Еще одной особенностью постиндустриального общества является спрос на всеобщее высшее образование. Естественно, образование не может угнаться за спросом, отсюда быстрый рост вузовского образования при ухудшении его качества. Нельзя сказать, что за последние 20 лет высшее профессиональное образование в России ухудшилось. Хорошего образования, хороших университетов осталось примерно столько же — какие-то сохранили свои позиции, какие-то просели, появились новые лидеры. Однако мы сохранили способность учить очень хорошо примерно 20% выпускников школ, как это и было в эпоху развитого социализма. Но поступает-то в вузы сейчас почти 100% — и, естественно, результатом становится вопиющее снижение среднего качества.
Значит ли это, что необходимо ограничить количество вузов? Уверен, что нет. Если люди хотят получить диплом о высшем образовании, они должны иметь такую возможность.
Другой способ смягчить давление массового спроса на университетское образование — появление прикладного бакалавриата. Он должен давать прикладное профессиональное образование (близкое к профессиональному колледжу), не требующее фундаментальных университетских знаний. Однако обучение должно проводиться в университете и быть частью вузовской программы, что позволит в дальнейшем продолжить образование и получить соответствующий диплом.
Автор — ректор Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, главный редактор журнала «Экономическая политика»
Вузы внушают поступающим, что по окончании открываются колоссальные перспективы: высокие рейтинги, среди выпускников — сплошь миллионеры и госчиновники. И не поспоришь! Вот только чья это заслуга: университета с его «фундаментальным классическим образованием» или все-таки самого человека, поставившего некую цель и достигшего ее?
Причина конфликта университет/работодатель заключается в том, что университет на протяжении почти тысячи лет своего существования как социального института (Салерно/Болонья — первый вуз) был предназначен совершенно для других целей, нежели массовая подготовка менеджеров среднего звена или инженеров-токарей-ударников производства.
Для понимания причины этого конфликта коротко проследим этапы развития университета и попробуем определить контуры образования будущего.
Средневековый университет был предназначен исключительно для воспроизведения такой социальной группы, как богословы. Университет был таким же средневековым цехом, как, например, цех кожевников или стеклодувов. Знание в то время было крайне ограничено, книг мало, каждая была на вес золота. Отсюда и происходит ценность «знания», понимаемого как набор суммы фактов о мире. Раз информации мало, то сам факт получения этой информации автоматически выделяет вас из 99% населения, которое банально не умело читать. Отсюда и проистекает известная нам со школы «зубрежка», заучивание учебников/конспектов перед экзаменами. И отсюда в определенном смысле элитарность университетского образования, которого было капля в море невежества.
Отсюда и проистекает конфликт университет/работодатель. Первый исторически не был нацелен на рынок труда, поскольку этого рынка в нашем понимании попросту не существовало. Знание/информация — это высшая ценность для истинного ученого. С точки зрения же работодателя, университеты дают избыток знаний. Ему бы, работодателю, навыки работы с десятком программ, готовность проводить в офисе по 12 часов в сутки — и он счастлив.
Образование будущего:
— Модульность. Программы полного цикла (занятия с утра до вечера) станут раритетом или будут использоваться именно для подготовки исследователей. Для стандартного работника размытой оцифрованной, полуофисной, полудомашней реальности понадобится четкий, ограниченный, но постоянно обновляемый набор навыков и знаний. Поэтому, условно, бакалавриат будет не 4-летним, а 3-летним по два-три дня в неделю вечером после работы и онлайн.
— Мультиязычность. Развитие сервисов перевода сотрет такое понятие, как основной язык преподавания.
— Цифровизация. Все больше секторов образования будут переходить в онлайн и на уровень тех технологий, которые сейчас разрабатываются, но не являются массовыми в образовании (дополненная реальность, виртуальная реальность, прямая передача информации в мозг и т. д.).
— Смерть университета. Большинство вузов мира попросту отомрут за ненадобностью, в лучшем случае станут филиалами огромных корпораций, предоставляющих услуги образования полного цикла.
Олег Соловьев
Редактор Международного рейтинга вузов Round University Ranking
Окончил исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, начав с 2013 года работать в Московском физико-техническом институте (отдел международных связей) и Сколковском институте науки и технологий (департамент развития). В МФТИ отвечал за взаимодействие с рейтинговыми агентствами, сбор, обработку и подачу данных университета для национальных и мировых рейтингов. В Сколтехе был реализован исследовательский проект «Методика оценки университетов инновационного типа», а также осуществлял координацию программы двойных дипломов Сколтех-МФТИ. С 2015 года является генеральным директором Рейтингового Агентства RUR, издающего одноименный рейтинг, и также редактором рейтинга RUR.
Project Hieroglyph - Wikipedia
Project Hieroglyph is an initiative to create science fiction that will spur innovation in science and technology founded by Neal Stephenson in 2011. Stephenson framed the ideas behind Hieroglyph in a World Policy Institute article entitled "Innovation Starvation" where he attempts to rally writers to infuse science fiction with optimism that could inspire a new generation to, as he puts it, “get big stuff done.” Stephenson says that "a good SF universe has a coherence and internal logic that makes sense to scientists and engineers. // Дальше — en.wikipedia.org
Project Hieroglyph is an initiative to create science fiction that will spur innovation in science and technology founded by Neal Stephenson in 2011.
...
Stephenson says that "a good SF universe has a coherence and internal logic that makes sense to scientists and engineers. Examples include Isaac Asimov's robots, Robert Heinlein's rocket ships, and William Gibson's cyberspace. Such icons serve as hieroglyphs—simple, recognizable symbols on whose significance everyone agrees."
Project Hieroglyph
An Anthology of stories set in the future, from some of today’s leading writers, thinkers, and visionaries that reignites the iconic and optimistic visions of the golden age of science fiction. Get the book Arizona State University PO Box 870309 Tempe, AZ 85287-0309 // hieroglyph.asu.edu
в начале XIII века этот термин стали применять исключительно к учебным организациям. В то время образование было нацелено не на приобретение практических навыков в области права, медицины или теологии, а на структурирование мышления, освоение логических операций, умение сформулировать проблему и разработать алгоритм для ее решения.
Важнейшей чертой средневековых университетов был корпоративизм: члены университетской корпорации договаривались между собой о дресс-коде, правилах поведения, порядке чтения лекций и проведения экзаменов. Очень быстро сформировалось то, что мы называем университетской культурой: особый тип мышления, фольклор, повадки, дискурсивные практики, свойственные людям университета, — так, для студентов Средневековья было характерно буйство, эксцентричное поведение. Вступая в мир людей знания, человек как бы порывал со своей прежней средой (хотя происхождение всегда было чрезвычайно важно для средневекового общества), обретая новый социальный статус.
Университетские корпорации были независимы от местной светской власти, представителей короля и, главное, от местной духовной власти. Изначально обучение контролировал епископ, выдавая разрешение на преподавание (licentia docendi). Затем появилась новая форма — licentia ubique docendi, то есть право преподавать во всем христианском мире. Его можно было получить, только успешно сдав экзамен, проводимый корпорацией равных между собой людей. Например, канцлер епископа, который выдавал разрешения, не мог оспорить вердикт интеллектуалов. Но университет как автономная корпорация не мог существовать без позволения властей — соответствующую хартию выдавал папа римский, император или король. Со временем университеты все сильнее контролировались светскими властями, но их авторитет был неоспорим, и они зачастую выполняли консультативные функции при монархе.
Гумбольдтовский университет: исследование, обучение и свобода
Средневековая модель университета как корпорации не устраивала Европу по многим причинам. В XIX веке Европа переживала глобальную индустриальную перестройку, и вопрос о профессиональной подготовке стал очень актуальным. Первую серьезную реформу образования провел еще Наполеон Бонапарт: он предложил ликвидировать университет как автономную систему. Согласно новой схеме, прикладные дисциплины преподавались в рамках специализированных высших научных школ, за исследования отвечает Академия, а то, что остается от университетов, контролируется правительством и превращается в институты для подготовки чиновников и преподавателей в гимназиях и школах.
Однако наиболее инновационный подход предложила Пруссия. Создателем немецкого классического университета стал философ Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835), который занимал пост директора отделения культов и образования в министерстве внутренних дел Пруссии. Он считал, что ведущей дисциплиной должна быть философия, и был увлечен идеями Фихте, который считал, что необходимо расширить социальную базу высшего образования и допускать в университет не только лиц знатного происхождения. В 1809 году Гумбольдт написал свой знаменитый меморандум «О внутренней и внешней организации научных учреждений в Берлине», в котором высказал основные принципы университетского образования.
Основой гумбольдтовского университета было сочетание исследования, обучения и идеи свободного преподавания. В 1810 году Гумбольдт открыл Университет Берлина, который функционировал согласно этим идеям. Первый принцип — единство преподавания и исследования: преподаватель обучает студентов в контексте своей исследовательской работы; благодаря этой идее появились семинары, на которых изучаются источники, интересующие преподавателя в контексте его научных интересов. Второй принцип — это академическая свобода: профессор сам формулирует тему, цель и задачи лекционно-семинарского курса. Третий принцип — финансирование со стороны государства, причем властные структуры не должны вмешиваться в деятельность университета. Тем не менее государство должно назначать профессоров, чтобы корпорация не замыкалась на себе и стремилась к интеллектуальному развитию
Американские колледжи находились под контролем церкви и местной общины, и образование было тесно связано с религией: считалось, что колледж должен прежде всего воспитывать нравы, а базовая подготовка по предметам давалась побочно, и исследовательская работа не проводилась. Во второй половине XVIII века, в особенности после революции, идеи европейского Просвещения понемногу были усвоены американской публикой, однако поначалу задачей колледжа было развитие потенциальных способностей для достижения выпускниками угодного Богу и обществу состояния личностной гармонии.
Эту систему начали критиковать уже в 20-х годах XIX века. Стремительный рост индустриального производства и урбанизация после Гражданской войны заставили общественность беспокоиться о прикладных специальностях: одной из целей новой образовательной политики стало разрушение классической иерархии дисциплин, в которой доминировали древние языки, и устранение формальных ограничений на доступ к высшему образованию, таких как вступительные экзамены по латыни и древнегреческому, а также гендерная дискриминация. Штаты пошли по пути гумбольдтовского университета.