Militarist: Все сообщения за 26 Мая 2007 года

 
ПнВтСрЧтПтСбВс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Militarist
6884

аксакал
★★★★
А это материал из другой книги.

“The Sandstorm” by David Kimche & Dan Bawly.
London: Secker & Warburg, 1968.

28 сентября 1961 г группа сирийских офицеров арестовала египетского маршала Амера в Дамаске, посадила его в самолет и отправила в Каир с сообщением, что Сирия выходит из состава ОАР (Объединенной Арабской Республики). Для президента Египта Насера это был тяжелый удар и он так никогда и не простил сирийцев за это. Он отказался иметь какие-либо отношения с пришедшим к власти в Сирии режимом. Совершение переворота в Сирии стало приоритетом внешней политики Насера, его разведка неустанно работала над выполнением этой задачи, а дипломаты делали всё возможное чтобы изолировать Сирию на международной арене. В 1963 г режим в Сирии сменился, но оставался нестабильным. В стране шла борьба между пронасеровскими силами и партией БААС. В конце концов утвердилась БААС. Примирение с Египтом оставалось невозможным. Между ними была кровь. Сирийцев в арабском мире считали изгоями, а Каир и Багдад считали их предателями и открыто призывали сирийский народ восстать и сбросить власть партии БААС. Оскорбленные сирийцы решили доказать всем, что они – самые лучшие арабские патриоты, а их идеология социалистического толка - самая правильная. Но это было не так-то просто сделать. Самым популярным в арабском мире был египетский президент Насер. Идеология Насера тоже была квази-социалистической и он тоже боролся за дело арабов. Однако, была одна область, в которой Насер не выделялся. Это была борьба за дело Палестины. Сирийцы пригласили к себе организацию палестинских боевиков Арафата и начали оказывать ему всяческую поддержку, прославляя себя как главных борцов за освобождение Палестины. Здесь у сирийцев был хороший шанс опередить египтян и вернуть себе признание в других арабских столицах. Партия БААС проповедовала теорию революционной войны. Насер был не готов к такой войне. Он делал всё возможное чтобы предотвратить такую войну. Не то чтобы Насер был благоприятно настроен к Израилю. Вовсе нет. Но он сознавал свою слабость и категорически заявил, что до тех пор пока его армия не станет достаточно сильной чтобы сокрушить Израиль, очень глупо провоцировать Израиль на возмездие. Насер относился к Израилю с предельной осторожностью. Задолго до того он разогнал банды федаинов, совершавших бандитские налеты на Израиль из Газы в 50-х годах и которые стали одной из главных причин участия Израиля в войне против Египта в 1956 г вместе с Англией и Францией. И действительно, после конфликта 1956 г граница Египта с Израилем была тишайшей.

Сирийцы знали осторожную позицию Насера и понимали его мотивы. И они понимали, что это давало им отличную возможность рассчитаться с Насером. Возглавив крестовый поход против Израиля, сирийцы могли загнать Египет в угол и добиться признания от него.

К концу 1963 г сирийцы получили подарок судьбы в виде израильского проекта водовода по транспортировке воды из озера Кинерет (Тивериадского озера или Галилейского моря) в засушливый район пустыни Негев для орошения почвы. Тут то сирийцы могли воплотить в жизнь свои воинственные планы. Арабы неоднократно заявляли, что расценивают этот проект как акт агрессии против них, на который они ответят силой. Насер сам как то раз выступил с заявлением, что арабы будут бороться против израильского проекта даже если это будет стоить им миллион жизней. Теперь Сирия попросила Египет уплатить по счетам и сдержать своё обещание. А если Египет откажется, заявили сирийцы, Сирия одна начнет войну с Израилем за правое дело арабов. И чтобы доказать свою решимость, сирийцы инициировали серию инцидентов на сирийско-израильской границе. Насер оказался в неловкой ситуации. Он не мог теперь сидеть тихо и не пошевелить даже пальцем пока израильтяне строили свой водовод. Но он не мог и рисковать вступив в конфронтацию с Израилем, тем более когда половина его армии была задействована в Йемене. Но больше всего он не мог позволить сирийцам забрать у него титул лидера арабского мира и самим стать главными героями в глазах всего арабского мира за его счет, да ещё возможно втянув арабов в войну, к которой они не были готовы. Насеру пришлось пойти на компромисс. Нет, он по-прежнему отказался иметь дела с баасистами Сирии или с реакционными режимами Саудии и Иордании. Насер предложил провести встречу арабских лидеров чтобы обсудить свой план действий в связи с израильским водным проектом. Однако, он сразу предупредил, что не даст втянуть себя в войну, к которой не готов. Он призвал арабов проявить терпение, которого требует борьба с еврейским государством.

