Скажите, а КВРБ тоже 150 секунд довыводится на орбиту? При тяге 73580 Н и УИ 4522 Н/(кг/с) расход топлива получается 73580 / 4522 = 16,3 кг/с, что при массе топлива 19000 кг даёт 1168 секунд, а за 150 секунд сгорит 2445 кг. Это 12% - что-то слишком много для "довывода".
Valery_B> Использовать один КВРБ кажется очевидным решением, когда видишь, что каждый из них требуется заправить менее чем на половину. Но это иллюзорный выигрыш. Топлива для быстрого подвода к МКС может не хватить в случае мало-мальски нештатной ситуации.
Это уже совсем непонятно. Действительно, использовать один КВРБ кажется очевидным решением, и действительно когда каждый из них требуется заправить меньше чем наполовину. Ничего тут иллюзорного нет. Чистая экономия - масса одного КВРБ, которую можно использовать для топлива, а также стоимость одного КВРБ, которую можно использовать для увеличения прибыли. Это не считая упрощения сборки ПН (проще поставить один блок, чем два).
Что касается "Топлива для быстрого подвода к МКС может не хватить в случае мало-мальски нештатной ситуации", то, поскольку в схеме с одим КВРБ топлива всегда не меньше, чем в схеме с двумя, то проблема топлива стоит в первую очередь перед схемой с двумя КВРБ. У одноблочного варианта тут чистый выигрыш.
Valery_B> К тому же время на стыковку с кораблями НЕ превышает 5 часов (7.5 -1 -1.5) - 1 час на подвод блока к МКС, виток на ожидание старта в связке.
Я знаю, что Союзы сейчас по трое суток летят к МКС, а Прогрессы так и вовсе по четверо. Возможно, этот срок удастся серьёзно сэкономить, но положить всего час на подвод блока к МКС - это меньше витка - не слишком ли оптимистично?
Нужно понять, что больше времени занимает, подход к станции или собственно стыковка.
Valery_B> При одном КВРБ нужно произвести две стыковки последовательно за 5 часов.
Valery_B> При двух блоках стыковки проводятся параллельно.
Можно проводить одну стыковку, если Союзы уже состыкованы. Параллельная же стыковка вблизи станции - это повышенная опасность. Вообще, параллельная стыковка более сложна - больше систем контролировать одновременно с Земли. Стыковать вблизи друг друга две пары объектов сложно по тем же причинам. Так что, мне кажется, удобнее стыковать один КВРБ с одной состыкованной связкой Союзов.
Теперь насчёт состыкованной связки. На самом деле, Союз не предназначен для разгона "спиной вперёд". Даже относительно небольшие ускорения, приложенные наоборот, наверняка окажутся недопустимыми для людей. Поэтому Союзы придётся стыковать сонаправленно. Что даёт ряд проблем - например, нельзя из одного в другой перейти при такой стыковке, да и стыковочный узел уже нельзя использовать. С другой стороны, КВРБ всё равно нужно стыковать к Союзу сзади - так что Союз модифицировать со стороны агрегатного отсека всё равно придётся при любой схеме.
Однако лететь состыкованным, конечно, интереснее, поэтому можно с одним из Союзов привезти стыковочный переходник. Он будет нужен сразу после разгона - Союзы будут перестыковываться по аполлоновской схеме, с разворотом. За это можно брать с туристов дополнительно
. Дальше нужны небольшие коррекции - если их можно проводить одним Союзом "задом наперёд", то хорошо, иначе придётся отказаться от идеи лететь состыкованными.
С другой стороны, конечно, лететь расстыкованными проще - меньше модификаций оборудования. Наверное, для начала лучше всего сделать переходник Союз-Союз, между орбитальным отсеком заднего и агрегатным отсеком переднего, и монтировать Союзы до прихода КВРБ, используя манипулятор. Манипулятор вообще для всего надо бы использовать