Дов быстро в уме прошелся по всей процедуре атаки. Будет он позже или раньше над целью? Было критически важно сбросить бомбы точно вовремя чтобы не нарушить время и интервалы для звена Дана, идущего следом. Он включил радар и выбрал дистанцию поиска в пределах 40 миль (65 км), пытаясь обнаружить на экране маленькие зеленые квадратики, обозначающие иракские МиГи. Он также осмотрел небо визуально. Нигде ничего не было. Пока всё шло хорошо. Одновременно он прошелся по всем системам чтобы последний раз проверить всё ли там нормально. Топливо? Более половины ушло из-за большого расхода на малой высоте, но осталось не меньше, чем планировалось и в экономичном режиме полета назад на высоте должно было хватить чтобы благополучно вернуться домой. Температура двигателя и обороты – нормально. Электрических проблем нет. Всё было в порядке. Теперь надо было подготовить к использованию пиропатроны и дипольные отражатели, которые давали определенную защиту от ракет противника. Тумблеры включения этих систем были расположены неудобно, позади. Ему пришлось взяться за РУД левой рукой, а правой нащупать сзади нужные переключатели. Чёрт побери, подумал Дов. Не могли они поместить эти штуки там, где было бы проще их включать? Это было серьезным неудобством, лететь над самой землей на большой скорости в такой неудобной позе и управляя самолетом непривычной левой рукой. Одно неудачное движение ручкой управления этой рукой, координация которой хуже, чем у правой руки, и самолет врежется в землю. Всё было бы намного проще, если бы эти переключатели были слева, а не справа. Он выбрал комбинацию, при которой выбрасывалось 20 упаковок отражателей, по две каждую секунду, во время 10 секунд набора высоты перед атакой, когда он будет наиболее уязвим над целью. Затем он запрограммировал сброс остальных десяти упаковок на момент ухода от цели. Закончив с этим, он выглянул из кабины и внутри у него всё похолодело. Впереди, прямо по курсу и поперек их направления протянулась цепочка металлических мачт высоковольтной линии электропередач. Это была большая недоработка разведки. Этой линии на карте не было. Видно её возвели совсем недавно. У Дова не было выбора. Он нарушил радиомолчание: Всем вверх, быстро. Впереди электролиния высокого напряжения. Самолеты промчались над самыми мачтами. (Этот эпизод, кстати, показывает как низко они летели.)
Чёрт, это было опасно, подумал Дов. Но теперь назад, к подготовке атаки. Он включил цифровой дисплей на контрольной панели и начал устанавливать соответствующие режимы оружия. До сих пор, нажатием кнопки на РУСе он мог управлять ракетами Сайдуиндер, на случай воздушного боя. Теперь он изменил это на управление бомбами. После сброса бомб, он вернется назад к ракетам. Затем он перешел к информации по замедленному подрыву бомб. На дисплее появились данные о минимальной высоте, с которой бомбы должны быть сброшены чтобы взрыватели успели сработать. Эта величина составляла 4,8 секунды задержки с момента сброса до момента взрыва. Это означало, что бомбам надо было пролететь как минимум 2500 футов (750 м) перед тем, как они пронзят купол реактора. Иначе они не взорвутся. Это была мера безопасности чтобы защитить его самого и следующего за ним от шрапнели в случае сброса бомбы слишком низко. Затем он проверил статус бомб.
Всё. Наступил тот момент, когда больше некогда было беспокоиться о ракетах, МиГах, двигателе, топливе или о чем-либо другом. Теперь всё внимание должно быть сконцентрировано на нахождении точно на своём месте и подготовке к бомбометанию. Дов бросил быстрый взгляд вправо. Его ведомый, Самуил, был точно на своём месте. Позади он мог видеть Иосифа и Амоса. Он увеличил скорость до 600 узлов (1.110 км/час). Очертания всего на земле сразу стали нечеткими, смазанными. Дов смотрел далеко вперед и одновременно следил за ИЛС. Теперь все смотрели во все глаза.
Ф-15 Иглы слева включили минимальный форсаж и быстро набрали высоту 20.000 футов (6000 м), сформировав барьер между тяжело нагруженными Фалконами и иракскими авиабазами в эль Такаддуме и Хаббании, где базировались МиГи, на дистанции в 35 миль (55 км) к северу.
Пилоты Иглов включили свои поисковые радары и могли теперь легко обнаружить любые взлетающие МиГи сразу на взлете. Их было легче сбивать, когда они выходили из-под защиты ПВО своего аэродрома.
Ф-15 Иглы справа тоже включили форсаж и поднялись на высоту 25.000 футов (7.500 м), образуя барьер между Ф-16 и огромной иракской авиабазой Убейда бин эль Джарра в 80 милях (130 км) южнее у реки Тигр.
Обе группы МиГов-перехватчиков находились за пределами зоны действия сильной системы ПВО вокруг Багдада.
Ф-16 Фалконы выдвигались в зону атаки. Вот они уже пересекли древнюю и знаменитую реку Евфрат. Тыловая пара Иглов заняла высоту 20.000 футов (6000 м), создав зонтик над Фалконами чтобы прикрыть их от МиГов с трех больших аэродромов в самом Багдаде: Решид, Мутена и международный аэропорт.
Инерциалка и радар уже показывали цель в 18 милях (30 км) по курсу. Дов уже видел строения и блестящий белый купол. Теперь они шли вдоль реки Тигр.
До атаки оставались считанные секунды.
4 мили (6,5 км) до цели. Время набирать высоту. Дов включил максимальный форсаж и слегка нажал на очень чувствительный РУС. За 4 секунды он ракетой взмыл на высоту 7000 футов (2.100 м) – прямо против солнца, как и планировалось.
Затем он по возможности плавно выполнил крутой разворот влево на 90 градусов с перегрузкой 5 ед., опустил нос Фалкона ниже горизонтального положения, убрал крен, выключил форсаж и спикировал прямо на купол реактора. Всё его внимание было целиком сосредоточено на куполе и удержании его в прицеле, по мере того как момент сброса приближался всё ближе и ближе. Дов пикировал под углом 38 градусов, мчась к земле со скоростью пули. Краешком глаза он глянул на указатель наличия облучения радаром, но такого не было. Никаких признаков присутствия в воздухе ракет ПВО не было. Указатель был тих. Да работает ли он? – мелькнуло в голове у Дова. Могло ли это быть правдой? Никаких ракет? Он осторожно позволил себе на короткое время побыть оптимистом. Может мы действительно застали их врасплох? Он продолжал атаку.
5.500 футов (1650 м).
5.000 футов (1.500 м).
4.500 футов (1350 м).
Он мчался к земле. Полная концентрация. Долгие годы тренировок достигли своей кульминации в этот момент. Надо было поразить цель менее 60 футов (18 м) в диаметре.
4.000 футов (1.200 м) – высота сброса. Но Дов решил опуститься ещё ниже, чтобы попасть наверняка.
Самуил был рядом с ним. Он сбросил бомбы раньше своего ведущего, ровно на высоте 4.000 футов (1.200 м) и начал набор высоты.
Дов напомнил себе самому не «примёрзнуть» к цели и оставить достаточно высоты для выхода из пике. Его палец лежал на кнопке сброса на РУСе. Он внимательно следил на ИНС как линия падения бомбы была направлена точно на купол реактора.
3.900 футов (1.170 м).
3.700 футов (1.110 м).
3.600 футов (1.080 м).
Алтиметр менял показания высоты столь быстро, что казалось будто это движение секундной стрелки в часах. Самый центр купола лежал в перекрестье прицела.
3.500 футов (1.050 м). Дов нажимает на кнопку сброса и две 1000-кг бомбы устремляются к цели. Он выходит из пике, включает форсаж и делает крутой разворот влево и вверх, с перегрузкой 4 ед. Дов переключает систему на ведение воздушного боя с применением ракет Сайдуиндер и пушки, если он будет атакован истребителями противника. Краем глаза Дов всё же успел заметить как бомбы пронзили купол. Прямое попадание, реактору конец, подумал он с огромным удовлетворением. Впервые в истории обычное оружие одной страны успешно уничтожило ядерный потенциал другой страны. Вместе с Самуилом, они быстро удалялись от цели в сторону солнца, прочь от опасных зенитных ракет иракцев, включив автоответчик на опознание свой-чужой чтобы Иглы не приняли их за МиГи.
Затем Иосиф и Амос атаковали реактор, который уже частично обрушился после удара Дова и Самуила. Иосиф думал: Дов и Самуил ударили точно, теперь я должен завершить работу. Он прицелился. В воздухе появились небольшие серо-белые пучки как клочки ваты. Но это не были облака. Они стреляют в нас, сообразил Амос. Это разрывы снарядов. Не имеет значения. Смотри в прицел и сбрось бомбы на цель, сказал он самому себе. Убрать крен. Всё в порядке. Входим в пике. Надо немного выждать.
Под ними проносится зенитная ракета, оставляя за собой длинный шлейф белого дыма и уходит куда то в небытие.
Высота 4.000 футов (1.200 м). Они сбрасывают бомбы одновременно.
Теперь наступает очередь второго звена. Дан и Исаак набирают 5.000 футов (1.500 м) и атакуют. Их время и интервал были точны. Дан отлично справился с навигационной задачей и появился над целью ровно через запланированные 30 секунд после ухода звена Дова. Они видели как бомбы их товарищей привели к коллапсу здания реактора. В воздухе не было большого кол-ва пыли так как бомбы взорвались внутри сооружения и следы разрушения были хорошо видны.
Исаак одним глазом смотрел в прицел, а другим поглядывал не появятся ли МиГи, атакующие их в момент бомбометания. Исаак также чувствовал, что его недостаточный опыт с Ф-16 сказывается. Как бы там ни было, но они продолжали атаку. Оба спустились до высоты 3.400 футов (1.020 м), даже ниже, чем Дов и только тогда произвели сброс бомб. Участок неба перед ними был покрыт бело-серыми пучками разрывов. Огонь зенитчиков был неточен, но плотен и устрашающ. Дан всегда был летчиком-истребителем и эти полеты на малых высотах были страшноваты для него даже сами по себе, а тут ещё к этому добавился самый плотный огонь зенитной артиллерии, какой он когда-либо видел. Их Фалконы затрясло, когда они круто вышли из пике и взмыли ввысь. Что случилось? - подумал Дан. Но раздумывать было некогда. Крутой разворот влево и вверх. Поскорее бы умотать отсюда.
Габриэлю и Уди досталось самое лучшее и самое худшее: наихудший огонь ПВО и наилучший вид обрушившегося реактора. ЗСУ-23-4 зенитные артустановки с радиолокационным наведением не успели как следует изготовиться к стрельбе чтобы поразить Фалконы. Артиллеристы пытались вести огонь, работая вручную. Они успели выпустить много снарядов, но это была тщетная попытка. Пуски зенитных ракет имели место. Сигналы пуска по ним ракет даже звучали в кабинах Фалконов, но ракеты не смогли поразить свои цели. Внезапность атаки была полной. За две минуты, израильские самолеты превратили главную техническую гордость Ирака в руины и лишили Саддама Хусейна надежды в скором времени заполучить в своё распоряжение атомную бомбу. Опасения, что будут разбросаны радиоактивные материалы и произойдет радиоактивное заражение местности не оправдались. Уран, находившийся в бункере, в 200 футах (60 м) в стороне не пострадал. Бомбометание было выполнено с такой точностью, что все бомбы легли в реактор.
Цель была диаметром 60 футов (18 м). 15 бомб приземлились в пределах 40 футов (12 м) друг от друга. Одна бомба упала чуть в стороне и разрушила лабораторию по исследованию нейтронов. Одна бомба не разорвалась в центре реактора. Впоследствие появились спекуляции, что эта бомба имела специальную задержку детонации чтобы взорваться, когда строители будут разбирать завалы. Но это неправда. У израильтян не было намерения вызвать жертвы. Они планировали операцию с целью наоборот, свести жертвы к минимуму. Их целью было только уничтожить реактор. Бомба не взорвалась скорее всего из-за того, что была сброшена так низко, что детонатор не успел сработать.
