Сорокаминутный монолог в прямом эфире по плечу не всякому кандидату в президенты
ЦИКу предстоит определиться, был ли показ встречи Путина с доверенными лицами информированием о его деятельности как главы государства или как кандидата на высший пост в стране
Мария Чегляева
13 февраля 2004
Читайте сюжет: Ход президентской кампании
[версия для печати]
Двенадцатого февраля некоторые государственные телеканалы показали встречу действующего главу России, а также кандидата на президентский пост Владимира Путина со своими доверенными лицами. После этого со стороны других претендентов на президентское кресло последовали обращения в Центральную избирательную комиссию с просьбой разобраться в случившемся и заявлениями о неправомерности подобного рода действий.
В частности, кандидат, выдвинутый представленной в парламенте Коммунистической партией РФ Николай Харитонов сказал, что за подобное нарушение избирательного законодательство Владимир Путин должен быть снят с выборов. Николай Харитонов, а также Ирина Хакамада направили в ЦИК заявления, в которых попросили их встречи со своими доверенными лицами освещать в СМИ так же, как и аналогичные мероприятия с участием Владимира Путина. Эти заявления поддержал и кандидат в президенты, лидер думской фракции «
Родина» Сергей Глазьев. Что касается реакции на эту конфликтную ситуацию со стороны Центральной избирательной комиссии, то, по словам ее председателя Александра Вешнякова, ему сложно давать какие-либо оценки или прогнозы, так как сам он не видел этих телесюжетов. Тем не менее, он отметил, что условия, предоставляемые всем кандидатам, должны быть равными.
Александр Вешняков также заявил, что желательно получить ответ на вопрос, из каких средств оплачиваются подобные материалы. Ведь если эта демонстрация классифицируется как агитация, то она должна быть оплачена из предвыборного фонда кандидата в президенты или предоставляться ему на правах бесплатного эфирного времени. Однако Владимир Путин отказался от бесплатного эфирного времени, впрочем, как и от участия в теледебатах. Но, так как предвыборная агитация не является единственным способом доведения до населения сведений о кандидатах, то и оплачивать все материалы в СМИ они не обязаны. Глава ЦИК заявил и о том, что кандидат может быть вовсе не при чем, а вот СМИ должны знать правила освещения избирательной кампании. Телеканал «
Россия», в свою очередь, настаивает на том, что трансляция выступления Владимира Путина проходила в рамках информирования населения о работе действующего президента.
Представляется, что именно вопрос о том, была ли данная трансляция информированием или агитацией, может стать основным спорным моментом. С одной стороны, Владимир Путин встречался со своими доверенными лицами, которые являются таковыми именно на период избирательной кампании. Значит, можно прийти к выводу, что в данной ситуации Владимир Путин выступал в качестве кандидата в президенты. С другой стороны, ему как главе государства законодательством разрешено не уходить в отпуск на время избирательной кампании, следовательно, сделать свой доклад он мог и как действующий президент.
Тем не менее, даже если допустить, что в данном конкретном случае Владимир Путин выступал в амплуа кандидата в президенты, все равно можно по-разному оценить факт трансляции его встречи с доверенными лицами и представителями СМИ. В законе «О выборах президента РФ» прописаны понятия информирования избирателей и агитации. К агитации относятся такие вещи, как: "призывы голосовать за или против кандидата; выражение предпочтения кому-либо из кандидатов; описание возможных последствий избрания или неизбрания кандидата; распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах; распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату; иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за или против кандидата, против всех кандидатов".
Из этого довольно широкого перечня в нашем случае сразу можно исключить несколько пунктов. Так, в выступлении Путина не было призывов голосовать за него или против его конкурентов. Также не выражались предпочтения относительно кого-либо вообще и не описывались последствия избрания или неизбрания. Представляется, что только два пункта могут вызвать вопросы - это "распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах" и "распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей". Что касается первого, то его можно отбросить за отсутствием упоминания других кандидатов, следовательно, не могло быть и преобладания сведений.