Сирийцы были в восторге. Их экстремизм не пропал даром. Насеру пришлось пригласить своего архи-врага, сирийского президента, в Каир. На встрече глав государств, сирийцы оказались в одиночестве со своим призывом к немедленной войне с Израилем. Остальные лидеры предпочли другой путь. Они решили начать работы по изменению русла притоков реки Иордан в Сирии, Ливане и Иордании. Это было намного безопасней с их точки зрения. Насер имел все основания праздновать свою дипломатическую победу. Началась новая эра межарабского сотрудничества в противостоянии с Израилем. Арабские вооруженные силы должны были постепенно наращивать свою мощь чтобы в нужный момент сообща разделаться с Израилем.

Сирийцам пришлось принять решения совещания, которые запрещали арабским странам провоцировать Израиль на войну до срока. Но сирийцы не собирались отказываться от своих планов. Тем более, что хотя Насер пригласил их в Каир, но дипломатические отношения не восстановил и потому полного признания не произошло. Сирийцы знали, что делать дальше. Они уже вкусили успех, приносимый экстремизмом и планировали продолжить в этом направлении. Сирия сама не могла себе позволить открыто нарушить решение совещания, но боевики Арафата из организации Фатх могли. Сирийцы начали обхаживать Фатх, помогать им во всех отношениях и исподволь усиливать свой контроль над ними. Первая успешная диверсия Фатха произошла 14 января 1965 г, когда террористы взорвали мину под водоводом. С тех пор боевики с возрастающей частотой стали проникать в Израиль и совершать диверсии. Темными безлунными ночами, небольшие группы боевиков пробирались на территорию Израиля и совершали диверсии. Объекты их диверсий чаще всего были случайными и не имели особой важности. Но это им и не требовалось. Им было важно нанести удар, посеять страх, нагнетать напряженность и провоцировать возмездие. Израильтяне ответили устройством многочисленных засад и патрулей в приграничной полосе. В начале, все эти рейды Фатха производились из Иордании, так как сами сирийцы не хотели привлекать внимание к себе. Постепенно число рейдов возрастало и профессиональные навыки террористов улучшались. В то же время, начало нарастать напряжение и вдоль сирийско-израильской границы, где сирийцы стремились помешать израильтянам культивировать сельхоз угодья в демилитаризованной зоне. Израильтяне не отвечали на эти атаки в течение пяти месяцев, пока пятеро израильтян не были ранены во время нападения террористов на один из киббуцев, а на следующий день женщина и её двое детей были тяжело ранены взрывом подложенного террористами под их дом динамита. В ночь на 27 мая израильские солдаты пересекли границу с Иорданией и уничтожили базы террористов в районе Дженина и Калькилии. Это был первый израильский рейд возмездия со времен Синайской кампании 1956 г. На следующий день нач. Генштаба генерал Рабин заявил, что рейд был совершен в ответ на 9 атак террористов, произведенных с территории Иордании и если подобные атаки не прекратятся, израильская армия продолжит наносить ответные удары.
Это было именно то, на что Фатх надеялся. Это подтвердило Фатху и сирийцам, что практика террора оправдывает себя. Они были в восторге. И они продолжили свои атаки с удвоенной энергией. Это начало превращаться в настоящую войну.

Между тем, арабский план отвернуть притоки от впадения в Иордан провалился. Израильская артиллерия и авиация уничтожали арабские тракторы, бульдозеры и другую технику, работавшую над проектом. Арабы не смогли что-либо противопоставить действиям противника. Сирий…

Дальше »»»
 
Это сообщение редактировалось 02.06.2007 в 21:32

Militarist
6884

аксакал
★★★★
Продолжение последней книги:

Насер приказал двинуть в Синай две дивизии, в дополнение к одной усиленной дивизии, постоянно дислоцированной там. Впоследствии, в своей речи в годовщину революции, 23 июля, Насер сказал, что ближневосточный кризис начался с израильского намерения напасть на Сирию. И он добавил, что он получил информацию об этом из разных источников. «Наши сирийские братья сообщили нам, что Израиль сконцентрировал 18 бригад на их границе. Мы попытались проверить эти данные и установили, что Израиль сосредоточил на сирийской границе не менее 13 бригад. Русские также проинформировали египетскую парламентскую делегацию в Москве, что вторжение в Сирию может случиться очень скоро». К 14 мая Насер был явно убежден, что израильская атака на Сирию должна была вот-вот случиться. Советское предупреждение вероятно убедило его в этом. В такой ситуации он был обязан сделать что-то. Размещение дополнительных сил на Синае имело двойную цель. Предотвратить израильский удар по Сирии и восстановить престиж Египта, подорванный египетским бездействием во время инцидентов в деревне Сама, в Иордании, во время крупной израильской операции против боевиков Фатха, когда потери понесла и иорданская воинская часть, случайно оказавшаяся в районе операции, а также во время событий 7 апреля, когда 6 новейших МиГ-21 были сбиты в воздушном бою над Сирией. Однако, направление войск в Синай надо видеть ещё и в свете становившейся всё более радикальной внешней политики Египта, процесса начавшегося осенью 1966 г, когда арабские встречи в верхах были отменены. С тех пор Египет всё больше втягивался в экстремистскую политику Сирии и даже начал поощрять действия Фатха, кторые раньше Египет подвергал сильной критике. Наблюдалась растущая безрассудность египетской политики.

Насер понимал также, что одного перемещения египетских войск в Синай недостаточно без удаления оттуда наблюдателей ООН, ибо его недоброжелатели в Арабском мире , в частности, иорданцы не принимали его действий всерьез. Так Радио Аммана насмешливо заявило: «Насер издаёт воинственные звуки, прячась за спиной наблюдателей ООН». Поэтому Насеру было важно выполнить своё обещание, данное на саммите в Касабланке, что он не позволит войскам ООН помешать египетским операциям против Израиля.

16 мая в 22:00 египетский связной офицер доставил индийскому генералу Рикхие, командовавшему силами ООН, письмо от начальника египетского Генштаба, в котором сообщалось о возможности начала боевых действий между Египтом и Израилем и выдвигалось требование к силам ООН покинуть район их дислокации в интересах их безопасности. Генерал Рихкие ответил, что он сообщит об этом требовании Египта генсеку ООН У Тану, но до получения его указаний не может сам принять такое решение. Но Насер приказал египетским войскам начать занимать посты ООН, не дожидаясь ответа от У Тана. Утром 17 мая египтяне начали занимать югославские посты на границе. Позднее, пришло указание У Тана начать эвакуацию сил ООН. У Тан, позднее, подвергся суровой критике со стороны США и европейских стран за чрезмерную быстроту своего решения, когда он должен был вынести такой шаг на рассмотрение Генеральной Ассамблеи.