Позднее, представитель Пентагона, Генри Катто, сообщил, что снимки, сделанные со спутника показали обширные разрушения реактора, причем все бомбы поразили цель. Вокруг не было ни одной воронки. Все бомбы имели прямое попадание. Катто выразил восхищение безупречным рейдом, но добавил, что «мы сурово осуждаем этот акт».
Французский рабочий, Жак Римбо, сообщил в интервью через два дня, что он наблюдал рейд, сидя на террасе кафе неподалеку от места расположения реактора. Его комментарий представляет определенный интерес, ввиду имеющихся фактов.
«4 самолета участвовали в налете. Два из них совершили облёт реактора, видимо чтобы проверить ПВО. Затем 2 других прилетели и сбросили 4 бомбы. Все 4 самолета затем ещё раз облетели реактор, видимо чтобы сфотографировать перед тем как улететь. Точность падения бомб была невообразимой. Когда я прибыл на место, я был просто поражен их точностью. Мне показалось, что бомбы упали не далее метра друг от друга. Во время налета, зенитные пушки вели беглый огонь в течение четверти часа. Были произведены и пуски ракет тоже».
(Этот свидетель очевидно многое напутал. В частности, он видимо принял две четверки самолетов за одну. Но в том, что касается точности падения бомб, его показаниям похоже можно верить.
К сожалению, один 25-летний француз, электрик Дамен Шоссепи, решил поработать этим воскресным вечером. Он стал единственной человеческой жертвой налета на Озирак.
Между тем, набрав высоту, Фалконы быстро собрались вместе, всё ещё соблюдая радиомолчание. Когда Дов убедился, что все на месте, отряд набрал высоту. Затем он передал по радио кодовое слово Флэш, которое означало, что задание выполнено, потерь нет и они на пути домой. Боинг-707 немедленно передал это сообщение командованию. Когда пилоты Иглов услышали слово Флэш, они взяли своих партнеров в Фалконах на сопровождение своими радарами и летели снаружи, всё ещё прикрывая их от возможной атаки. В воздухе не было ни одного МиГа. Пилоты Ф-15 не могли поверить своим глазам, что иракцы не сделали ни малейшей попытки перехватить их самолеты.
Чем больше высота, тем экономичнее полет. Ударная группа гналась за заходящим на западе солнцем. Дов проверил показания своего компьютера на предмет встречного ветра и определил, что наименьший ветер на высоте 38.000 футов (11.400 м), но на этой высоте за двигателем образовывался инверсионный след, который сразу выдавал их любому противнику. Немного выше, на 40.000 футов, инверсионного следа не было, но встречный ветер дул со скоростью 125 узлов (230 км/час). Риск того, что не хватит топлива, однако, был выше и он выбрал высоту 38.000 футов (11.400 м). Ф-15, у которых было много топлива в запасе, поднялись на 41.000 футов (12.300 м), внимательно присматривая за своими подопечными.
Ф-15Б над Саудией так и не был задействован, т.к. операция прошла гладко, без каких-либо осложнений.
Когда в командном бункере услышали сообщение Дова – Флэш, всех охватила бурная радость. Генерал Эйтан позвонил премьер-министру Бегину и сообщил ему о выполнении задания без потерь. Сообщите мне, как только они вернутся, ответил Бегин.
Дов получил ответное сообщение из штаба: Отличная работа. Удачной посадки вам. Он стал думать, как бы это ответить повыразительней, для истории, но в голову ничего не пришло, кроме стандартного Роджер. Однако, он был счастлив. Хорошо бы только чтобы иорданцы не вмешивались и мы поскорее были дома.
Дов проверил запас топлива. Их экономия на пути к цели оправдала себя. Теперь у них оставалось вполне достаточно топлива для благополучного завершения полета. Дорога домой заняла, как и планировалось, 90 минут. Вот под крылом уже показался город Эйлат, а вскоре за ним и авиабаза Этцион. Фалконы, как стая уток, сделали почетный круг над аэродромом и один за другим благополучно сели.
