Боевые автоматические аэростаты
12.07.2007 года
Воздухоплавательному испытательному центру Государственного летно-испытательного центра им. В.П.Чкалова исполнится полвека
15 июля 2007 года исполняется 50 лет Воздухоплавательному испытательному центру Государственного летно-испытательного центра им. В.П.Чкалова – профильному учреждению по испытаниям воздухоплавательной техники военного назначения.
История создания центра относится к периоду противостояния двух мировых систем и его формирование стало ответной мерой нашей страны на прогрессирующее развитие военного воздухоплавания за рубежом в 50-х годах прошлого столетия.
Самоотверженный труд нескольких поколений специалистов центра позволил возродить и применить военное воздухоплавание для решения различных задач, направленных на укрепление обороноспособности нашей страны и развитие фундаментальной науки.
Этим историческим очерком мы обращаемся ко всем ветеранам и действующим в настоящее время специалистам-воздухоплавателям, а также ко всем, кто неравнодушен к этому интереснейшему и старейшему виду авиационной техники, получившей за 50 лет новое дыхание в стенах центра.
Первое применение в Российской Армии аэростатной техники для военных целей относится к началу прошлого века – периоду войны России с Японией в 1905 г. и первой мировой войны 1914 г.
В этих компаниях, с целью наблюдения за противником и корректировки огня артиллерии, использовались привязные аэростаты. Это позволяло наносить максимальный урон противнику и экономить силы и материальные ресурсы своих войск.
Затем развитие военного воздухоплавания было продолжено в СССР. Ярким тому подтверждением стало применение привязных аэростатов во время Великой Отечественной войны.
С помощью привязных аэростатов выполнялись боевые задачи по организации противовоздушной обороны крупных городов страны, по наблюдению за войсками противника и корректировке огня артиллерии, по подготовке парашютистов-десантников. За годы войны в составе Красной Армии было сформировано 3 дивизии и 17 отдельных дивизионов аэростатов заграждения, 10 отдельных дивизионов аэростатов наблюдения и один отдельный воздухоплавательный отряд ВДВ.
В общей сложности насчитывалось около 3000 аэростатных постов и более 50000 человек личного состава.
Во время войны промышленностью Советского Союза было выпущено около 10 000 единиц различных типов привязных аэростатов: КО-1, КВ-КН, КАЗ, К6В-К6Н, БАЗ-136, МАЗ-1, АН-540, КАН-640, ДАГ-1, поставлено войскам около 10 млн метров аэростатного троса и необходимое количество наземной техники: водороддобывающих установок, аэростатных лебедок, газгольдеров и др.
По окончании войны большинство воздухоплавательных частей было расформировано, личный состав демобилизован, техника сдана на войсковые базы, а затем – списана.
Свободные автоматические аэростаты во время второй мировой войны имелись только на вооружении армии Японии и успешно использовались для доставки на территории США и Канады зажигательных и фугасных бомб.
Американские специалисты обобщили опыт Японии по созданию и применению свободных автоматических аэростатов и создали собственные аэростаты, которые в период «холодной войны» стали в массовом порядке применять против СССР и стран социалистического лагеря с разведывательными и провокационными целями.
По данным ПВО страны за период с 1956 по 1977 гг. подразделениями радиотехнических войск ПВО в воздушном пространстве СССР было обнаружено свыше 4000 иностранных АА, около 800 из них были сбиты.
Наряду с мерами дипломатического характера и мероприятиями по усилению ПВО руководством страны было принято решение о создании инфраструктуры отечественного военного воздухоплавания, основным направлением деятельности которой должно было стать оснащение Вооруженных Сил страны воздухоплавательной техникой.
Для решения этой задачи была создана кооперация, в которую были включены ведущие предприятия промышленности, КБ, НИУ и вузы МО СССР.