Для Насера же складывалась совершенно новая ситуация. 19 мая наблюдатели ООН покинули свой пост в Шарм эль-Шейхе и Египет получил свободу действий в Тиранских проливах, ведущих из Красного моря в Акабский залив. Насер знал, что все его достижения последних дней в укреплении своего престижа сойдут на нет, если он продолжит позволять израильским судам проход через проливы. «Реакционеры» в Арабском мире использовали бы эту его слабость безжалостно и даже его союзники в Дамаске и Алжире позлорадствовали бы над этими его неприятностями. И всё же Насер колебался. Он всё ещё не хотел войны. Израиль снова и снова заявлял, что он будет рассматривать закрытие для его судов прохода через проливы как акт войны. Насер решил подождать и посмотреть на реакцию Израиля. Израильтяне, однако, не спешили реагировать. 21 мая в Израиле было объявлено, что премьер Леви Эшкол выступит на следующий день в кнессете с важной речью о тревожной обстановке на границах страны. Это стало бы его первым публичным заявлением после вывода сил ООН. Израиль должен был оповестить всех о своих намерениях. Для Насера эта речь имела решающее значение. Он собирался вести себя в дальнейшем, в зависимости от сказанного израильским премьером. Речь Эшкола была образцом умеренности. Он призвал к миру между Израилем и его соседями. Он призвал Насера вывести войска с Синая. Но он не обмолвился ни словом о проливах. Это послужило Насеру зеленым светом. Он не услышал ничего опасного для себя. Речь Эшкола подтвердила его подозрения, что в Израиле у власти стояло слабое правительство, не готовое к войне. Теперь Насер мог преследовать более далеко идущие планы без риска войны. На следующий день Насер посетил авиабазу Бир Гифгафа и остался очень доволен полной уверенностью летчиков в своих силах. Египетские пилоты были абсолютно уверены в своей способности разгромить израильскую авиацию и в том, что города Израиля лежали перед ними беззащитными. Их полная самоуверенность успокоила Насера. Он уезжал с авиабазы в уверенности, что на этот раз египтяне будут твердой косточкой для Израиля. Вскоре после полуночи Радио Каира оповестило мир о решении Египта закрыть Тиранские проливы для прохода израильских судов и грузов в Израиль. Сообщение гласило: «Израильского флага больше не будет в Акабском заливе. Наш суверенитет над заливом не подлежит сомнению. Израиль может ответить войной. Но Израиль не имеет сегодня на своей стороне Англию и Францию как это было в 1956 г. Мы стоим с Израилем лицом к лицу. Израиль угрожает нам войной и мы говорим им – вперед!» События были предрешены.

Это был уже не тот осторожный Насер, каким он был всего несколько дней назад. Он пребывал в экстазе. Позднее, он говорил, что он по-прежнему расценивал вероятность войны как 50 на 50. Но теперь он не боялся войны. Фактически, он очень умно оценивал возможную израильскую реакцию. Он рассказал об этом группе старших офицеров вскоре после закрытия проливов. Некоторые из этих офицеров впоследствии попали в плен к израильтянам. Насер сказал тогда, что Эшкол сделан из совсем другого теста по сравнению с Бен-Гурионом. Скорее всего он не решится на войну и ограничится одной дипломатией. И даже если Израиль предпримет какую-нибудь военную акцию, это будет ограниченная акция, возможно по реоккупации Газы. Но ни при каких обстоятельствах, считал Насер, Израиль не начнет полномасштабную войну с Египтом. Более того, по мнению Насера египетская армия была достаточно сильна чтобы выстоять даже в такой войне и не допустить решительной победы израильтян. В самом худшем случае, русские придут на помощь Египту в ООН и заставят Израиль остановиться. Но при этом проливы останутся закрыты. Израильтянам и американцам придется упрашивать Насера смилостивиться, а козырь будет в руках у египтян. По этим причинам Насер не боялся войны. Но он также не верил в то, что Израиль начнет войну. В вышеупомянутом разговоре со старшими офицерами, Насер обратил их внимание на следующие моменты:
1. Хотя атаки федаинов перед Суэцким кризисом давали Израилю хорошее оправдание для своей атаки на Египет, израильтяне не начали войну из-за этого одного. Они решились на войну только вместе с Англией и Францией.
2. Израильтяне воевали тогда с не очень сильным контингентом египетских войск, дислоцированном на Синае. Наши основные силы противостояли англо-французским захватчикам. А сейчас мы построили много укреплений в Синае, которые станут крепким орешком для противника.
3. В 1956 г решения принимались агрессивным Бен-Гурионом и его воинственным начальником Генштаба Даяном. Правящая сегодня команда в Израиле слаба. Более того, сегодня Израилю сегодня противостоит весь Арабский мир, объединившийся перед лицом возможной израильской агрессии. А Израиль сегодня одинок. Никто не готов сражаться вместе с ним против арабов.

Как бы подкрепляя рассуждения Насера, из Израиля не было сильной реакции на закрытие проливов. Это ещё больше укрепило убежденность Насера в правильности своей оценки…

Дальше »»»
 
Это сообщение редактировалось 26.05.2007 в 17:57

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru