Только что из Токийского метро. Сейчас будут билеты
[attachmentid=18848]
Верхний - обычный билет на метро (и на поезд такие же). На ощупь плотный, но мягкий - очевидно, бумага припрессована на магнитную пленку (обратная сторона просто черная). Этот самый дешевый - 160 йен (~$1.45). На такой можно проехать 3 или 4 станции - тариф зависит от расстояния, с дискретностью в 2-4 станции (30-50 йен). Причем при покупке билета надо сразу знать цену своей поездки, что несколько озадачивает туристов и малознакомых с местностью. Как правило, на каждой станции есть специальная карта с проставленной стоимостью поездки. В крайнем случае можно спросить у "вахтера" при турникетах; правда, обычно они едва-едва объясняются по-английски. Билеты приобретаются в автоматах; кассы есть только на крупных станциях. Автоматы есть разные, но обычно сначала суешь деньги (любые: и банкноты, и мелочь от 10 йен), в ответ высвечиваются стандартные тарифы в пределах оплаченной суммы, нужно выбрать один из них. Вываливается билет и сдача. Есть и билеты на целый день (710-1000 йен).
Впрочем, если проедешь дальше - ничего страшного. На выходе есть Fare Adjustment Machines, в которых можно доплатить и получить правильный билет.
Нижний билет - Passnet. Действует как "счет" (на 1, 3, 5 тыс. йен), с которого автоматически снимается нужная сумма. Он хоть и больше (размером со стандартную кредитку, только на тонком гибком пластике), но засовывается в те же приемники в турникетах.
[attachmentid=18849]
Кстати, о турникетах. Очень удобные, компактные (высота - по пояс), по конструкции немного напоминают новые московские (с дверцами). Каждый проход состоит из двух идентичных половинок и работает как на вход, так и на выход (как можно было догадаться, пропорциональный тариф требует проверки билета при выходе). Особенно удобен картоприемник: мало того, что он принимает карточки разного размера, так еще и захватывает карточку настолько лихо, что ее можно туда просто уронить на ходу, не заботясь особо о положении. Появляется карточка на дальнем конце турникета (показано красными стрелками), причем так быстро, что кажется, что она туда телепортируется. Все это позволяет пользоваться турникетом на ходу, практически не замедляя шаг.
А вот на выходе карточка "глотается", так что вышеприведенный билет пришлось просто купить и не использовать :huh: Иногда (например, при пересадках, в том числе с поезда на метро) билет проверяется несколько раз и "глотается" только когда маршрут завершен.
Ну и напоследок о самом метро, а то неохота писать отдельно. 12 линий обслуживается двумя операторами - 8 линий Tokyo Metro и 4 - Toei Subway. Линии, как и в Москве, различаются по цвету и имеют свои названия. Кроме того, каждая линия обозначена латинской буквой, а каждая станция - номером. Вот так выглядят табло на стенах тоннелей на станциах:
[attachmentid=18851]
Сеть довольно разветвленная, со множеством пересечений, разобраться в ней посложней, чем в московской (при том что число станций сопостовимо). Пересадочные станции объединяют до пяти линий, а также станции поездов. При этом переходы (и просто подземные выходы со станций) могут тянуться на целый километр. Но все выходы пронумерованы, так что не заблудишься.
Общее впечатление вполне приятное. "Дворцов" нет, но но все очень чисто и опрятно (как и все в Японии). Шума на станциях и в вагонах существено меньше, чем в Москве. (Кстати, замечу в скобках, от московского метро после долгой разлуки впечатления прямо противоположные: грязь и шум. Может, потому, что к остальному давно привык..)
Пока все, а то еще с самолета не спал :wacko: