Собственно, сабж.
Идее под сто лет скоро (восходит, видимо, к Циолковскому), и встречаются упоминания, что когда-то где-то что-то кое-кто даже пробовал - но как-то оно совсем не того. Даже по сравнению с поездами на магнитной подушке - более хай-теховым и сложным изделием.
Почему, собственно? Ведь те же магнитопоезда на выпуклый глаз выглядят более дорогими, сложными (как в части поезда, так и в части пути), и менее надёжными - по сравнению с довольно кондовой идее поезда на воздушной подушке.
Рельсофанаты, кто в курсе?
Из старых попсовых книжек:
Воздушная подушка
В конце 1924 г. в калужских железнодорожных мастерских Сызрано-Вяземской железной дороги под руководством инженера А. Л. Чижевского проводились опыты, которые должны были проверить одну из научных идей К. Э. Циолковского. Константин Эдуардович предлагал для сверхбыстрого движения поездов «вдувать слой воздуха между основанием вагона и полотном» дороги. Проверка показала, что поток воздуха создает между днищем вагона и полотном дороги как бы воздушную подушку, на которую и опирается бесколесный экипаж. Опытные поезда на воздушной подушке, построенные во Франции, ФРГ, США, показали неплохие скоростные качества.
Первоисточник идеи:
Циолковский, «Трение и сопротивление воздуха» (1927)
(иногда попадается название «Сопротивление воздуха и скорый поезд»)
Скорый поезд. Идея предмета. Трение поезда почти уничтожается избытком давления воздуха, находящегося между полом вагона и плотно прилегающим к нему железнодорожным полотном. Необходима работа для накачивания воздуха, который непрерывно утекает по краям щели между вагоном и путем. Она не велика, между тем как подъемная сила поезда может быть громадна. Так если сверхдавление в одну десятую атмосферы, то на каждый квадратный метр основания вагона придется подъемная сила в одну тонну. Это в пять раз больше, чем нужно для легких пассажирских вагонов. Не нужно, конечно, колес и смазки. Тяга поддерживается задним давлением, вырывающегося из отверстия вагона воздуха.
Оригинал первоисточника можно, по идее, отыскать здесь, если кому-то вдруг интересно: