[image]

Битва над Кубанью продолжается

Теги:авиация
 
+
-
edit
 

ko4evnik

опытный

В журнале "Авиация и Время" №5 2005 опубликована статья Олега Каминского "Мессершмитты над Кубанью". На основании немецких источников утверждается что авиационное сражение в небе Кубани весной 1943 - выиграно немцами "по очкам" ( т.е. по количеству нанесенных и понесенных потерь), а иная точка зрения - объявляется следствием советской пропаганды...

статью привожу полностью, но без двух таблиц (подвержденый немецкими архивами поштучный список потерь пилотов и единиц техники).
если они кому нужны - вышлю...
   
+
-
edit
 

ko4evnik

опытный

© Олег Каминский
«Мессершмитты» над Кубанью

Весной 1943 г. в районе Кубани произошло знаменитое воздушное сражение. Считается, что ВВС РККА одержали в нем победу, которая изменила дальнейший ход борьбы за стратегическое господство в воздухе. Подводя итог действиям авиации на Кубани, Военный совет Северо-Кавказского фронта в своем приказе от 21 июня 1943 г. отмечал: «В результате воздушных сражений победа, бесспорно, осталась на нашей стороне. Противник не добился своей цели. Наша авиация не только успешно противодействовала врагу, но одновременно вынудила немцев прекратить воздушные бои и убрать свою авиацию». Отмечалось также, что в этих сражениях люфтваффе понесли тяжелые потери, лишаясь в среднем каждые сутки 9 бомбардировщиков и 17 истребителей. Иными словами, бои над Кубанью велись в основном между истребителями, и «сталинские соколы» самоотверженно стремились доказать, что они не только ни в чем не уступают асам люфтваффе, но и превосходят их. А как оценивали немцы бои над Кубанью? Чтобы выяснить это, придется с помощью германских архивных данных вернуться более чем на 60 лет назад. Основным источником, позволившим понять взгляд на кубанское сражение со стороны люфтваффе, стали документы из «Бундесархива» (Bundesarchiv/ Militerarchiv Freiburg: Gen. Qu. Mstr. 6. Abt.; «Flugzeugverluste und Unfalle beifliegenden Verbande» (3.4.-2.7.1943) RL 2 III/ 1188-1190). К сожалению, поработать с фондами ЦАМО России не удалось, поэтому использовались сведения из различных исследований, в т.ч. таких трудов, как «Советские Военно-воздушные силы в Великой Отечественной войне 1941-1945», Москва, 1968; Кожевников М.М., «Командование и штаб ВВС Советской Армии в Великой Отечественной войне», Москва, 1977; «Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941-1945», Москва, 1981; а также мемуарной литературы.
Со стороны люфтваффе в боевых действиях на Кубани принимали участие эскадры и группы 1-го авиационного корпуса (командир — генерал-лейтенант Гюнтер Кортен). В его состав входили 2 истребительные эскадры — JG3 «Udet» и JG52. Командовали ими опытнейшие командиры оберст Вольф-Дитрих Вильке и м-р Дитрих Храбак. JG3 представляли на Кубани две группы — II./ JG3 (м-р Курт Брэндле) и III./ JG3 (м-р Вольфганг Эвальд), а эскадра JG52 состояла из трех групп — I./ JG52 (м-р Хельмут Беннеманн), II./JG52 (гауптман Хельмут Кюле) и III./JG52 (гауптман Хубертус фон Бонин). Кроме того, вместе с немецкими частями действовали отряд словаков 13.(Slow.)/ JG52 (м-р Ондрей Думбала) и отряд хорватов 15.(Kroat.)/ JG52( бойник[*] Франьо Джиал). Все эти авиационные подразделения были оснащены истребителями Messerschmitt Bf 109 новейших модификаций G-2 и G-4 с сильным вооружением (одна 20-мм пушка MG 151/20 со 150 снарядами и два 13-мм пулемета MG 131с 300 патронами каждый). Количество истребителей доходило до 180 единиц. Базировались они на аэродромах Анапа, Гостагаевская, Керчь и Тамань.
В мемуарах советских летчиков часто упоминается некая группа асов, переброшенная из ПВО Берлина, которая летала на истребителях Fw 190. Действительно, из Анапы действовала одна группа Fw 190 А-5, но это были штурмовики, входившие в состав II./Sch.G.1. Ее основной задачей было не ведение воздушных боев, а действия по наземным целям. На Кубани летчикам группы засчитали всего одну воздушную победу, и в этой статье результаты ее действий не рассматриваются.
В состав советского Северо-Кавказского фронта в то время входили 4-я воздушная армия (генерал-майор Н.Ф. Науменко) и 5-я воздушная армия (генерал-лейтенант С.К. Горюнов). Они располагали 216-й смешанной (фактически истребительной) авиадивизией (генерал-майор А.В. Борман, затем п-к И.М. Дзусов) и 236-й истребительной авиадивизией (п-к В.Я. Кудряшов). 216-я САД включала 16-й и 42-й гвардейские полки, 45-й и 298-й ИАП, 236-я дивизия — 267-й, 611-й и 975-й полки. В боях над Кубанью эпизодически участвовали также некоторые истребительные части ВВС Черноморского флота, такие, как 6-й и 11-й гвардейские полки (м-р М.В. Авдеев и подп-к И.С. Любимов), 7-й и 9-й ИАП (м-ры К.Д. Денисов и А.Д. Джапаридзе). Частично в районе Кубани вела бои и 105-я истребительная авиадивизия ПВО (п-к Л.Г. Рыбкин), прикрывавшая мосты и переправы через реку Кубань у Краснодара. В распоряжении советских летчиков находились самые разные самолеты отечественного и иностранного производства. Так, 216-я САД располагала Як-1, Bell P-39 Airacobra и Curtiss P-40 Kittyhawk, 105-я ИАД — Як-1, а 236-я — ЛаГГ-3. Оставалось также небольшое количество устаревших МиГ-3, И-16, И-153. Думается, такое разнообразие типов истребителей создавало определенные затруднения в их использовании и не лучшим образом сказывалось на тактическом взаимодействии летчиков. Зато советская сторона обладала значительным численным превосходством — к 17 апреля на Кубани было сосредоточено более 300 истребителей.
Из всего сражения над Кубанью в качестве примера можно выделить наиболее напряженные четыре дня боев: 17, 20 и 29 апреля, а также 26 мая. 17 апреля немцы попытались ликвидировать советские десантные части на плацдарме в районе Мысхако, при этом люфтваффе совершили более 1000 боевых вылетов. Истребители Северо-Кавказского фронта активно противодействовали налетам, и в советских источниках утверждается, что они сбили 16 самолетов противника, в том числе 12 истребителей. Интересно, что все победы одержали пилоты двух полков, вооруженных «Аэрокобрами». Три «Мессершмитта» засчитали группе 298-го ИАП во главе со ст. л-том И.Г. Ерошкиным, по два Bf 109 -гвардейцам 16-го полка ст. л-ту В.И. Фадееву и сержанту И.Ф. Савину, по одному — летчикам той же части ст. л-ту Г.А. Речкалову, л-там М.И. Сутырину, А.И. Труду, мл. л-ту В. Бережному, а также летчику 298-го ИАП л-ту М.С. Лиховиду. Кроме того, летчики доложили, что пилот одного «Мессершмитта», атакуя сержанта В.А. Александрова из 298-го полка, не справился с управлением и врезался в скалу.
Однако документальные данные немцев разительно отличаются от этих сведений, и получается, что в тот день лишь один Bf 109G-2 (W/n 13763) из II./JG3 был подбит в воздушном бою и при неудачной посадке в Анапе поврежден на 40%[**]. На том же аэродроме получил повреждения (30%) из-за отказа мотора Bf 109G-4 (W/n 19235) из II./ JG52. В то же время, немецкие летчики заявили, что сбили 30 советских самолетов, из них 28 истребителей. Наиболее отличились пилоты II./ JG3, на счету которых 14 истребителей (9 ЛаГГ-3, 2 Як-1, 1 И-16, 1 И-153 и 1 «Аэрокобра»). Летчикам III./ JG3 засчитали 2 штурмовика Ил-2. На боевой счет I./ JG52 записали 11 истребителей (7 ЛаГГ-3 и 4 «Аэрокобры»), II./ JG52 — два ЛаГГ-3, a III./ JG52 — лишь один «Киттихаук». К сожалению, в известных отечественных источниках не указаны общие потери советской авиации, понесенные в тот день. Есть только информация об утратах двух полков — 16-го гвардейского и 611-го ИАП, которые лишились двух «Аэрокобр» и одного «ЛаГГа». Погибли мл. л-т В. Бережной, ст. сержант Н.Д. Барщевский и сержант Сапуров.
Вскоре советскому командованию стало ясно, что без завоевания господства в воздухе трудно рассчитывать на успех дальнейшего наступления войск фронта, и авиагруппировку на Кубани решили усилить. 18 апреля из резерва Ставки прибыл 2-й смешанный авиакорпус (генерал-майор И.Т. Еременко), в составе которого находилась 201-я ИАД (генерал-майор А.П. Жуков), состоявшая из трех полков (13-й, 236-й и 437-й) и вооруженная новыми истребителями Ла-5. На следующий день начал боевые действия на Кубани 3-й истребительный авиакорпус (генерал-майор Е.Я. Савицкий), оснащенный Як-1. Он состоял из 265-й дивизии п-ка П.Т. Коробкова (12-й, 402-й и 812-й полки), а также 278-й дивизии п-ка ВТ. Лисина (15-й, 43-й и 274-й полки). 20 апреля прибыла вооруженная «Яками» 287-я ИАД, которой командовал п-к С.П. Данилов (4-й, 148-й и 293-й полки). В общей сложности в этих четырех дивизиях насчитывалось не менее 360 истребителей, что позволило добиться подавляющего количественного превосходства над противником.
20 апреля немцы вновь предприняли мощное наступление против защитников «Малой земли». Не только на земле, но и в воздухе разгорелись ожесточенные бои, которые шли с раннего утра и до позднего вечера. Советские летчики докладывали о многочисленных воздушных победах. Например, гвардейцы 16-го полка совместно с летчиками 45-го ИАП сбили в одном бою сразу десять Bf 109. Два из них записали на счет мл. л-та Д. Сапунова, по одному — к-на А.И. Покрышкина, ст. л-тов Д.Б. Глинки, Н.М. Искрина, В.И. Фадеева, л-та А.И. Труда, мл. л-та Н. Мочалова, сержантов Н.Д. Кудри и Малина. Летчики 812-го ИАП доложили о четырех уничтоженных «мессерах», в том числе, два истребителя сбил к-н И.Д. Батычко, по одному — старшины A.M. Машенкин и И.В. Федоров. Несколько побед засчитали стрелкам Ил-2 сержанту Ягину из 190-го полка, старшему краснофлотцу В.И. Кузнецову из 47-го полка ВВС ЧФ и др. Всего, по докладам советских летчиков, 20 апреля было сбито 50 самолетов люфтваффе, из них более 30 истребителей.
Однако в немецких документах значатся всего три «Мессершмитта», потерянные в тот день в воздушных боях. Л-т Адольф фон Гордон из III./ JG3, пилотировавший Bf 109G-4 (W/n 14946), был убит в бою со штурмовиками Ил-2 в районе Новороссийска. Из другой схватки не вернулся самолет W/n 14955 той же группы. Погиб также фельдфебель Йоханн Гляйсснер из II./JG52, который на Bf 109G-4 (W/n 14309) столкнулся с обломками сбитого им советского «Киттихаука» в районе Кабардинки. (Этот летчик имел 37 побед и был посмертно награжден Германским крестом в золоте). Кроме того, Bf 109G-2 (W/n 13884) из II./ JG3 был поврежден на 50% в Анапе при бомбардировке, а другой такой же самолет (W/n 14842) из III./ JG3 перевернулся при посадке на аэродром Тамань и получил 80-процентные повреждения.
Пилоты «Мессершмиттов» заявили, что сбили 91 русский самолет. 32 из них на счету II./ JG3 (в том числе 14 истребителей: 8 ЛаГГ-3, 3 Ла-5 и 3 Як-1); столько же записали летчикам II./ JG52 (в том числе 19 истребителей: 9 ЛаГГ-3, 2 Ла-5, 6 Як-1, 1 МиГ-1 и 1 «Киттихаук»); 11 советских машин пополнили список побед III./ JG3; четыре — I./ JG52; пять — III./ JG52. Еще на 5 ЛаГГ-3 претендуют словаки, а хорваты — на 2 краснозвездных самолета. По советским официальным данным, потери составили 39 самолетов. Большинство из них были истребителями. Погибло много летчиков, среди них л-ты Н.Н. Морозов, А.И. Сорокин, старшина П.А. Заспин, сержанты В.В. Бабушкин, В.Е. Ковалев, Д. Калошин, В. Куликов, С. Шепель. Судя по вышеприведенным цифрам, пилоты люфтваффе завысили количество своих побед в 2,5 раза, наши — почти в 10.
   
+
-
edit
 

ko4evnik

опытный

Несоответствия между «успехами» советских летчиков и потерями истребителей противника продолжались и в дальнейшем. Так, 21 апреля поступили доклады об уничтожении в воздушных боях около тридцати «Мессершмиттов». Немцы же посчитали, что в тот день с задания не вернулся всего один Bf 109 (W/n 10334), а еще два Bf 109 (W/n 14966 и 14801) были повреждены на 50% и 25% соответственно. 24 апреля в одном из боев летчики 13-го и 437-го ИАП записали в свой актив сразу 10 «мессеров», а еще один пошел в зачет стрелку Ил-2 из 190-го штурмового полка. Кроме того, летчики наблюдали столкновение двух «Мессершмиттов», которые «разлетелись на части». Поразительно, но в немецких документах вообще нет сведений о потерях, понесенных в тот день в воздухе, и значится лишь один Bf 109 (W/n 14719), поврежденный на 35% во время руления по аэродрому Гостагаевская. Аналогично выглядит сопоставление данных от 28 апреля, когда «сталинским соколам» засчитали 25 вражеских самолетов, из них — половину «мессеров», а немцы не зафиксировали ни одного потерянного Bf 109. И таких примеров можно привести множество.
К концу апреля с кубанского плацдарма на другие участки фронта убыли Stab/ JG3 и III./JG3. В оставшихся истребительных частях люфтваффе насчитывалось не более 150 самолетов, часть из которых находилась в ремонте. После некоторого затишья 29 апреля в небе Кубани вновь разыгрались воздушные бои, длившиеся часами. В течение дня советская авиация совершила 1268 боевых вылетов. Произошло 42 воздушных боя (по другим данным, 50), по результатам которых нашим летчикам засчитали 74 победы, из них больше половины составляли «Мессершмитты». Например, в советских источниках значатся 8 истребителей, сбитых эскадрильей к-на А.И. Покрышкина из 16-го ГИАП. Командир 402-го полка м-р В.В. Попков сбил 2 и таранил третий истребитель. Штурман 291-го ИАП м-р А.К. Янович сбил один, а затем таранил другой Bf 109. Летчик той же части л-т С.В. Картавенко и летчик 148-го полка сержант Н.Н. Авилов таранили по одному «мессеру». Еще по одному «сто девятому» уничтожили командир 3-го ИАК генерал Е.Я. Савицкий, ст. л-т В.И. Фадеев из 16-го ГИАП, л-т Н.А. Глядаев из 42-го ГИАП и многие другие. Однако в немецких документах снова нет сведений о безвозвратных потерях истребителей в воздушных боях, а фигурирует лишь один поврежденный в схватке Bf 109 (номер неизвестен) из III./ JG52. Правда, один Bf 109G-2 (W/n 14705) из II./JG3 разбился из-за отказа мотора, еще два таких же самолета (W/n 13469 и 14729) из П./ JG52 столкнулись над своим аэродромом в Анапе. За весь день получили ранения два летчика: фельдфебель Теодор Мор — при столкновении, унтер-офицер Готтфрид Вундке — в воздушном бою. Остается удивляться и задаваться вопросом, на который вряд ли можно получить вразумительный ответ: кого же, собственно говоря, сбивали и даже таранили советские летчики?!
Немцы в тот день заявили о 63 воздушных победах: II./ JG3 — 23 самолета (16 истребителей: 10 ЛаГГ-3 и 6 Як-1); П./ JG52 — 19 самолетов (в том числе 18 истребителей: 6 ЛаГГ-3, 8 Як-1, 1 И-16, 2 «Аэрокобры» и 1 «Киттихаук»); III./ JG52 — 21 самолет (в том числе 19 истребителей: 14 ЛаГГ-3, 1 Ла-5, 3 «Спитфайра» и 1 «Аэрокобра»). В то же время, по официальным советским данным, потери составили 27 самолетов. В данном случае снова видим, что немцы преувеличили свои победы почти в 2,5 раза.
К началу мая в группировке немецкой истребительной авиации на Кубани опять произошли изменения. 29 апреля на другие участки фронта убыла I./ JG52, а 1 мая — II./JG3. На Кубани остались всего две группы из JG52, словацкий и хорватский отряды. 7 мая в Анапу вернулась II./ JG3, но уже через неделю она окончательно покинула Кубань. Ей на смену 16 мая прибыла I./ JG52, и с того дня 52-я эскадра действовала в полном составе. В то же время, советские истребители продолжали получать подкрепления. Так, в мае на Кубань была переброшена 229-я истребительная дивизия п-ка П.Г. Степановича.
С утра 26 мая в воздухе вновь развернулось крупное сражение. Причем, немцам сразу удалось захватить инициативу, во второй половине дня даже нанести сильный удар по войскам Северо-Кавказского фронта, в котором, как говорят советские источники, принимали участие примерно 600 самолетов. По нашим данным, в ожесточенных боях было сбито 67 немецких самолетов, большинство — опять же истребителей. К примеру, группа 45-го полка к-на Д.Б. Глинки сбила 6 «Мессершмиттов», группа 42-го ГИАП л-та И.М. Горбунова — четыре, группа 88-го полка ст. л-та А.А. Постнова — один. Кроме того, на рассвете шесть Як-7б из 43-го ИАП подп-ка А.А. Дорошенкова нанесли штурмовой удар по аэродрому Анапа, уничтожив и повредив там 9 вражеских самолетов.
И опять разница между засчитанными советским летчикам победами и задокументированными потерями немцев очень велика. В воздушном бою I./JG52 потеряла только один Bf 109G-2 (W/n 14850} и одного летчика унтер-офицера Ульриха Штарка, который не вернулся из полета в район Южной Озерейки. Другой Bf 109G-2 (W/n 13934) той же группы получил повреждения на 40% во время неудачного взлета с аэродрома Гостагаевская. В II./JG52 были повреждены лишь два «Мессершмитта»: W/n 19922 — на 25% из-за отказа мотора, а подбитый в воздушном бою W/n 19769 совершил посадку на фюзеляж и получил повреждения на 20%. Один Bf 109G-4 (W/n 19766) из III./ JG52 был поврежден на 20% в результате технической неисправности в районе аэродрома Гостагаевская. Как видим, потерь на аэродроме Анапа не значится.