Что касается претензий со стороны оппонентов Владимира Путина, то они касались именно пункта, связанного с профессиональными обязанностями. Так, по мнению Ирины Хакамады, «если действующий президент страны проводит рабочие встречи, которые транслируются телевидением, то это вполне правомерно. Но если в прямом эфире транслируется его встреча в качестве кандидата в президенты с доверенными лицами, то к этому у ЦИК должно быть совершенно иное отношение». Тем не менее, если проанализировать выступление Владимира Путина, то оно как раз и было посвящено отчету о его профессиональной деятельности и непосредственных должностных обязанностях, а также планам на будущее. Таким образом, можно прийти к выводу, что агитация как таковая в данном эпизоде не просматривается.
Если же демонстрация встречи Владимира Путина юридически будет признана (а ЦИК обещал с этим разобраться) как информирование граждан о его деятельности на посту президента, то претензии его оппонентов могут быть признаны несостоятельными. Тем не менее, если будет признано, что имело место информирование избирателей о предвыборном мероприятии Владимира Путина как кандидата в президенты, то здесь могут быть определенные последствия. Однако с большей вероятностью не для Владимира Путина, а для СМИ, так как именно к ним предъявляется требование о том, что «информационные материалы, размещаемые в СМИ или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство кандидатов».
В этом случае другим кандидатам в президенты телеканалы, показавшие сюжеты о встрече Владимира Путина с доверенными лицами, должны будут предоставить аналогичное время в освещении их предвыборной деятельности. Стоит отметить, что в разъяснениях относительно соблюдения принципа равенства кандидатов на парламентских выборах представители ЦИК говорили об общем эфирном времени или печатной площади за предвыборный период. Если такая трактовка применима и в отношении выборов главы государства, то информировать граждан о действиях конкурентов Владимира Путина телеканалы смогут не единовременно, а в течение оставшегося до конца избирательной кампании периода. Представляется, что единовременная трансляция, посвященная другим кандидатам в президенты, может даже повредить некоторым из них. Ведь не все они обладают хорошими ораторскими качествами и способностью 40 минут подряд говорить внятно, интересно и без повторов.
www.strana.ru/stories/03/12/10/3446/207512.html
[font=Arial]Далее ЦИК прореагировал так:
[/font]
Секретарь ЦИК: отвечать за показ встречи Путина должны СМИ
14.02.2004 11:44 MCK
Читайте сюжет: Ход президентской кампании
[версия для печати]
МОСКВА, 14 февраля - Секретарь Центризбиркома Ольга Застрожная квалифицировала трансляцию на телеканале "Россия" выступления кандидата в президенты РФ Владимира Путина, встречавшегося 12 февраля со своими доверенными лицами, как нарушение правил агитации. "Я считаю, что это прямое нарушение правил предвыборной агитации", - заявила Застрожная.
В интервью газете "Коммерсант", опубликованном в субботу, она подчеркнула, что отвечать за это должен не кандидат, а средство массовой информации. По оценке секретаря ЦИК, передача была агитационной, а не информационной. "Потому что информационной она была бы, если бы СМИ сказали: "Прошла встреча такого-то кандидата с доверенными лицами". Когда содержание приводится полностью, это уже агитационный прием", - сказала Ольга Застрожная. При этом она напомнила, что агитация производится по определенным правилам, установленным законом, в том числе за счет избирательного фонда или бесплатного времени, отведенного кандидатам на равных условиях.
Представитель Центризбиркома отметила, что "отвечать за нарушение будет тот, кто нарушил, то есть СМИ". "Для них существует административная ответственность. Чтобы установить, кого привлекать к ответственности, надо выяснить, какова была технология, кто принимал решения о том, что это выступление идет в эфир", - сказала Ольга Застрожная. Об этом сообщает "Интерфакс".
http://www.strana.ru/stories/03/12/10/3446/207522.html
Последний вопрос Засторожной весьма пикантен: "Россия" государственный телеканал. Значит будут искать "козлов", а засим демократия восторжествует, а порок будет наказан.