В качестве испытательного учреждения Министерства обороны СССР 15 июля 1957 года на фондах второй военной школы авиационных механиков, дислоцирующейся в г.Вольске Саратовской области, был сформирован Воздухоплавательный научно-испытательный исследовательский центр ВВС (ВНИИЦ ВВС), в задачи которого входили:
проведение всех видов испытаний воздухоплавательной техники и исследований по ее развитию и применению;
организация и проведение летных испытаний свободных автоматических и привязных аэростатов;
отработка вопросов боевого применения и оказания помощи войскам;
создание для целей испытаний собственной методической и лабораторно-испытательной баз и др.
Личный состав вновь созданного центра был укомплектован из числа инженеров НИИРАЗВАП Главного артиллерийского управления, инженеров-испытателей ГНИКИ ВВС им. В.П. Чкалова, выпускников военно-воздушных академий, офицеров военных представительств и частей ВВС.
Для проведения испытаний за короткий срок была создана основа испытательной базы центра: построены стартовые площадки и площадка газодобывания, цеха и лаборатории, построен и введен в действие водородно-кислородный завод с подземными газовыми коммуникациями, подготовлена и оборудована первая трасса испытательных полетов свободных автоматических аэростатов.
Для организации взаимодействия с командными пунктами штабов ВВС, ПВО, ВМФ и СВ, а также органами управления воздушным движением при проведении летных испытательных работ в центре был создан командный пункт управления полетами свободных автоматических аэростатов, а на протяжении всей испытательной трассы были оборудованы наземные (на базе командных пунктов войсковых частей ВВС) и позднее воздушные (на базе дальних бомбардировщиков Ту-16) пункты управления полетами.
Для выполнения задач по поиску, подбору и эвакуации приземлявшейся по окончании полета аппаратуры автоматических аэростатов центру была придана отдельная смешанная авиационная эскадрилья, включающая в себя два звена вертолетов Ми-4 и звено транспортных самолетов в составе одного самолета Як-12, одного самолета Ли-2 и двух самолетов Ил-14.
Благодаря опыту, энтузиазму и энергии нового поколения воздухоплавателей уже к концу 1957 г. был создан первый отечественный свободный автоматический агитационный аэростат АГ-1, к испытаниям которого приступил центр. Аэростат состоял из полиэтиленовой оболочки объемом 12 м3 и подвески, на которой размещался полезный груз – агитационно-пропагандистские материалы.
К первому поколению новой воздухоплавательной техники, которая была создана с 1958 по 1961 гг., относятся тренировочный пилотируемый аэростат ТА, аэростат-постановщик пассивных помех АРП, боевые аэростаты ближнего и дальнего действий БАБ-325 и БАД-3500, аэростат-метеоразведчик МР-1, высотный аэростат-лаборатория ВА, ранее созданные привязные аэростаты ДАГ-2, АН-800 и АЗ-55, аэростатные боеприпасы, стартовые устройства УСУ- 1, СУ АФ, ПСО и НСО.
Одновременно с испытаниями проводилась отработка вопросов боевого применения воздухоплавательной техники. Одним из таких вопросов была экспериментальная проверка эффективности постановки пассивных помех группой автоматических аэростатов в заданном районе. Эта работа проводилась совместно с центром боевого применения ВВС и завершилась участием центра в совместных учениях ПВО и ВВС, в которых отрабатывались вопросы противодействия фронтовым ракетам ПВО.
Научно-исследовательские работы, прово-димые центром в этот период, были направлены в основном на разработку предложений о перспективах развития, методах и способах боевого применения и разработке ТТТ на новые образцы ВПТ.
В апреле 1961 года вышло постановление Совета Министров СССР, предусматривавшее более высокий этап развития отечественного военного воздухоплавания, которое обязывало промышленность приступить к разработке
второго поколения воздухоплавательной техники. Постановлением предусматривалось создание необходимых условий, обеспечивающих проведение испытаний: были значительно расширены границы испытательной трассы: на востоке – до 120 град. в.д.; на севере – до 60 град. с.ш., на западе и юге – до госграницы СССР, свободные автоматические аэростаты могли совершать посадку на территории Монгольской Народной Республики, организованы дополнительные пункты слежения и управления полетами АА, сформированы филиал ВНИИЦ ВВС с дислокацией на станции Степь Читинской области и воздухоплавательная станция филиала в Улан-Баторе.