Летчики люфтваффе были в тот день вдвое скромнее советских пилотов и записали на свой счет «всего лишь» 35 побед. I./JG52 — 11 самолетов (в том числе 7 истребителей: 1 ЛаГГ-3, 2 Як-1, 2 «Аэрокобры» и 2 «Спитфайра»); II./ JG52 — столько
же (в том числе 10 истребителей: 2ЛаГГ-3, 5 Як-1, 2 «Спитфайра» и 1 «Аэрокобру»); III./ JG52 — 13 самолетов (в том числе 9 истребителей: 7 ЛаГГ-3, 1 «Аэрокобру» и 1 «Спитфайр»). Кроме того, словакам засчитали 6 побед. По советским официальным данным, потери составили 20 самолетов. На сегодняшний день известно, что, по меньшей мере, 4 из них были истребителями (два Як-1 и две «Аэрокобры»). Среди погибших были два Героя Советского Союза — к-н М.М. Осипов и мл. л-т Н.Д. Кудря.
Ожесточенные бои продолжались до 7 июня, которое и принято считать последним днем кубанского воздушного сражения. На протяжении десятилетий советская историография утверждала, что в этих боях наши летчики нанесли серьезное поражение люфтваффе и уничтожили в воздухе более 800 самолетов, из них примерно 500 истребителей. Еще около 300 самолетов немцы потеряли на земле. По официальным данным, только 812-й ИАП сбил около 50 Bf 109. А ведь на Кубани действовали 25 советских истребительных полков! Довольно большое количество воздушных побед было засчитано и некоторым советским асам. Считается, что по 17 самолетов сбили ст. л-т А.Ф. Лавренов и л-т B.C. Конобаев, по 15 — ст. л-т В.И. Фадеев и л-т А.И. Труд, по 10 и более — к-ны А.И. Покрышкин и Д.Б. Глинка, а также другие летчики. В большинстве случаев в зачет шли именно «Мессершмитты».
Из немецких документов следует, что на Кубани было потеряно ровно 100 «Мессершмиттов»[***], в т. ч. 42 уничтоженными и 58 поврежденными, причем в воздушных боях числятся сбитыми всего 28 «мессеров» и еще 20 — получившими различные повреждения.
Совершенно незначительными выглядят и потери люфтваффе в пилотах. Из документальных источников следует, что с 17 апреля по 7 июня 1943 г. в районе Кубани погибли, попали в плен и пропали без вести 27 летчиков-истребителей, включая трех дезертировавших хорватов. Не выбыл из строя ни один ас, награжденный Рыцарским крестом. Обошлось без больших потерь и в командном составе, погибли четверо командиров отрядов: гауптман Э. Эренбергер, обер-лейтенант Карл Ритценбергер, л-ты Дитер Бауман и Хельмут Хаберда. В отечественной литературе утверждается, что эскадра «Удет» была разбита. Однако документы говорят о крайне
незначительных ее потерях. Ниже приводится список потерь среди летчиков-истребителей люфтваффе на Кубани, за исключением указанных выше в тексте л-та Гордона, фельдфебеля Гляйсснера и унтер-офицера Штарка.
Как видно из таблицы, в некоторых случаях на победу претендовали сразу несколько советских летчиков или представителей других родов войск. Встречаются и вовсе странные случаи, не имеющие логичного объяснения. Так, есть данные, что вечером 29 апреля в районе станицы Поповическая ст. л-т В.И. Фадеев на «Аэрокобре» сбил Bf 109 с изображением дракона на фюзеляже. Немецкий летчик выпрыгнул с парашютом, был взят в плен и заявил на допросе, что начал воевать еще в Испании и сбил около 100 самолетов. Существует даже его описание — рыжий, немолодой, маленького роста, мундир увешан крестами. Но в немецких документах не отмечены потери в летчиках в тот день, а самым результативным асом люфтваффе, сбитым над Кубанью, был Хельмут Хаберда, имевший на момент гибели 58 побед. Другой загадкой является история с «Полосатым дьяволом» — трофейным Як-1 с голубыми полосами на крыльях, который в конце апреля сбил ст. л-т И.В. Шмелев из 4-го полка в районе Геленджика. В германских документах нет никаких упоминаний о применении на Кубани трофейных истребителей советского происхождения и тем более об их потерях. Не меньше вопросов вызывает и эпизод, датируемый 5 мая и связанный с именем л-та С.А. Тащиева из 11-го гвардейского полка ВВС ЧФ. Утверждается, что на Як-9 он вел бой с двенадцатью «мессерами» и в лобовой атаке сбил один из них. Самолет упал в Цемесскую бухту, после чего было объявлено, что Тащиев сбил генерала, командовавшего авиацией противника в Крыму. Однако немцы ничего не пишут о своих потерях в тот день, и, как следует из вышеприведенных данных, никто из их авиационных генералов на Кубани не погиб.
Истребителям люфтваффе по итогам сражения над Кубанью засчитали почти 780 побед. Правда, не стоит забывать, что это количество может быть завышено примерно в 2,5 раза. Точных советских данных о потерях истребителей на Кубани пока нет, но, исходя из известных сведений, можно утверждать, что по сравнению с немецкими они были огромны. Лишь один 812-й полк потерял 16 летчиков, в том числе всех трех командиров эскадрилий. Более 10 пилотов лишился 16-й ГИАП. То есть, только два наших полка потеряли на Кубани столько же летчиков, сколько все истребительные подразделения люфтваффе. Среди погибших были 7 Героев Советского Союза: к-н В.И. Фадеев (20 побед на момент гибели), ст. л-т С.С. Азаров (15 побед), л-т Д.И. Коваль (13 побед), м-р И.П. Рыбин (12 побед), к-ны М.З. Телешевский и М.М. Осипов (12 и более 10 побед соответственно), а также мл. л-т Н.Д. Кудря (10 побед). Значительными оказались потери в командном составе: не менее двух командиров полков, одного зам. командира полка, одного штурмана полка, семи командиров эскадрилий. Уже сейчас в списке погибших летчиков-истребителей значится более 90 человек, что свидетельствует о соотношении потерь, примерно один к четырем, не в нашу пользу! Причем со временем становятся известны новые имена, пополняющие этот скорбный список.
   