Иглы полетели прямиком на свою базу Тель-Ноф. Фалконы вьехали в подземные ангары и запарковались, облитые морем света, незаметного снаружи. Усталые летчики неуклюже выбрались из кабин в своих насквозь промокших от пота комбинезонах.
Как только стало возможным доставить пилотов в комнату послеполетного разбора, их доставили туда на беседу с представителями командования и разведки. У всех были вопросы. Но летчики, возбуждение которых уже несколько улеглось, отвечали очень просто, без каких-либо очень важных деталей. Тогда принесли видео, отснятые в полете, и все вместе стали с пристальным вниманием смотреть как и что происходило. Можно было наблюдать последовательность бомбометания, точность падения бомб, и зенитный огонь, усиливающийся от одной пары к другой. Было видно как купол обвалился в бассейн охлаждения реактора и как огромные конструкции падали одна за другой. Самыми лучшими были видео с самолетов последней пары, Габриэля и Уди. На них даже было видно как сотрясалась сама земля от мощнейших разрывов бомб.
Механики не нашли никаких повреждений на самолетах. Тряска во время выхода из пике, на которую пожаловались некоторые пилоты, была видимо вызвана ударной волной от разрывов бомб, которые были сброшены очень низко.
Слегка передохнув, летчики опять забрались в кабины своих заправленных Соколов и отправились на свою родную авиабазу Рамат-Давид. Но и там их не отпустили, а усадили в самолет и повезли в Тель-Авив. В штабе ВВС их уже нетерпеливо ждали генералы и разработчики операции с миллионом вопросов. Но пилоты отвечали так просто и односложно, что это никого не удовлетворило. Конечно, многие работали над этой операцией последние полгода и хотели знать все подробности, но у летчиков не было для них никаких волнующих историй. Пилоты дали подписку о неразглашении какой-либо информации об операции Вавилон и им наконец-то позволили вернуться домой, к своим семьям.
Расслабившись, сидя рядом с женой и двумя маленькими детьми у себя дома, в первый день наступившего праздника Шавуот, в 3:30 дня, Дан и его жена Рут услышали по радио сообщение о произошедшем. Он не сказал ни слова. Но Рут повернулась к нему, с глазами полными слёз, и обняв его тихо сказала: Теперь я знаю почему ты так много работал последние полгода.
Командованию ВВС США потребовалось немало времени чтобы поверить в то, что рейд был осуществлен Фалконами без дозаправки.
Командующий ВВС Израиля на одной из пресс-конференций признал, что хотя никаких новых бомб использовано не было, но некоторые новые технические приборы были созданы и установлены на самолетах.
Что касается Ирака, то его система ПВО продемонстрировала свою полную несостоятельность. Иракцы не имели ни малейшего представления о том, кто же на самом деле разрушил их реактор и израильтяне вполне могли свалить всё на Иран, на который сразу же и пали подозрения в совершении налета на Озирак.
Саддам Хусейн потерял лицо из-за неспособности защитить своё любимое детище – ядерный реактор. В течение 10 дней после рейда его нигде не видели и ничего от него не слышали.
Посол Ирака в Италии Таха Ахмед ад-Дауд выступил на пресс-конференции через 5 дней после рейда. Он открыто признал, что его правительство не имело понятия о том, кто атаковал их реактор вплоть до того момента, когда Израиль сам признался в этом.
Революционный Совет Ирака огласил своё заявление по поводу рейда, использовав весь свой словесный яд, который они могли собрать и направить на Израиль, но сделать что-либо практическое против Израиля иракцы были бессильны.
В прессе были сообщения, что самолеты летели в плотном строю чтобы на радарных экранах выглядеть как один большой лайнер. И что пилоты переговаривались между собой по-арабски. Всё это не соответствует действительности. Универсальным языком переговоров в воздухе является английский, а не языки пилотов.
Это сообщение редактировалось 27.05.2006 в 00:39