Директивами Генерального штаба ВС и Главного штаба ВВС в 1962 году на основе воздухоплавательного испытательного дивизиона ВНИИЦ ВВС был создан 262-й отдельный воздухоплавательный дивизион (в/ч 39206). Он обеспечивал проведение в ВНИИЦ испытательных работ. С его созданием закладывался опыт формирования воздухоплавательной части.
Период с середины и конца 60-х гг. – это период интенсивных испытаний воздухоплавательной техники второго поколения как на базе ВНИИЦ ВВС (с 23.10.1965 г. –13 ВНИЦ ВВС), так и на базе его филиала. В этот период были испытаны и приняты на вооружение ВВС: стратосферный свободный автоматический аэростат-носитель средств поражения, радиоэлектронной борьбы и агитматериалов АН – В; высотный аэростат-носитель АН – С; аэростат-фоторазведчик АФ-3Б, способный лететь к цели на одной высоте, а возвращаться на другой по принципу бумеранга; аэростаты -трассзонды АТ – С и АТ – В; аэростат метеорологической разведки МР-2; стратосферный аэростат-лаборатория ВАЛ-120; высотный аэростат-носитель агитматериалов АГ-6 и другие, а также средства наземного обеспечения этих аэростатов.
В этот же период создаются эффективные аэростатные боевые средства. Они проходят все виды испытаний и принимаются на вооружение.
Одной из ярких работ, проводимых 13 ВНИЦ в 60-е годы явилась работа по выполнению полета стратосферного аэростата-лаборатории «Волга», предназначенного для медико-биологических исследований и испытаний средств спасения экипажей стратосферных и космических летальных аппаратов. На этом аэростате парашютистами-испытателями было установлено два мировых рекорда по прыжкам из стратосферы: П.И.Долговым – с высоты 25350м с немедленным раскрытием парашюта, и Е.Н.Андреевым – с высоты 25180м и раскрытием парашюта на высоте 800м. Полковник П.И. Долгов при выполнении прыжка погиб. За мужество и героизм, проявленные при выполнении испытаний средств спасения экипажей, обоим парашютистам было присвоено звание Героя Советского Союза, П.И. Долгову – посмертно.
В этот же период начались испытания, а затем штатные полеты аэростата АС, предназначенного для полетов на высоте 20 км с астрономической станцией «Сатурн», масса которой составляла более 6000 кг.
Сложная и трудоемкая работа была проведена 13 ВНИЦ в 1968–1970гг. по программе совместного советско-французского эксперимента, связанная со стартами отечественных и французских стратосферных автоматических аэростатов из северных районов РСФСР.
Учитывая уникальные возможности нового поколения воздухоплавательной техники, на центр были возложены обязанности по обеспечению проведения летных экспериментальных работ многих институтов Академии наук, в том числе: ИЗМИРАН, НИИ-1 ГКАТ, ИПГ АН СССР, Радиевого института АН СССР, Физического института АН СССР им. Лебедева, ГОИ им. Вавилова, НИИЯФ МГУ, ЦНИИ-108, ФТИ АН СССР, ЛГУ и других. Всего за эти годы центром проведено свыше 200 стартов в интересах фундаментальной науки.
Для полномасштабных испытаний стратосферных аэростатов директивой Генерального штаба ВС СССР с июля 1970г. дополнительно расширен испытательный район полетов. Теперь он включал в себя практически всю территорию Советского Союза и Монгольской Народной Республики, а также акваторию Северного Ледовитого океана по линии Земля Франца Иосифа, Северная Земля, остров Герольд, мыс Дежнева и акваторию Тихого океана до 180 0 в.д. Этой же директивой филиал 13 ВНИЦ из поселка Степь Читинской области был передислоцирован в п. Ключи Камчатской области, а 262-й отдельный воздухоплавательный дивизион из г.Вольска в г. Николаевск-на Амуре.
Наряду с испытаниями воздухоплавательной техники и проведением исследований, 13 ВНИЦ в начале 70-х годов принимает участие в учениях, различных показах и ряде других мероприятий, в частности: учениях «Днестр», проводимых по плану Главного штаба ВВС. С по-мощью 60 аэростатов АРП была создана область помех, размеры которой составили 170х20х12 км, тем самым была показана достаточно высокая эффективность применения свободных автоматических аэростатов для этих целей;
исследовательских учениях ПВО «Аэростат-70» по отработке методов и способов борьбы с иностранными автоматическими аэростатами;
во второй половине 70-х и начале 80-х годов центр участвует в отработке практических мер по уничтожению малообъемных аэростатов, которые могли выполнять полет на высотах 2 – 4 км; на полигоне „Грошево” проведен показ воздухоплавательной техники руководству страны и МО СССР с демонстрацией стартов автоматических аэростатов и сбросом листовок;
в 1972 году по плану Генерального штаба МО СССР с представителями командования видов ВС, родов войск и других проведены занятия по ознакомлению с новой военной техникой. Были представлены свободные автоматические аэростаты-носители боевых средств, аэростаты-фоторазведчики и агитационные аэростаты. В этом же году на показе авиационных средств РЭБ были показаны свободные автоматические аэростаты- постановщики пассивных помех.
Такого рода показы воздухоплавательной техники продолжались вплоть до 1989 года.
Значительную часть испытательных работ 1970 – 1977 гг. составляли специальные, контрольные и контрольно-лабораторные испытания, по результатам которых были значительно расширены возможности ВПТ, особенно СНО аэростатов (ПВДУ-1, ВУГ-300, ПГЗ-2500, УСУ-2).
В начале 70-х годов центр приступил к испытаниям пневмосооружений – укрытий легкого полевого типа. В последующие годы были испытаны пневмосооружения: УПС-8-С, УПС-12-Т, УПС-16-Т, УПС-20-СГ, КПС-6-2С, ПТС-8, КНС, ПСМ-4 и др.
В первой половине 70-х годов центром были проведены государственные испытания последних образцов второго поколения свободных автоматических аэростатов и средств их наземного обеспечения.
Воздухоплавательная техника органически влилась в ряды боевой техники, состоящей на вооружении ВВС.
В этот период по инициативе специалистов центра разрабатывается, а потом проводится промышленностью ОКР по созданию ретранслятора связи. Практическая отработка по применению ретрансляторов проводилась на базе центра, а также с участием специалистов центра на учениях и в ряде воздушных армий военных округов.
В период с 1975 по 1977 гг. были сформированы воздухоплавательные части в четырех военных округах. Центр активно включился в работу по обучению личного состава воздухоплавательных частей, как на своей базе, так и на местах их дислокаций. Такой подход оказал положительное влияние: обученный личный состав воздухоплавательных частей мог в кратчайшие сроки самостоятельно организовывать и проводить работы по применению воздухоплавательной техники. В середине 1978 года на базе центра проводились учения с привлечением личного состава воздухоплавательных частей из четырех воздушных армий, самолетов и вертолетов частей ВВС (МиГ-17, Ту-16, Ан-26, Ми-8), радиолокационных частей войск ПВО. Из специалистов центра была создана группа инструкторов, в задачу которой входили обучение личного состава расчетов и контроль их работы в ходе учений. Подобную работу специалисты центра осуществляли также на учениях, которые были проведены последовательно: в 1981г. (учения «Восток», «Запад»); в 1983г. (ОдВО, Средне-азиатский ВО); в 1984 и 1985гг. (ДВО); в 1988г. (ОдВО и корабли Черноморского флота).