+
-
edit
 

ko4evnik

опытный

Таким образом, очевидно, что советские истребители понесли в боях над Кубанью тяжелые потери. Возникает закономерный вопрос: каковы же причины низкой эффективности действий советских летчиков? Думается, основными были две. Одна из них — устаревшая тактика. Новые методы ведения воздушного боя, разработанные А.И. Покрышкиным и другими прогрессивно мыслящими летчиками, только начинали пробивать себе дорогу и еще не успели принести ощутимых результатов. Например, знаменитую «кубанскую этажерку» наши пилоты стали осваивать только к концу боев на Кубани. Второй причиной была очень существенная разница в квалификации советских летчиков и их визави из люфтваффе. Например, по состоянию на 17 апреля на Кубани воевали 7 немецких асов, имевших 100 и более побед: оберст Вольф-Дитрих Вильке, Stab/ JG3 — 156 сбитых, м-р Курт Брэндле, П./ JG3 — 130, обер-лейтенант Хайнц Шмидт, II./ JG52 — 130, гауптман Герхард Баркхорн, П./JG52 — 120, л-т Йозеф Цвернеманн, III./ JG52 -113, гауптман Гюнтер Ралль, III./ JG52 — 112, обер-лейтенант Вильгельм Лемке, III./ JG3 — 100. Еще более 20 летчиков имели в своем активе свыше 50 побед, и очень многие — свыше 10. Даже среди немногочисленных словацких и хорватских летчиков было почти столько же асов, одержавших к 17 апреля более 10 побед, сколько во всей советской авиации на Кубани.
Что могли противопоставить советские ВВС этой массе опытнейших «экспертов» люфтваффе? Самый тактически грамотно мыслящий летчик к-н А.И. Покрышкин имел к 1 мая 20 побед, включая 6 в группе. Кроме него, в то время на Кубани находились еще 10 асов, на счету которых значилось свыше 20 побед, включая групповые: ст. л-т Глинка Д.Б., 45-й ИАП — 21 (+7 в группе), ст. л-т Олейник Г.Н., 293-й ИАП — 18 (+2 в группе), ст. л-т Рязанов А.К., 4-й ИАП — 16 (+16 в группе), л-т Лещенко В.С.,4-йИАП — 13 (+10 в группе), к-н Новожилов И.В., 13-й ИАП — 13 (+7 в группе), ст. л-т Флейшман А.Д., 4-й ИАП — 11 (+14 в группе), ст. л-т Шмелев И.В., 4-й ИАП — 11 (+10 в группе), ст. л-т Гнидо П.А.,
13-й ИАП — 13 (+6 в группе), ст. л-т Логвиненко Н.П., 293-й ИАП — 16 (+2 в группе), л-т Лавицкий Н.Е., 45-й ИАП — 15 (+2 в группе). Было еще около полутора десятков более-менее сильных пилотов, имевших на своем счету свыше 10 сбитых самолетов. Среди них выделялся ст. л-т В.И. Фадеев, 16-й ГИАП — 18 (+1 в группе). Причем более половины этих летчиков достигли планки 10 побед уже в ходе двухнедельных ожесточенных боев. Эта незначительная группа перспективных воздушных бойцов, сильно разбавленная сотнями слабо подготовленных летчиков, не могла составить настоящую конкуренцию немецким асам.
Любопытно отметить, что в боях на Кубани, как с немецкой, так и с советской стороны, принимали участие несколько опытнейших летчиков, ветеранов войны в Испании. Все они занимали высокие командные должности. В люфтваффе это были: оберст Вольф-Дитрих Вильке, м-р Вольфганг Эвальд, гауптманы Хельмут Кюле, Хубертус фон Бонин, а в когорте «сталинских соколов» — генерал-майор И.Т. Еременко, п-ки С.П. Данилов, П.Т. Коробков, В.Т. Лисин, Л.Г. Рыбкин, подп-ки И.С. Анащенко, А.А. Осипов, м-р А.Н. Коновалов. Однако если немцы не только командовали частями, но и активно участвовали в воздушных схватках, постоянно увеличивая количество своих побед, то советские командиры, в основном, предпочитали руководить боями, оставаясь на земле. Между прочим, из бесед с бывшими немецкими летчиками выяснилось, что в годы войны почти никто из них не слышал ни о Покрышкине, ни о других наших асах. И знаменитая фраза «Внимание, в воздухе Покрышкин!», услышав которую немецкие летчики в панике разлетались в разные стороны, оказалась не более чем красивой легендой, пущенной в обиход кем-то из газетчиков и дружно подхваченной советской пропагандой[****]. Также, как и миф о выдающейся победе советской авиации на Кубани.

P.S. редакции. Уже давно известен тот факт, что количество боевых достижений, фигурирующих в документах одной стороны, противоречит потерям, числящимся в различных сводках другой. Это характерно практически для всех стран-участниц Второй мировой войны. Однако приведенные в данной статье материалы все же поражают. Шутка ли — ставится под сомнение одна из самых значительных побед ВВС РККА! К сожалению, автор не счел возможным высказать мнение о том, с чем же связана столь значительная разница в оценке боев на Кубани, приводимая в советских и немецких источниках. То ли это недостатки самих источников, то ли последствия печально известного принципа партийности в науке и литературе... Нам представляется важным, чтобы на затронутую в публикации тему высказались другие исследователи, у которых, возможно, найдутся свои объяснения.

[*] Майор.
[**] По немецкой классификации, самолеты, поврежденные на 60% и более, подлежали списанию, остальные — ремонту. (Прим, ред.)
[***] Возможно, несколько самолетов остались неучтенными.
[****] Немцы утверждают, что подобной фразой «Внимание, в воздухе «Кубанский лев!» русские летчики предупреждали друг друга об одном из лучших асов люфтваффе капитане Иоганнесе Визе


// Фото предоставлены автором

// Обер-лейтенакт Хайнц Шмидт — один из лучших «экспертов» II./ JG52

// Летчик 9-го ИАП ВВС ЧФ Юрий Шнуров в кабине Л аГГ-3

// Командир II./ JG3 м-р Курт Брэндле среди молодых летчиков

// Второй слева — гауптман Гюнтер Ралль

// Командир JG3 оберст Вольф-Дитрих Вильке

// К-н Тарасов докладывает генералу Е.Я. Савицкому о захваченном трофее. По советской версии, «Мессершмитт» (W/n 14997) был принужден к посадке. У немцев самолет числится уничтоженным в воздушном бою

// Лучший советский ас кубанского сражения ст. л-т В.И. Фадеев из 16-го ГИАП

// Словацкие «Мессершмитты» на аэродроме Анапа

// Обер-фельдфебель Рудольф Тренкель принимает поздравления м-ра Храбака. На заднем плане — советский военнопленный, используемый на вспомогательных работах

// Летчик К.В. Сухов был сбит на этом И-16 тип 27 буквально накануне кубанского сражения — 15 апреля. Он остался жив. Потом воевал в 16-м ГИАП и стал Героем Советского Союза
   
+
-
edit
 

ko4evnik

опытный

-armadillo-

>>Цитата:
>>были оснащены истребителями Messerschmitt Bf 109 новейших модификаций
>>G-2 и G-4 с сильным вооружением (одна 20-мм пушка MG 151/20 со 150
>>снарядами и два 13-мм пулемета MG 131с 300 патронами каждый).

Эти варианты с 7.92 пулеметами.

>>Цитата:
>>[**] По немецкой классификации, самолеты, поврежденные на 60% и
>>более, подлежали списанию, остальные — ремонту. (Прим, ред.)

Само понятие "повреждение в процентах" смысла не имеет и никто так не считал. Это не хиты. Есть понятия восстановим или нет и время на ремонт.

>>Цитата:
>>Уже сейчас в списке погибших летчиков-истребителей значится более 90
>>человек, что свидетельствует о соотношении потерь, примерно один к
>>четырем, не в нашу пользу!

Вполне может быть. Что не мешает быть нашей победой.

>>Цитата:
>>[****] Немцы утверждают, что подобной фразой «Внимание, в воздухе
>>«Кубанский лев!» русские летчики предупреждали друг друга об одном из
>>лучших асов люфтваффе капитане Иоганнесе Визе

Но комментс.

>>Цитата:
>>Между прочим, из бесед с бывшими немецкими летчиками выяснилось, что в
>>годы войны почти никто из них не слышал ни о Покрышкине, ни о других
>>наших асах. И знаменитая фраза «Внимание, в воздухе Покрышкин!»,
>>услышав которую немецкие летчики в панике разлетались в разные
>>стороны, оказалась не более чем красивой легендой, пущенной в обиход
>>кем-то из газетчиков и дружно подхваченной советской пропагандой[****].
>>Также, как и миф о выдающейся победе советской авиации на Кубани.

Между прочим, Хартман заявлял, что уклонялся от боя конкретно с Покрышкиным. И надо бы вспомнить, где и когда его сбивали. Как и остальных одноглавых орлов.

>>Цитата:
>>одержавших к 17 апреля более 10 побед, сколько во всей советской
>>авиации на Кубани.

