-2 первые тройки по ТТХ весьма близки к БТ
israel> в-3 самое смешное то, что Панцер 3А вообще имел ходовую Кристи
Так-с, приступим
.
Разберемся для начала с тогдашней классификацией танков - открываю очень интересную книжку: Малая Советская энциклопедия 1931 года издания, том VIII, статья "Танк".
Читаю : //
В настоящее время выработаны следующие типы:
1. Быстроходные малые танки или танкетки (1,5-2,5 т), обслуживаемые кажый одним или двумя людьми.
2. Легкие танки весом 7- 8 т, скорость до 68 км (на колесах 110 км).
3. Средние танки весом 16-32 т, скорость до 50 км, вооруженные пушками и пулеметами.
4. Танк прорыва (мощные танки весом до 70 т, скорость до 32 км.
Теперь обратимся к этапам истории создания PzIII - в 1935 году Даймлер-Бенц начал разрабатывать опытную машину под индексом: пушечный танк Vs Kfz 619.
В 1937 году была выпущена (выражаясь современным языком) опытно-промышленная партия из 10 машин (шасси №№60101-60110) получивших наименование Pz III AusfA. То что для них параллельно было придумано название 1/ZW (Zugfubrerswagen - машина командира взвода), так это мало что значит - тот же Pz II первоначально официально назывался Las 100 Landwirtshaftlicher Slepper (сельскохозяйственный тягач), в общем уже по штату 1938 года в каждой танковой роте должен быть взвод Pz III (т.е. целый взвод просто линейных танков, а не как командирских при легких взводах).
То что на формальный взгляд отдельные ТТХ БТ-5 и Ausf A были похожи, то тут ты прав: броня - тут 13, там 15 мм по кругу; пушки 45 и 37 мм; 2 и 3 пулемета, и подвеска у обоих на спиральных пружинах.
А вот по весу разница: БТ-5 - 11,5 т, а у немца 15,4 т.
И все почему: при почти равных длинах корпуса у бэтэшки ширина 2230 мм, у Pz III - 2810 мм - что ко всему прочему позволило у трешки изначально заложить погон башни такого размера, который был явно избыточен для первоначальной 37 мм пушки.
И особенно интересно, что стало с трешкой дальше:
В том же 1937 году была изготовлена следующая опытная партия из 15 машин Pz III Ausf B (шасси №№60201-60215) - c новой ходовой: 4 двухкатковые тележки, подвешенные на концах защемленного пакета листовых рессор + новая КПП.
И уже в конце того же 37 года еще одна опытная партия из 15 машин Ausf C (шасси №№60301-60315) - и еще одна опытная конструкция ходовой (то же на рессорах).
С января по июнь 1938 г - следующая опытная партия из 30 машин Ausf D (шасси №№60221-60225, 60316-60340) - еще один вариант ходовой с новыми рессорами, ленивцем и ведущим колесом + новая трансмиссия.
И вот с декабря 38 года развертывается серийное производство Ausf E (шасси №№60401-60496) на предприятиях сразу трех фирм: МАН, Хеншель и Даймлер-Бенц.
Причем эта модификация уже имела торсионную подвеску (и это между прочим не мелочь: когда разрабатывали Т-34М, то оказалось что замена подвески Кристи на торсионы в том же бронекорпусе позволяет увеличить заброневой обьем на 20%!!!). И броня по кругу уже стала 30 мм, а с мая 40 года без проблем поставили 50 мм пушку KwK 38 L/42.
А уже октября 1940 года пошла в серию модификация Ausf H c усиленной броней (лоб: 30+30мм, борт и корма 30 мм, башня лоб:30+13мм, борт башни 30+25мм), и с увеличенной шириной гусеницы: 400 мм вместо 360 мм.
И что интересно: Ausf H с весом 21,5 тонны 300-сильный Майбах таскал с макс. скоростью 40 км/ч - а 13,8 тонный БТ-7 с 400 сильным М-17Т имел скорость на гусеницах всего на 10 км выше!
Вот что значит отработанная и доведенная до ума ходовая и трансмиссия!
А вывод такой: всего за 3 года вроде бы легкий Pz III превратился в полноценный для того времени средний танк с противоснарядным бронированием (45 мм пушка БТ его лоб не брала). А вот его вроде бы собрат по классу БТ-2-/5/-7 за 8 лет своего выпуска так и остался легким танком с противопульной броней (единственное лоб увеличили с 13 до 22 мм), с донельзя перегруженной трансмиссией и ходовой, которые уже не соответствовали его увеличевшемуся весу.
И не политические причины тут виноваты, и не вредители и дураки - что могла наша промышленность на своем тогдашнем уровне развития дать армии, то и дала.
israel> лиш гуманизмом оппонентов можно обьяснить то, что тебя еще не затоптали.
Саш - у многих участников этого форума еще "топталка" не выросла, что бы меня так просто затоптать
.
P.S. И не гуманизм оппонентов - а их махровая (даже не танковая, а просто общетехническая) дилетантщина.
P.S.S. По БТ-42 позже отвечу
.