Учения подтвердили на практике основные положения Боевого устава воздухоплавательных частей и руководства по инженерно- воздухоплавательной службе. Полученные результаты были обработаны и по ним были подготовлены предложения в существующие штат и табель воздухоплавательных частей. Кроме того, центром были уточнены виды подготовок воздухоплавательной техники к применению, исследованы методы управления воздухоплавательными частями и пути их совершенствования, отработаны практические вопросы взаимодействия и обеспечения безопасности полетов авиации в районах боевого применения аэростатов. Центр участвовал в обеспечении радиосвязи с боевыми вертолетами, работающими в горах Афганистана, а также в подъемах на привязных аэростатах осветительных установок над возводимым укрытием «саркофага» четвертого блока Чернобыльской АЭС. В начале 80-х годов центром завершены государственные испытания и принято на вооружение ВВС третье поколение воздухоплавательной техники: аэростаты-носители АН-С1, АН-В1Б; аэростаты-ретрансляторы связи „Выпь-АМ” и „Выпь-ПМ”; передвижной газозаправщик ПГЗ-2500; водороддобы-вающие установки ВУ-500 и ПВДУ-1М; компрессор ПВК-320; стартовые устройства УСУ-2К и УСУ-3; передвижная криогенная установка ПКУ. В середине 80-х годов совместно с промышленностью проведена объемная работа по совершенствованию методов стартов свободных автоматических аэростатов. В этот же период прошло государственные испытания универсаль-ное стартовое устройство УСУ-5, позволяющее проводить старты всех типов свободных автоматических аэростатов; совместно со специалистами академии связи им. С.И.Буденного и других предприятий и учреждений проводятся экспериментальные испытания ретрансляторов связи в интересах стратегических войск. В этот же период у центра появляется новая тематика – привязные аэростаты, возрождение которых началось с испытаний комплекса связи на сверх- длинных волнах «Астра». Затем в центре прошли испытания аэростатный ретранслятор связи в УКВ-диапазоне на базе МПАК «Шерстяк» и комплекс уводящих помех «Реалия».
Позднее центр принял участие в экспериментальных и заводских испытаниях привязного аэростатного радиолокационного комплекса «Телескоп», предназначенного для обнаружения низколетящих малоконтрастных целей (объем оболочки – 10000 м3, высота подъема –2000 м, содержание у земли – стационарный круговой моно-рельс, электропитание аппаратуры – по стальному кабель-канату, передача информации – по телеканалу).
В этот период специалистами центра разработаны: Боевой устав воздухоплавательной части, руководство по инженерной-воздухоплавательной службе, временные нормы боеготовности воздухоплавательной части в мирное и военное время, учебные пособия по свободным автоматическим и привязным аэростатам, их бортовой аппаратуре и вооружению, методические пособия по применению воздухоплавательной техники.
Специалисты центра принимали непосредственное участие в организации и проведении шести научно-практических конференций по воздухоплаванию, которые были посвящены рассмотрению актуальных вопросов развития воздухоплавательной техники, ее боевому применению, испытаний и эксплуатации. Рекомендации и решения конференций включались в программные документы, определяющие и направляющие развитие военного воздухоплавания в СССР.
За весь период своего существования центром выполнен значительный объем работ по обеспечению предварительных (заводских) испытаний, а также экспериментальных работ, проводимых совместно с различными организациями страны как в интересах МО, так и в интересах промышленности, фундаментальной и прикладной наук. Подавляющее большинство этих работ проводилось в отрыве от основной базы: на территориях полигонов: Байконур, Сары-Шаган, озера Балхаш, Воркуты, Ахтубинска и Камчатки с перебазированием туда испытательных бригад и необходимых материальных средств и техники.
В рассматриваемый период центром был испытан стратосферный аэростат-лаборатория ВАЛ-120 МБА, предназначенный для проведения научных экспериментов в верхних слоях атмосферы. С помощью этого аэростата были проведены совместные исследования с учеными Бразилии, Китая, Японии. Эксперименты проводились на территориях России и Китайской Народной Республики.
На базе центра совместно с учеными Франции была отработана парашютная система, предназначенная для спуска космического аппарата на планету Марс.
Большой объем работ был проведен по совершенствованию метеообеспечения полетов аэростатов. Силами инженеров-метеорологов центра были созданы уникальные и совершенно новые методы прогнозов: синоптический, синоптико-статистический, гидродинамический, численный и метод данных о ветре в пункте старта в любое время года; создана автоматизированная система централизованного метеообеспечения полетов свободных автоматических аэростатов при проведении стартов практически в любой точке России.
С 1980 года центр выполняет функции центрального прогностического органа по разработке прогнозов маршрутов свободных автоматических аэростатов для воздухоплавательных частей.
В 90-е годы центр принимал активное участие в проекте «Термоплан», в проведении испытаний по применению привязного аэростатного комплекса «Шерстяк» для подготовки парашютистов.
В этот период в центре проведены государственные испытания унифици-рованных многоцелевых свободных автоматических аэростатов оперативно-тактического и стратегического назначений. По своим тактико-техническим характеристикам эти аэростаты способны заменить практически весь типаж свободных автоматических аэростатов -носителей предыдущего поколения.
Центром как самостоятельно, так и в качестве соисполнителя проведен значительный объем исследований по обоснованию перспектив развития и отработке программ вооружения. В материалах исследований были обоснованы летно-технические характеристики перспективных образцов воздухоплавательной техники с учетом оценки их боевой эффективности и унификации, разработаны предложения по тематике прикладных, поисковых и фундаментальных исследований в области развития воздухоплавательной техники. Уточнен круг задач, решаемых привязными аэростатными комплексами.
Процесс распада СССР сказался и на военном воздухоплавании: прекратилось серийное производство воздухоплавательной техники, прекратилось финансирование многих ОКР и НИР.
В начале 1999 года Воздухоплавательный испытательный центр был расформирован, а в начале 2000 года вновь восстановлен, но с минимально возможной численностью военнослужащих и гражданского персонала. Основной задачей центра стало сохранение жизненно важных структур лабораторно-испытательной базы, обслуживание и сбережение воздухоплавательной техники, поступившей из расформированных воздухоплавательных частей. Но в это же время, несмотря на сокращение численности личного состава, специалисты центра осваивают тепловые и газовые аэростаты, выполняя на них пилотируемые полеты, продолжают работы по испытаниям воздухоплавательных комплексов, проводят государственные испытания мобильного привязного аэростатного комплекса «Межбровье», специальные испытания экспериментального образца аэростатной системы заграждения (защиты), государственные испытания полевого газозаправочного комплекса ПГК-2, государственные испытания опытного ремонтного образца ПГЗ-2500, отрабатывают методики по применению воздухоплавательной техники и участвуют в экспериментах по их практической реализации при выполнении работ на полигоне ГЛИЦ МО РФ по испытаниям перспективных авиационных средств вооружения.
В этот период центр сопровождает выполнение НИР «Прогресс» по разработке перспективного комплекса бортовой аппаратуры управления полетом свободного автоматического аэростата, НИР «Шприц-С» – по созданию аэростатной аппаратуры разведки. И, наконец, с 2000 года в центре проводятся первые в его истории испытания и опытная эксплуатация дирижаблей «Аэростатика-01» и «Аэростатика-02». За этот период подготовлено 10 пилотов, 3 из них допущены к полетам в качестве пилотов-инструкторов.
За свою 50-летнюю историю центр прошел этапы взлета и спада своей деятельности, но сегодня можно с уверенностью сказать – отечественному военному воздухоплаванию быть.
Центр за прошедшие годы стал единственной в стране кузницей по подготовке кадров по воздухоплавательным специальностям.
За 50-летнюю историю существования центра 1278 военнослужащих награждены государственными наградами за добросовестный труд, подготовлено 11 кандидатов технических наук.
13 Воздухоплавательный испытательный центр состоялся как испытательное учреждение и занял достойное место среди испытательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.
Личный состав центра с оптимизмом смотрит в будущее и готов применить накопленный опыт и знания для развития этого нужного направления в интересах нашей Родины.
Многие поколения воздухоплавателей создавали историю ВИЦ. За 50 лет тысячи людей внесли свой вклад в становление и развитие центра.
Искренняя благодарность и низкий поклон всем, кто создавал центр и прославил его трудовыми достижениями.
Виртономика :: экономическая многопользовательская онлайн игра, бизнес-тренажёр и социальная сеть
//
game.mybiz.ru