КАКИХ побед?

>>Цитата:
>>Обошлось без больших потерь и в командном составе, погибли четверо
>>командиров отрядов: гауптман Э. Эренбергер, обер-лейтенант Карл
>>Ритценбергер, л-ты Дитер Бауман и Хельмут Хаберда.


Отряд - это что? судя по званиям, это группа. То есть из 5.5 групп потеряно 4 командира.

В общем, на анализ и даже харвестинг это никак не тянет.
Реально нет сомнений, что наши потери были больше, возможно, и относительно общей численности. Факт то, что мы впервые на активном участке фронта выполняли свои задачи и не давали выполнять им. Это и было победой. А цена... Высока, но ниже, чем до этого.

Сейчас нет времени искать немецкие потери, но у них тоже далеко не все гладко. Не говоря об их союзниках. Просьба повторить на авиабазу.

зы Где б найти в сети Хазанова. Вот его стоит читать.
   
RU armadillo #08.01.2006 04:48
+
-
edit
 

armadillo

опытный

Первый вопрос - где были остальные эскадры?
   
+
-
edit
 

VooDoo

аксакал

Само понятие "повреждение в процентах" смысла не имеет и никто так не считал. Это не хиты. Есть понятия восстановим или нет и время на ремонт.
Считали так немцы. Процент повреждений прямо указывает на то, восстановим самолет или нет и если да, то какой ремонт ему требуется.
   
+
-
edit
 

Vikond

опытный

VooDoo> Считали так немцы. Процент повреждений прямо указывает на то, восстановим самолет или нет и если да, то какой ремонт ему требуется. [»]

Встречал в сети вот такую "разблюдовку", правда, без ссылки на источник.

До 10% - небольшие повреждения и поломки, которые устраняются механиком самолета
10 - 24% - средние повреждения, требующие ремонтных работ на уровне технической службы подразделения.
25 - 39% - повреждения, для устранения которых требуется исследование машины техническим офицером и главным механиком подразделения.
40 - 44% - повреждения, для устранения которых требуется замена двигателя или одной из систем (например, шасси), в некоторых случаях подлежит ремонту прямо в подразделении.
45 - 59% - тяжелые повреждения, требующие заводского ремонта и замены основных компонентов, однако в некоторых случаях выполняются механиками в аэродромных условиях (например, замена крыла)
60 - 80% - самолет непригодный для использования, запчасти которого возможно применять при ремонтных работах. Под эту категорию подпадают временно и постоянно непригодные самолеты
81 - 99% - списанные самолеты, разбившиеся на своей территории
100% - списанные, разбившиеся на вражеской территории или упавшие в море и др. недоступные места.
 


   
+
-
edit
 

VooDoo

аксакал

Угумс. Только первоисточников я тоже не видел.
   
RU armadillo #09.01.2006 02:46
+
-
edit
 

armadillo

опытный

Так где можно посмотреть нахождение эскадр/групп?
   
+
-
edit
 

VooDoo

аксакал

Какие конкретно группы/эскадры интересуют ?
   
+
-
edit
 

SkyDron

эксперт
★☆

>>>были оснащены истребителями Messerschmitt Bf 109 новейших модификаций
>>>G-2 и G-4 с сильным вооружением (одна 20-мм пушка MG 151/20 со 150
>>>снарядами и два 13-мм пулемета MG 131с 300 патронами каждый).
ko4evnik> Эти варианты с 7.92 пулеметами.

Маленькая поправка - 13мм синхронные пулеметы MG131 имели Bf-109G4 - эти самолеты были малораспространены , в отличии от более массового Bf-109G2 которые вооружались двумя синхронными 7,92мм пулеметами MG-17.

>>>[****] Немцы утверждают, что подобной фразой «Внимание, в воздухе
>>>«Кубанский лев!» русские летчики предупреждали друг друга об одном из
>>>лучших асов люфтваффе капитане Иоганнесе Визе
ko4evnik> Но комментс.

Это такая же пропагандистская шутка как и "Ахтунг-ахтунг ин дер люфт ист Покрышкин" :) Даже хлеще. :)
Если только "Кубаниш лёве" - это не примелькавшийся и доставший всех радиопозывной. :)

Немцы довольно часто прибегали к подобным трюкам и война в эфире у них была поставлена неплохо.

А вообще пропагандистких сказок хватало по обе стороны фронта.

Выискивать потери и пытатся уличить когото
в нечестности и приписках - дело неблагодарное.

Данные противоборствующих сторон о потерях в воздухе всегда сильно рознятся.

Каким бы небыло соотношение потерь , результат известен - над Кубанью
шли тяжелые и массовые воздушные бои и после Кубани и Курской дуги германская авиация уже не способна была завладеть былой инициативой на Востоке.

Это - главный результат. А соотношение потерь и тешашее самолюбие и поднимающее боевой дух :

> «В результате воздушных сражений победа, бесспорно, осталась на нашей стороне. Противник не добился своей цели. Наша авиация не только успешно противодействовала врагу, но одновременно вынудила немцев прекратить воздушные бои и убрать свою авиацию»

равно как и аналогичные высказывания противника , считавшего что победил
"по очкам" он - это ИМХО уже дело второе.








   
RU armadillo #09.01.2006 11:09
+
-
edit
 

armadillo

опытный

Все ли перечисленно, что там действительно было. Возможно не все время. Есть ли список потерь союзников немцев. Потери фок.
   

AK

опытный

Что-то не помню такого, чтобы утверждалось, что наши надрали немцам задницу. Вроде, тон был такой: наши чуть ли не впервые противостояли на равных, немцы не смогли решить свои задачи и пролетели.
P.S.Статья, видимо, не сильно преувеличивает. Отец рассказывал, что бои над его станицей (Анастасиевская) происходили довольно часто, но все (!) сбитые истребители, которые немедленно инспектировались пацанами, оказались нашими.
На земле хрицам пришлось тяжело и уходили они весной с большими проблемами. Снабжение по воздуху наши пресекали и сбитые транспортники он помнит.
   
Это сообщение редактировалось 09.01.2006 в 11:57

Vidi

опытный


Vikond> 60 - 80% - самолет непригодный для использования, запчасти которого возможно применять при ремонтных работах.

И вспомним Хартмана, выполнявшего приказ - спасать часы из приборной доски. (Его мессер был повреждён, сел на вынужденную на сов. территории и пока откручивал эти часы, был схвачен монголами)

Vikond> 81 - 99% - списанные самолеты, разбившиеся на своей территории

То есть они уничтожены не совсем до конца.

Vikond> 100% - списанные, разбившиеся на вражеской территории или упавшие в море и др. недоступные места.[/QUOTE] [»]

Сюда попадают машины, с которых невозможно снять хоты бы часы.

Очень занятные правила. Оптимистичные насквозь. По ним, любой самолёт берлинской ПВО не может быть потерян окончательно в принципе.
Да и на востоке, стоит перетянуть линию фронта - и самолёт (если он не взорвался в воздухе у всех на глазах) уже не сбитый.

Многое объясняет. ;)

Странное дело, только что вспомнил, человек (кажется чех, заключённый концлагеря или подз. завода ) рассказывал, что одной из его функций, было сортировать алюминиевый лом перед переплавкой.

(
   
+
-
edit
 

ko4evnik

опытный

список немецких потерь из статьи (исключительно мессеры!!!):

Дата / Летчик / Подразделение / Самолет / Обстоятельства (Предположительно, по советским данным)

18.04 Унтер-офицер Ханс Папст II./ JG3 Bf 109G-2 (W/n 14744)
Сбит Р-39 в р-не Новороссийска

19.04 Л -т Артур фон Коссель II./JG52 Bf 109G-4 (W/n 19251)
Не вернулся из боя в р-не Анапа-Кабардинка

21.04 Л-т Лотар Мырре II./JG3 Bf 109G-2 (W/n 10334)
Не вернулся из боя в р-не Новороссийска. (Сбит на Як-1 старшиной В. И. Луговым из 812-го ИАП)

04.05 Стожерни наредник Виктор Михельчич 15.(Kroat.)/ JG52 Bf 109G-2 (W/n 13516)
Пропал без вести в районе станицы Крымской (таранен на Як-1 мл. л-том В. Д. Прохоровым из 236-й ИАП)

06.05 Унтер-офицер Хайнц Шольце II./ JG52 Bf 109G-2 W/n 13688
Подбит, совершил вынужденную посадку у станицы Крымская и умер от ран в лазарете. (Сбит на Як-1 ст. л-том А. Д. Флейшманом из 4-го ИАП)

08.05 Командир отряда л-т Хельмут Хаберда II./JG52 Bf 109G-4 (W/n 19555)
Сбит зенитками в р-не Крымской

08.05 Унтер-офицер Карл Шпрайтцер III./JG52 Bf 109G-2 (W/n 14036)
Не вернулся из боя в р-не Крымской (Таранен на Як-1 ст. л-том С. И. Маковским из 43 -го ИАП)

09.05 Унтер-офицер Виттмар фон Лангендорфф II./JG3 Bf 109G-4 (W/n 19448)
Сбит в бою в 6 км от Крымской, выпрыгнул с парашютом и попал в плен. (Таранен на Як-1 сержантом В. П. Рудченко из 293-го ИАП)

10.05 Командир отряда к-н Эрнст Эренберг III./JG52 Bf 109G-4 (W/n 19504)
Сбит зенитками, выпрыгнул с парашютом, но утонул в Керченском проливе

16.05 Л-т Хайнц Гайсслер I./JG52 Bf 109G-2 W/n 13781
Не вернулся из боя в квадрате 86567. (Сбит в р-не станицы Красноармейская и попал в плен. На победу претендовали ст. л-т Н.М. Искрин из 16-го ГИАП, л-ты ИМ. Горбунов и A.-X.I Канкошев из 42-го ГИАП)

16.05 Обер-фельдфебель Ханс Кох I./JG52 Bf 109G-2 W/n 13788
Не вернулся из полета в р-н станицы Старонижнестеблиевская (Сбит на Як-1 л-том М.И. Косса из 42-го ГИАП и взят в плен после вынужденной посадки)

20.05 Командир отряда л-т Дитер Бауманн II./JG52 Bf 109G-4 (W/n 19758)
Сбит зенитками в р-не Крымской и пропал без вести. (Сбит в воздушном бою и попал в плен)

23.05 Унтер-офицер Хельмут Апфель I./JG52 Bf 109G-2 (W/n 1381 )
Погиб в р-не Южной Озерейки

24.05 Командир отряда обер-лейтенант Карл Ритценбергер II./JG52 Bf 109G-4 (W/n 19706)
Сбит в бою с Як-1 над морем южнее Новороссийска. Найден немецкими солдатами на берегу. Умер, не приходя в сознание.

28.05 Фельдфебель Фриц Борхерд I./JG52 Bf 109G-2 (W/n 13617)
Погиб в бою в р-не станицы Киевская. (Сбит из винтовки СВТ красноармейцем Грицаюком С. и погиб. По другим данным, сбит Ла-5 из 437-го ИАП в р-не Крымской и попал в плен)

28.05 Унтер-офицер Херберт Майсслер III./JG52 Bf 109G-4/R6 (W/n 14997)
Не вернулся из полета в квадрат 76864. (В бою с Як-1 самолет получил попадание в мотор, а летчик — ранение руки. На выходе из боя был атакован еще одной парой Як-1 (к-н П. Т. Тарасов и л-т С. П. Калугин из 812-го ИАП). Совершил посадку на фюзеляж в р-не Киевской и попал в плен)

29.05 Л-т Фридрих Бюманн II./JG52 Bf 109G-4 (W/n 19489)
Погиб в бою в р-не Киевской. (Таранен над Киевской на Як-7 л-том В. П. Сигаревым из 43-го ИАП. По другим данным, сбит в р-не станицы Самсоновская Як-1 ст. л-та Г.Р. Павлова из 42-го ГИАП и попал в плен.

04.06 Л-т Хорст Смиатек II./JG52 Bf 109G-4 (W/n 19745)
Сбит в бою с Як-1 в р-не станицы Молдаванская. Выпрыгнул с парашютом над морем и утонул.

06.06 Унтер-офицер Фриц Франке II./JG52 Bf 109G-4 (W/n 19454)
Сбит в бою в р-не Кабардинки, выпрыгнул с парашютом и попал в плен. (Сбит на Р-39 к-ном В.М. Дрыгиным и мл. л-том М.С. Лиховидом из 298-го ИАП)

06.06 Фельдфебель Клаус Дадд III./JG52 Bf 109G-4 (W/n 19541)
Подбит в бою, совершил вынужденную посадку в районе станицы Старотитаровская (или Варениковская). Умер в лазарете

07.06 Унтер-офицер Альфонс Прахт I./JG52 Bf 109G-2 (W/n 14619)
Погиб в авиакатастрофе в р-не станицы Гостагаевская

Кроме того, в мае хорватские летчики Никола Бунина на связном самолете KI 35 (W/n 3 279), Богдан Вуйчич на Bf 109G-2 (W/n 13 485), Альбин Штарк на Bf 109G-2 (W/n 14545) дезертировали и приземлились в расположении советских войск.
   
+
-
edit
 

ko4evnik

опытный

список потерь техники

Подразделение

Уничтожены:
- В воздуш. боях
- Зенитным огнем
- По тех. причинам
- По др. причинам

Повреждены:
- В воздуш. боях
- Зенитным огнем
- По тех. причинам
- По др. причинам

II./JG.3
- Три Bf 109 W/n 10334, 14744, 19448
-
- Два Bf 109 W/n 14705, 10460
-

- Bf 109 W/n 13576(40%) (по другим данным — 13763)
- Три Bf 109 W/n 14820 (50%), 19453(25%), 19498(5%)
- Три Bf 109 W/n 13748(45%) (по другим данным — 13248); 19264(60%). 14599 (50%)
- Четыре Bf 109 W/n13884(50%), 19540 (45%), 14890 (45%),14719(35%).

III./JG.3
- Два Bf 109 W/n 14946, 14955
-
-
-

-
-
-
- Bf 109 W/n 14842(80%)

I./JG.52
- Семь Bf 109 W/n 1381, 13602, 13617, 13781, 13788, 14580, 14850
- два Bf 109 W/n 13584, 19555
-
- Bf 109 W/n 14619.

- два Bf 109 W/n 13586(50%), 14134(20%)
- Два Bf 109 W/n 13455(40%), 13596(20%)
- Bf 109 W/n 13700(20%).
- Два Bf 109 W/n 13934(40%), 13536(35%)

II./JG.52
- Десять Bf 109 W/n 13688, 14309, 19251, 19454, 19489, 19525, 19527, 19550, 19709, 19745
- Два Bf 109 W/n 19748 (сбит по ошибке немецкими зенитчиками), 19758 (по другим данным 0988)
- Два Bf 109 W/n 14470, 19512
- Два Bf 109 W/n 13469, 14729

- Десять Bf 109 W/n 19335(70%), 14822(45%),14956 (45%), 19440 (40%), 19700(35%), 14847(25%). 19444(25%),19735(25%). 19598 (20%), 19769(20%)
- Bf 109 W/n 13720(40%)
- Три Bf 109 W/n 19235(30%), 19920 (25%), 19744(35%)
- Bf 109 W/n 19344 (30%), 14966(50%).

III./JG.52
- Шесть Bf 109 W/n 14036, 14997, 16118, 19261, 19504, 19541;
- Bf 109 W/n 19504
- Bf 109 W/n 19280
-

- семь Bf 109 W/n 19446(70%), 19702(50%), 19218(40%), 19747(40%), 19245(35%). 19238(30%). 19713(30%)
- Три Bf 109 W/n 19284(45%), 19313(30%). 14979(25%)
- Два Bf 109 W/n 19233(80%), 19766(20%)
- Два Bf 109 W/n 19228 (20%), 19755(20%)

13. (Slow.)/ JG.52
-
-
-
-

-
-
-
- Два Bf 109 W/n 19492(40%), 14801 (25%)

15.(Kroat.)/ JG.52
-
-
-
- Три Bf 109 W/n 13485, 13516, 14545, в том числе два угнаны дезертирами

-
-
-
- Пять Bf 109 W/n 13642(60%), 13741 (45%), 14032(35%). 13607(25%). 13761 (20%).
   
+
-
edit
 

VooDoo

аксакал

Все ли перечисленно, что там действительно было.
Из истребительных частей - вроде да. Добавлю только, что половина или более 109х были G4.

Есть ли список потерь союзников немцев.
Не знаю.

Потери фок.
Неизвестны.
   
RU armadillo #09.01.2006 18:14
+
-
edit
 

armadillo

опытный

А где были 51 и 53 эскадры? Венгры, итальянцы.
   

MIKLE

старожил

Vidi> Да и на востоке, стоит перетянуть линию фронта - и самолёт (если он не взорвался в воздухе у всех на глазах) уже не сбитый.

При чём здесь сбит/не сбит. речь о повреждениях.
немцы вообще любители подсчёта. достаточно вспомнить их систему с пунктами, где за сбитие четырёхмоторника давали 3 пункта, тогда как за истребитель один..

Vidi> Странное дело, только что вспомнил, человек (кажется чех, заключённый концлагеря или подз. завода ) рассказывал, что одной из его функций, было сортировать алюминиевый лом перед переплавкой.
Vidi> ( [»]

дык сбирать и переплавлять люминь лучше чем русфанер на дрова пускать. или амовские сборные аэродромы на заборы....

   
+
-
edit
 

VooDoo

аксакал

А где были 51 и 53 эскадры? Венгры, итальянцы.
I/51 - Брянск
III/51 - Красногвардейск
IV/51 - Орел

53 - Африка/Италия

Про венгров/итальянцев не в курсе.
   
UA Sheradenin #09.01.2006 23:26
+
-
edit
 

Sheradenin

аксакал

SkyDron> А вообще пропагандистких сказок хватало по обе стороны фронта.
Кто бы сомневался, это же война, значит все средства хороши... Пропаганда - вообще лучшее оружие.
SkyDron> Выискивать потери и пытатся уличить когото в нечестности и приписках - дело неблагодарное.
SkyDron> Данные противоборствующих сторон о потерях в воздухе всегда сильно рознятся.
Злой умысел искать действительно не надо. А вот правдоподобную статистику собрать исходя из перекрестной поименной проверки потерь это дело нужное.

SkyDron> Каким бы небыло соотношение потерь , результат известен - над Кубанью шли тяжелые и массовые воздушные бои и после Кубани и Курской дуги германская авиация уже не способна была завладеть былой инициативой на Востоке.
Еще бы вспомнить, то что летом 43 как раз начались массовые налеты американцев (и англичан) на Германию - многие истребительные части были переведены с восточного фронта в ПВО рейха... Масть пошла ;)
Хотя если бы и не пошла масть, то наша пехота все равно бы компенсировала как мне кажется...

SkyDron> Это - главный результат.[»]
Главный результат был что линию фронта на запад продвинуть удалось. Это если по общему итогу смотреть. Несмторя на то, что в воздухе все сложнее было - значит пехота за летчиков отдувалась.
   
RU 23AG_Oves #10.01.2006 11:19
+
-
edit
 

23AG_Oves

втянувшийся

С процентами очень хитрая система. Одно дело проценты насчитать, а другое - восстановить на самом деле самолёт по этим процентам :) Немцы занижали свои потери, как и все. Ещё одна хитрость - разнесение больших разовых потерь по времени. Из за этого путаница в дате сбитии того или иного лётчика возникала.
Статью не осилил, потому как увидел Г2-Г4 с MG131, да и новейшим на тот момент назвать его тяжело, поскольку в марте начался серийный выпуск Г6.
   
RU 140466(ака Нумер) #10.01.2006 11:38
+
-
edit
 
Да дело не в этом, количество самолётовылетов просело как только фрицы отступать пошли - налаженная инфраструктура кончилась, работать с таким напряжением фрицы не могут. Плюс бензин, видимо, кончился. В результате к 17 июля фрицы продували по количеству самолётовылетов в разы. Превосходство в воздухе было завоёвано.
   
RU spam_test #10.01.2006 12:08
+
-
edit
 

spam_test

аксакал

23AG_Oves> Немцы занижали свои потери, как и все. Ещё одна хитрость - разнесение больших разовых потерь по времени. Из за этого путаница в дате сбитии того или иного лётчика возникала.[»]

ну и зачем? конечно, в отчетах для прессы это очевидно. но для боевых действий это недопустимо, поскольку данные о потерях имеют непосредственное отношение к планированию действий авиации.
   

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru